Настал день возвращения из Приморья - 2 октября 2015 г.
Двумя днями ранее по СМИ и интернету громогласно разнеслась информация об ультиматуме Аэрофлота по поводу возможного прекращения оплаты топлива для самолётов Трансаэро как раз с 02.10.2015 и заявлении правительства РФ о возможном банкротстве авиакомпании.
Получалось, что мой самолёт в любом случае должен был вылететь из Домодедово накануне, а полетит ли он из Владивостока обратно - это был вопрос. Масла в огонь подливало то, что уже полным ходом шли отмены международных рейсов ТСО и ряда внутренних. Я успокаивал себя тем, что дальневосточные рейсы являются одной из "скреп", удерживающих Дальний Восток в составе РФ, так что резкие действия здесь будут предприняты в последнюю очередь, да и в глубине души была уверенность, что всё будет хорошо. Так и получилось.
Моя дорога в аэропорт началась ещё затемно на вокзале Владивостока,
https://www.airlines-inform.ru/license/
где в 6:20 я сел на самую обычную электричку до остановки "Артём-Приморский 1". Билет стоит 70 рублей, что в 5 раз дешевле аэроэкспресса.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Железная дорога проходит под низководным мостом, через который пролегает альтернативная дорога из аэропорта в город.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Восход солнца
https://www.airlines-inform.ru/license/
В 7:35 высаживаюсь на вышеназванной остановке. Накануне прошёл тайфун, после которого резко похолодало, и утро встречает меня почти морозной свежестью. До аэропорта 4 километра пешком. Багаж в виде заплечного рюкзака необременительный, времени вагон, и можно прогуляться не спеша.
Указатель у развязки на аэропорт уже начал линять
https://www.airlines-inform.ru/license/
Приморская осень. Из-за близости океана настоящая осень со своими красками будет недели через 2, а это лишь её предвестники.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на терминал аэропорта и терминал аэроэкспресса
https://www.airlines-inform.ru/license/
Неподалеку от терминала установлен в качестве памятника Як-40, названный в честь заслуженного пилота РФ В.А. Сайбеля, генерального директора а/к Владивосток-Авиа, которую поглотил Аэрофлот, сделав из неё а/к Аврора.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кстати, во Владивостоке также есть памятник Як-40.
https://www.airlines-inform.ru/license/
У терминала готовится к полёту в Шереметьево аэрофлотовский B777-300ER VP-BGF. В окнах телетрапа не видно "движухи", а значит, посадка ещё не началась. Так что если вы летите рейсом SU1701 налегке, без багажа, с пройденной онлайн-регистрацией и распечатанным посадочным талоном и умеете достаточно быстро ходить, можете попробовать так же сэкономить на аэроэкспрессе. За последствия не отвечаю, риск целиком лежит на вас.
https://www.airlines-inform.ru/license/
У меня же по прежнему впереди много времени, решаю немного поспоттить из-за забора.
На стоянке находятся: два зелёных огурца А320 - один с классическими законцовками крыла
https://www.airlines-inform.ru/license/
другой - с шарклетами и имеет регистрационный номер VP-BOG (с учётом того, что у S7 есть также А320 VQ-BES, выглядит это особенно забавно)
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ту-204 СЛО "Россия"
https://www.airlines-inform.ru/license/
B735 Авроры в ливрее SAT с облезлым носом и патриотичной регистрацией RA-73013
https://www.airlines-inform.ru/license/
Хотелось заснять взлёт аэрофлотовского 77W но, погуляв около аэропорта, я замёрз и, не дождавшись взлёта, решил скоротать остаток времени внутри.
Табло вылетов. Посадка на рейс АФЛ как раз только что закончилась. Рейс на Терней по факту был отменён, о чем неоднократно извещал громкоговоритель.
https://www.airlines-inform.ru/license/
До начала регистрации на мой рейс UN124 ещё около полутора часов (я зарегистрировался через смартфон за 30 часов до вылета, так что мне оставалось лишь получить посадочный талон и сдать багаж) и я отправился перекусить в неоднократно упоминавшееся в обзорах кафе на нижнем уровне терминала. Обнаружилось, что кафе перестало быть "секретным" и обзавелось указателями.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот еда здесь не порадовала. За незатейливые суп и второе пришлось выложить 300 рублей, при этом блюда оказались невкусными. Вот она, цена пиара. Так что не рекомендую. Берите еду с собой из города. В кафе заглянул во флайтрадар и увидел, что за мной летит борт EI-UNL, который уже начал снижение.
Выйдя из кафе, обнаруживаю, что регистрация уже началась. Получаю посадочный талон
https://www.airlines-inform.ru/license/
и отправляюсь на эскалаторе на второй этаж в зону вылета.
"Мой" Боинг уже совершил посадку и заруливает к терминалу
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Припарковался. Красный слева, зелёный справа - всё по правилам https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Итак, интрига: будут ли заправлять самолёт? Вырвался вздох облегчения, когда без задержки к Боингу подъехали жёлтые топливозаправщики и присосались к крыльевым бакам.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем совершает посадку северокорейский Ту-204 из Пхеньяна.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В этой ливрее с этого ракурса он напоминает огромное насекомое наподобие богомола. Одновременно и пугающе, и забавно.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сборище экзотических ливрей
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вездесущая на Дальнем Востоке Аврора. А320 VP-BOG готовится к вылету в Новосибирск.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Высоко над аэропортом пролетает противолодочный франкенштейн Ил-38, выполняющий какую-то секретную миссию. Эти самолёты базируются на аэродроме Николаевка под Находкой.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем небо постепенно затягивается облаками...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Флайтрадар показывает, что скоро должен появиться аэрофлотовский А330-300, выполняющий рейс SU1702. Вот и он.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Касание:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Заруливание:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Символичное фото. Из двоих скоро останется только один...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Немного снимков зоны вылета:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Посадка началась. Что же, в свете всего, что происходит сейчас с авиакомпанией, уже совершенно ясно, что это мой последний полёт с Трансаэро (к счастью, я, словно предчувствуя грядущие события, не поддался соблазну накупить демпинговых билетов у ТСО на зиму). Так пусть же этот полёт запомнится надолго!
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Борт EI-UNL - первый 777-300, который Трансаэро получило ещё в ноябре 2011 года. Салон отличается от салона EI-UNP разительно: вместо красного и синего "экономов" - монохромные тёмно-синие кожаные кресла, выглядящие совсем новыми. Видимо, недавно была проведена реновация салона.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Во время полёта на EI-UNP, описанном в предыдущем обзоре, я внимательно осмотрел различные ряды эконома, и в этот раз принципиально выбрал место 53К, которое имеет два иллюминатора (к счастью, оба оказались практически без изъянов).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Во время онлайн-регистрации, кстати, снова были доступны места во второй половине переднего салона эконома с увеличенным шагом кресел, расположенные над двигателем и крылом и не подходящие тем, кто хочет, чтобы вид из окна ничто не загораживало.
Усевшись в кресло, сразу обнаруживаю, что оно намного комфортнее, чем кресла в EI-UNP - возможно, что форма спинки тут уже "анатомическая". Развлекательная система Lumexis работает, в салоне играет мелодия из гимна Трансаэро. Приятно!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мало того, оказывается, что на этом самолёте, и также в хвостовом салоне (правда, в среднем ряду), летит мой знакомый, с которым не виделись уже несколько лет! Он летал во Владивосток в командировку на 3 дня и сейчас возвращается домой. Вот так сюрприз!
Пара снимков, дающие наглядное представление о просторности салона:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид из окна на двигатель RR Trent 772 и стойки шасси стоящего по соседству А333
https://www.airlines-inform.ru/license/
Северные корейцы полетели домой
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тягач выталкивает Боинг в зону запуска двигателей. Вид на терминал из окна:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Запуск двигателей:
Взлетаем в южном направлении с правым разворотом на 180 градусов:
https://www.airlines-inform.ru/license/
После разворота из иллюминатора становятся виден Уссурийский залив. Дорога во Владивосток:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Аэропорт Кневичи, старый аэропорт Озёрные Ключи (выглядящий как отросток от основного аэропорта), терминал и линия аэроэкспресса. Виден и А330, который выталкивают в зону запуска. Позади - город Артём.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Посёлок Кневичи и окраина города Артём.
https://www.airlines-inform.ru/license/
До свиданья, земля! Здравствуй, небо!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Прорезаем слой облаков...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и за окном появляется красота.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Перед Хабаровском выходим на эшелон FL310. Выше не дают, потому что здесь проходит оживлённая авиатрасса между Японией и Европой и верхние эшелоны заняты.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот и попутный трафик со стороны Японии.
В772 Air France:
https://www.airlines-inform.ru/license/
A333 Finnair, с которым красиво расходимся в небе:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Время еды. На этот рейс у меня также был заказан seafood и он также разительно отличался от сифуда на рейсе во Владивосток. Всё съедобно и вкусно (разве что рис суховат) и заслуживает оценки 4+. Хвала "Аэромар-ДВ"!
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как можно видеть, наш самолёт снизили до эшелона FL300 (9 тысяч метров). Не лучший вариант в плане расхода топлива, но такова воля диспетчеров.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем за окном - волнистые облака верхнего яруса, а над нами - чей-то свежий конденсационный след.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тень, отбрасываемая следом от самолёта на тонкую дымку облаков:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подлетаем к великой реке Лене. Возникает чувство, как будто сейчас начнётся что-то чрезвычайно интересное...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Облака начинают разрежаться, и внизу показывается широкая темная лента реки в обрамлении горящей золотом лиственничной тайги!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Золотое и зелёное:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ну а здесь - без комментариев.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пересекая Лену:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Облака, раскрашенные "глорией" от самолёта:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Небольшие притоки Лены:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
"Глория" на облаках. Золотая тайга осталась позади, самолёт уходит всё севернее, облака на какое-то время закрывают землю...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Облака снова расступились, и самолёт достаточно долго летит параллельно немаленькой реке. Видимо, это либо Подкаменная, либо Нижняя Тунгуска.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее под крылом появляется вот такая "подкова"
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
после чего земля надолго исчезает в облаках. Иногда в разрывах облачности видна заснеженная тундра:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Иллюминатор также слегка подмёрз:
https://www.airlines-inform.ru/license/
"Глория" во всей красе. Обработка несколько гипертрофированная, но тем лучше передаёт явление:
https://www.airlines-inform.ru/license/
На мгновение показался Енисей и снова облака закрывают землю. Когда я летел на аэрофлотовском 777-300ER этим же маршрутом в июле, Енисей был виден во всей красе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Можно прогуляться по салону и заглянуть в сакральное место:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Крыло Боинга. Стрелками указано направление движения на случай экстренной эвакуации на земле.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Над северо-западом Сибири облака снова расходятся
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пролетаем над Новым Уренгоем - газовой столицей РФ:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
около которого расположены замерзшие и потрескавшиеся озёра-блюдца:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
И снова облака закрывают виды вниз. Но небо не даёт скучать: справа по борту параллельным курсом мчится японский Дримлайнер с журавликом на хвосте. Судя по текущему времени, это должен быть рейс из Токио в Домодедово...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поодаль летит А340-300 Swiss Air. Судя по всему, также из Дальней Азии в Цюрих. На А330 я летал, а его четырёхмоторных собратов раньше вживую не видел, и вот теперь наблюдаю в небе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поскольку лететь Свиссу на запад дальше, то и дуга его пути проходит севернее, и постепенно он исчезает из вида.
В это время раздают второй обед, который также оказывается очень вкусным:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поглощая еду, одновременно наблюдаю за красивым полётом японского В788, который постепенно уходит вперёд и исчезает из вида:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем позади остаются Обь и Урал, скрытые облаками, и в разрывах облачности мелькают ландшафты севера европейской части РФ
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Решаю прогуляться в переднюю часть самолёта и снова пофотографировать двигатели. Вот такая красота открывается из узкого окошка выходной двери с левой, солнечной, стороны:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мост через реку из облаков. Думали, только в сказке такое бывает?
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот что получилось с двигателями RR Trent 892:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Схема расположения аварийно-спасательного оборудования в самолёте:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Эти рукоятки поворачивают симпатичные стюардессы, когда раздаётся команда "бортпроводникам: двери в положение ARMED"
https://www.airlines-inform.ru/license/
Украдкой сфотографировал бизнес-класс и чуть виднеющийся "Империал". Правда, бортпроводник заметил и сделал мне выговор. Ну и пусть, зато останется на память.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Облака, расположенные словно на грядках, переходят в сплошную облачность по мере приближения к Москве
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Полёт стремительно подходит к завершающей стадии...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взмахнув крылом на прощание высоким облакам, начинаем снижение...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подставляем солнцу правый борт, до того 8 часов остывавший в тени.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Режем верхний слой облаков
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взору открывается удивительная картина: солнце подсвечивает нижний слой облаков, но земли его лучи не достигают.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мгновением позже замечаю в облачности глубокую "борозду", прорезанную нижелетящим самолётом, но не успеваю сфотографировать. Выглядело впечатляюще...
Снижение происходит поэтапно, с нарезанием кругов в зоне ожидания. В Домодедово в послеобеденное время трафик велик. Между облаками уже отчётливо просматривается земля:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выходим из зоны ожидания и продолжаем снижение:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Режем нижний слой облачности...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
За мгновения до посадки...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Касание ВПП было почти незаметным, но уверенным. Видео, к сожалению, нет - USB-шнурок от камеры я забыл забрать в ручную кладь из багажа и её заряд кончился после съёмки взлёта из аэропорта Владивостока.
В соблюдение традиции - A320 Уральцев:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Боинги 777-300ER 5-звёздочной и 4-звёздочной авиакомпаний. А вот белого Дримлайнера не видно. Странно. Может быть, припаркован с другой стороны терминала?
https://www.airlines-inform.ru/license/
Таджикский B738 и узбекский А320
https://www.airlines-inform.ru/license/
Австрийцы на А320.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В757-200 ВИМ-авиа, на этот раз в красной, а не розовой, ливрее.
https://www.airlines-inform.ru/license/
A319 S7 и B738 дочернего "Глобуса" в ливреях альянса OneWorld
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рулим на стоянку B747-400 и B777-300. На ней стоят "раненый" VP-BKL, законсервированный EI-UNM, EI-XLP, и, поодаль - EI-XLI.
https://www.airlines-inform.ru/license/
EI-UNM
https://www.airlines-inform.ru/license/
EI-XLP, готовящийся к полёту в Хабаровск
https://www.airlines-inform.ru/license/
Экипаж готовится к рейсу:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Над ТСО сгустились тучи...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Полёт завершён. Звучит гимн Трансаэро, пассажиры торопятся к выходу, я же выхожу одним из последних, сфотографировавшись на память с симпатичной стюардессой (по её просьбе фото не выкладываю).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид крыла, двигателя и шасси Боинга с трапа. Невыразимо грустно покидать самолёт...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Панорама самолёта, снятая из автобуса:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Автобус отвозит пассажиров в зону прилёта, получение багажа занимает довольно много времени, но у меня ещё есть время немного поспоттить через мутноватые окна. На горизонте появляется B777-200ER VP-BLA Orenair, выталкиваемый тягачом на стоянку. 2 недели спустя мне довелось полетать на нём на коротком рейсе, надеюсь, что найдётся время сделать обзор. Тогда же были отменены рейсы Трансаэро во Владивосток и Хабаровск...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сингапурский 77W, прилетевший из Хьюстона, отстаивается и проходит обслуживание перед полётом домой. С 2018 года, когда Singapore Airlines начнут получать новейшие A350-900ULR, способные выполнять беспосадочные рейсы из Сингапура в США, они могут уйти из РФ.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Споттинг в Домодедово "с улицы" получился весьма продуктивным.
Сингапурцы полетели домой:
https://www.airlines-inform.ru/license/
EI-XLP полетел в Хабаровск:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Неожиданная удача: пятничный рейс British Airways в Хитроу на B747-400! Теперь это единственная возможность улететь из Москвы на пассажирском "Джамбо", но нет никаких гарантий, что она сохранится в дальнейшем - бритиши вряд ли будут возить воздух при дальнейшем падении пассажиропотока.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взлёт "Тигролёта"...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
И последними фотографирую Emirates
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через забор, огораживающий лётное поле, вдалеке виднеется "мой" борт EI-UNL. Вот и всё, прощай, Трансаэро! Спасибо этой авиакомпании за все совершённые с ней перелёты, а особенно за этот, который стал лучшим из всех!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Из Домодедово уезжаю опять же на "простой" электричке, вагоны которой в этот раз оказываются не хуже, чем у аэроэкспресса. "А если не видно разницы, зачем платить больше?"(с)
25 октября 2015 года герой этого обзора вместе с 15 другими широкофюзеляжными и узкофюзеляжными бортами Трансаэро улетел в Испанию в аэропорт Теруэль на хранение в ожидании дальнейшей судьбы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Остаётся пожелать, чтобы судьба у этих самолётов сложилась счастливо и они смогли снова подняться в небо, пусть и под другими ливреями...