Здравия желаю уважаемые авторы и читатели обзоров. Роясь в архивах нашел материал для написания обзора,чем и спешу поделиться. Перелет был осуществлен по маршруту Москва (Аэропорт Чкаловский) с тремя техническими посадками - аэропорт первой столицы Урала города Пермь (Большое Савино), аэропорт Чита, аэропорт Владивосток, международный аэропорт Пхеньян.
Аэропорт Пхеньян Сунан (Pyongyang Sunan International Airport)
Страна: Корея Северная
Международный аэропорт Северной Кореи
Часовой пояс GMT (зима/лето): +9/+10
Географические координаты аэропорта: Широта (39.22), Долгота (125.67)
Месторасположение: 24 км севернее центра г.Пхеньян
Количество терминалов: 1
Код ИАТА: FNJ
Код ИКАО: ZKPY
Почтовый адрес: Sundon District, Pyongyang, Korea (North)
Аэропорт прилета: Samjiyon, Корейская Народно-Демократическая Республика
Код ИАТА: YJS
Местное время: +9 GMT
Северная Коря это просто заповедник советской лётной техники. Мне всегда хотелось туда попасть. Тут по конторе прошел слух, что едет наша делегация в Самджион на военный завод. Не буду описывать как мне захотелось https://www.airlines-inform.ru/license/. Я вломился к начальнику и просто взвыл как падающая бомба- возьмите меня в Корею, а то я сна и аппетита лишился!https://www.airlines-inform.ru/license/ За столом сидело еще несколько человек. Начальник поднял на меня глаза и невозмутимо спросил, а ты политику ЦК ВКПБ правильно понимаешь? Линию взятую партией большевиков поддерживаешь?Я слегка сконфузился и с искренностью Павлика Морозова стал рассказывать про некогда конспектированный мною "Манифест коммунистической партии", с жаром рассказывать, что имеет место и самокритика партии ссылаясь на статью И.В Сталина "Головокружение от успехов" и В.И Ленина "Как нам реорганизовать рабкрин". Когда я дошел до "Капитала " мне не дал закончить громкий , дружный хохот всех присутствующих.Тут я понял, что меня развели как мальчишку.https://www.airlines-inform.ru/license/ Просмеявшись и утирая глаза платочком , пожилой генерал по отечески сказал - иди оформляйся есть два свободных места.
https://www.airlines-inform.ru/license/ P-632 Air Koryo
Tupolev Tu-204-100, заводской 1450742364012 / 012, собран в 1994 (22 года). Я на нем тоже летал из Пекина в Пхеньян. Но это совсем другая история.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Перелёт до Пхеньяна осуществлялся личным бортом командующего ЦВО. Самолет Ту 154 М 2010 года выпуска. Подавляющее большинство читателей и авторов этого сайта летали на Ту 154. И нет надобности его описывать. Самолет из-за принадлежности командующему имеет ряд особенностей. Сразу позади кабины расположен салон для "барина". Затем следует буфетная и кухня, после нее оборудован обеденный салон. В хвосте , отделенный перегородкой, находится салон для сопровождающих лиц. Вот в общем то и все. Удивительно было найти в меню бортового питания суп. Никогда прежде и в последующем я не видел супов в меню авиакомпаний. Было два вида- борщ и солянка.Не представляю как бы всё это выглядело попади мы в турбулентность. Но ни на потолке ни на окружающих предметах следов борща не было и это меня успокоило.
Мы приземлились когда было уже светло.
Мой любимый ИЛ-62М стоит на обслуживании.Ilyushin Il-62M, заводской 3647853 / 47-05, собран в 1986 (30 лет)сейчас, увы, на хранении.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Ан 148 и второй ИЛ 18 Д. Стоят на перроне.P-671 Air Koryo
Antonov An-148-100B, заводской 03-08, двигатели D-436-148, собран в 2012 (4 года)
https://www.airlines-inform.ru/license/ В Корее категорически запрещена съемка объектов инфраструктуры аэропорта, ну просто категорически. Учитывая обилие людей в военной форме фотографировать шпионским способом тоже не выйдет. По этому все снимки аэропорта предоставлены KCNA информационным агентством Северной Кореи. Но как и положено... В любой бочке дёгтя найдется ложечка мёда- снимать сами самолеты, персонал разрешено , не нужно даже спрашивать разрешения.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Пограничный контроль. Сдаем миграционные и таможенные декларации. Мадмуазель весьма сурова, но при этом хорошо говорит по русски. Вообще очень многие в обоих аэропортах хорошо говорили по русски.
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Пройдя формальности мы уж было приготовились вернуться в наш самолет , в наши насиженные за долгий перелет кресла, но нам сказали, что самолет останется в Пхеньяне, а вы полетите нашим бортом. После чего нас отвели в зал ожидания и передали гиду и переводчику. Собралась преизрядная толпа. И все за исключением обслуживающих лиц были англоговорящие иностранцы. Как позже выяснилось это были споттеры из Канады. Оказывается Северная Корея устраивать экскурсии на ретро самолётах.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Стойки регистрации. В здании аэропорта очень немноголюдно. Не имея билета в залы отлетов пройти нельзя.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Выходы на посадку. Все весьма и весьма на высоком уровне. Чистота невероятная.
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Местные жители самолетом почти не пользуются по этому магазин "Дьюти фри" предлагает свои услуги при перелетах на внутренних направлениях.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Интраскопы таможенного поста.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Не смотря на то, что никаких билетов у нас не было, мы прошли регистрацию и получили посадочные талоны.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Табло есть двух видов старое двуязычное перекидное и плазменное только на корейском.
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Из панорамных окон хорошо видно перрон.
Спешу развеять сомнения многих. Бизнес зал в аэропорту Пхеньяна есть и он на много круче бизнес зала в аэропорту Дубай. Выбор огромный, все свежевшее, винная карта длиннее чем "Свитки Мёртвого моря". Кухня как дальневосточная так и европейская. Все невероятно вкусно.
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Национальный перевозчик Северной Кореи- Air Koryo.
Дата основания: 1954 (как Chosonminhang Korean Airways)
Хабы: Международный аэропорт Сунан
Размер флота: 20 воздушных судов.
Пунктов назначения: 11.
Штаб-квартира: Корейская Народно-Демократическая Республика Пхеньян, КНДР
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Сердце ёкнуло в груди и часто забилось. Наш борт Ил-18Д. Горячо любимый самолет на котором совершено , ни как не меньше , трех витков вокруг земного шара.
Схема салона наше машины. https://www.airlines-inform.ru/license/ Наш Герой. P-835 Air Koryo
Ilyushin Il-18D, заводской 188011205 / 112-05, собран в 1969 (47 лет)
Экипаж, -5.
Число пассажиров, чел. 89.
Двигатель, тип х кол, название ТВДх4, АИ-20М
Тяга, э.л.с. 4250
Размах крыла, м 37.42м.
Площадь крыла, 140,0.
Длина самолета м. 35.9.
Высота самолета, м 10,17
Масса: максимальная взлетная / пустого, кг 64 000 / 33 760
Полезной нагрузки, кг 13 500
Максимальная скорость на высоте крейсерская, км/ч 650.
Практический потолок, м 10 000
Максимальная дальность, км 6500.
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Нас подвезли к самолёту на автобусе. Посадка осуществлялась по заднему трапу.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Наш гид-переводчик. Все представленные нам корейцы были либо Кимы либо Паки! Они очень быстро привыкли к том, что мы их постоянно путаем и относились к этому с азиатской невозмутимостью. И тут вдруг кореец со звучным именем Зы Дык Тхань! Мы страшно обрадовались, потому, что появилась возможность ну хоть как-то его идентифицировать. Стали расспрашивать и выяснилась "сермяжная правда" , что он не кореец, а вьетнамец , закончил наш "лумумбарий" и он настолько прикипел сердцем к идеям "Чёч-хэ", что осел в Северной Корее и почти ассимилировался.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Нас быстренько распихали по местам согласно "купленным билетам". Мое оказалось 22 С во втором (основном) салоне. И мы стали выруливать на взлёт.
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Взлет! Мимо нас проносятся "изделия " российского и советского авиапрома.https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/ Поборов положительные эмоции, пришло время осмотреться на месте. Инструкция по безопасности. Никаких журналов и прочей печатной продукции, а равно как и гигиенического пакета в кармашке предыдущего кресла -нет. Да и к чему они когда летишь на представителе живой истории, первом самолете имеющем прозвище - лайнер!
https://www.airlines-inform.ru/license/ Приборная панель над головой. Несколько удивил порядок букв, учитывая, что кресел в ряду- пять. Ну да не суть.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Панорама салона. Кресла расположены 2+3. вместимость 89 пассажиров. Самолет имеет три салона.
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Перелет всего 50 минут, но тем не менее началось полноценное обслуживание. Сначала понесли напитки(Вода, чай, пиво , шампанское).
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Доброе имя Северной Кореи не перенесло бы если бы иностранцы остались голодными. Был предложен "перекус" в виде гамбургера с напитками по выбору и в неограниченном количестве.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Разворачиваем. https://www.airlines-inform.ru/license/ Никаких сюрпризов нет. Обычный гамбургер. https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Двигатели: АИ 20 М. Мощность на взлетном режиме:4000 л.с.
Удельный расход топлива на взлетном режиме:0,259 кг/л.с.ч.
Часовой расход топлива взлетном режиме:1040 кг/ч
Расход воздуха на взлетном режиме:20,9 кг/с
Степень повышения давления:9,32
Температура газов максимальная:не более 720°С
Расход масла:не более 0,5 кг/ч
Масса двигателя:1040 кг
длина:3096 мм
ширина:842 мм
высота:1180 мм
ресурс: до 40 000 мото-часов
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Облачка для Сергана. https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Удивительно , но так же как и в "Горбатой Кони" - "Логхид Констелейшен", самый тихий и комфортный салон находится в конце самолета. Там же находится и еще один туалет.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Удивительно, но в изделии советского авиапрома имеется такая сибаритская роскошь как гардероб.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Ну, а теперь о вечном. На борту два туалета. Один в главном вестибюле, второй в конце салона в хвосте. Корейцы его содержат в превосходном состоянии. Гардероб и туалет находятся в плоскости работы четырёх двигателей и редукторов. По этому шум и вибрация там весьма ощутимые.
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Снимок из иллюминатора над крылом.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Приступаем к посадке. 50 минут пролетело как будто и не было.
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Появилась возможность сделать снимок из заднего пассажирского люка.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Я взмолился и мне разрешили съемку и из переднего пока самолет проветривали. Вид завораживает.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Наш ГЕРОЙ. https://www.airlines-inform.ru/license/ Наши "красотулечки". Девочки чудо. Говорят по русски, французски и по английски. А невозмутимость истинно азиатская.
https://www.airlines-inform.ru/license/ За высокий сократовский лоб и вытянутый нос наш самолёт получил еще прозвище- Дельфин. Тут особенно хорошо видно.
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Тем временем прилетел еще один раритет: P-537 Air Koryo
Antonov An-24B, заводской 67302408 / 024-08, собран в 1966 (50 лет)!
https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Зы Дык Тхань устроил фотосессию с экипажем. Оба окончили Ульяновское училище пилотов. Оба говорят по русски лучше меня.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Здание аэропорта Самджион. "Икона" Ким Ир Сена в "красном углу" как и положено. https://www.airlines-inform.ru/license/ Не знаю почему, но меня это совершенно не напрягало во время этого визита , равно как и во время множества последующих, используется при встрече делегаций
https://www.airlines-inform.ru/license/ Публика попроще выходит через помещение диспетчерской вышки.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Но и та никуда не денешься от ока Ким Ир Сена и его наследника Ким Чен Ира. Видимо на портрете великий кормчий показывает своему сыну где именно находится то самое пресловутое -"Чёч-хэ". К тому времени оба эти товарища мирно почили в бозе, а портрет Ким Чен Ына видимо еще не доставили.
https://www.airlines-inform.ru/license/ План аэропорта сверху.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Какой -никакой багаж пассажиров и прочие грузы здесь возят просто, не заморачиваясь на тракторе.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Без портрета Ким Ир Сена и Ким Чен Ира ну никак https://www.airlines-inform.ru/license/.
https://www.airlines-inform.ru/license/ И тут я увидел живую легенду, Да еще на ходу. Ил 14! В 1980х мне доводилось летать на этой машине из Архангельска в Котлас. Увидев его я стал лихорадочно придумывать причину командировки куда летает этот легендарный самолет.https://www.airlines-inform.ru/license/ https://www.airlines-inform.ru/license/ Немного поснимал в аэропорту прилета. Погода была отличная.
А вот самолет на котором мы спустя сутки возвращались в Пхеньян.
P-561 Air Koryo
Tupolev Tu-154B-2, заводской 83A573 / 0573, двигатели NK-8-2U, собран в 1983 (33 года)
https://www.airlines-inform.ru/license/ Ил 76Д. ВВС Северной Кореи без опознавательных знаков.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Аэропорт, особо охраняемый объект. По этому присутствие военных никто не отменял.
https://www.airlines-inform.ru/license/ И тут у меня случился разрыв шаблона. Не знаю по какой причине может из-за учений , а может из-за споттеров над аэродромом прошел МиГ-17. Это было нечто. Я был потрясен. А "деды", некогда летавшие на этих машинах, встали во фрунт.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Главный вход аэропорта Самджион.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Подводя итоги могу сказать, что Северная Корея мне очень понравилась. Она выглядит изнутри совсем не так как ее рисуют СМИ. Да бедно, да скудно, но зато все сами и при том с весьма высоким качеством. Уверен, что при корейском качестве обслуживания "первобытный" Ил-14 пролетает еще сто лет. Благодарю Вас за потраченное внимание.