’ельсинки/Malmi (HEM/EFHF) - Ћапперанта (LPP/EFLP) и обратно на DC-3
–егистраци€ «абыли свой пароль?
¬ойти как пользователь
¬ы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
јвторизовыва€сь, ¬ы подтверждаете свое согласие со всеми пунктами —ќ√ЋјЎ≈Ќ»я ќ  ќЌ‘»ƒ≈Ќ÷»јЋ№Ќќ—“»
—ј…“ є1 ƒЋя ј¬»јѕј——ј∆»–ј
¬ойти
 ⇒  ⇒ ’ельсинки/Malmi (HEM/EFHF) - Ћапперанта (LPP/EFLP) и обратно на DC-3
ћинилайнер - коллекционные модели самолетов

Eugenius

’ельсинки/Malmi (HEM/EFHF) - Ћапперанта (LPP/EFLP) и обратно на DC-3

30.08.2013 г. Eugenius
ћечта реализована - € таки летал на нем! ¬первые € увидел этот самолет и узнал о возможности полететь на нем в августе прошлого года, когда посетил авиашоу в финском городке Kymi недалеко от ’ельсинки. ƒанный DC-3 был гостем шоу - прилетел со зрител€ми из ’ельсинки, сделал 2 рейса, ката€ местных гостей, и затем улетел обратно. ѕрокатитьс€ "пр€мо сейчас" не удалось - как вы€снилось, дл€ начала нужно стать членом клуба. я и вступил в данный клуб, заплатив членский взнос 30 евро в год. ѕолеты оплачиваютс€ отдельно; стоимость разна€ - от 60 евро за 20-минутную прогулку на каком-либо финском авиашоу, куда данный самолет прилетает, до, например, 1200 евро за полет из ’ельсинки на меропри€тие в √ерманию и обратно. я выбрал полет на авиашоу в Ћапперанту и обратно, это обошлось в 200 евро.

¬с€ информаци€ о самолете и об организаци€х, которые его эксплуатируют, есть на http://www.dc-ry.fi/, в том числе и на английском. ƒанный самолет был выпущен на заводе Douglas в —анта-ћоника,  алифорни€ 24 декабр€ 1942 г. как пассажирский DC-3A дл€ авиакомпании Pan American Grace Airways (DC-3A-453 C/N 6346, регистрационный номер NC34953), но ввиду военного времени уже через несколько дней "надел военную форму" и стал C-53C-DO s/n 43-2033. Ќачал служить в —евероатлантическом авиакрыле јвиатранспортного командовани€ ¬¬— —Ўј, базировалс€ в штате ћэн. ¬ но€бре 43-го переведен в ≈вропейское авиакрыло, с окт€бр€ 44-го и до конца войны входил в 8-ую воздушную армию ¬¬— —Ўј. ¬ 1948 г. куплен финским правительством, 19 июн€ 48 г. получил регистрационный номер OH-LCH и 21 июл€ 48 г. совершил первый рейс в ливрее авиакомпании Aero Oy (предшественницы Finnair). ¬ декабре 60 г. разобран на запчасти, но затем собран вновь, переделан в комби вариант с установкой большой грузовой двери по левому борту, и в июне 63 г. пополнил флот уже Finnair с тем же регистрационным номером OH-LCH. 1 апрел€ 67 г. выполнил последний регул€рный пассажирский рейс. ¬ марте 70 г. передан финским ¬¬—, получил регистрационный номер DO-11 и снова нес военную службу до 85 г. ¬ 86 г. выкуплен компанией Airveteran Oy, котора€ и €вл€етс€ его владельцем, и вновь получил регистрационный номер OH-LCH.   насто€щему моменту налетал около 43 тыс. часов - прогулочные рейсы занимают не больше 50 - 60 часов в год, так что этому "старичку" еще летать и летать.

Ёксплуатацией самолета занимаетс€ некоммерческа€ организаци€ DC-yhdistys ry, ее членами €вл€ютс€ около 3 тыс. чел., на чьи членские взносы самолет и содержитс€. ¬се сотрудники организации - добровольцы, никакой зарплаты не получают, все членские и спонсорские взносы уход€т на текущие расходы, потому как поддержание самолета такого возраста в состо€нии летной годности обходитс€ недешево - никакие запчасти дл€ самолета уже не производ€тс€, что-то необходимое приходитс€ либо разыскивать по всему миру, либо заказывать штучное изготовление.  ак сказал мне ’анну ’ейлала, директор-распор€дитель общества, еще повезло, что самолет был куплен у ¬¬— с полным набором запчастей, включа€ 2 запасных двигател€ в сборе.

ќсновными спонсорами проекта €вл€ютс€ Finnair, финский энергетический концерн Fortum и нефт€на€ компани€ Shell. Finnair оплачивает ежегодную страховку самолета, без чего он бы просто не мог подн€тьс€ в воздух, плюс оплачивает некоторые другие разовые расходы - например, несколько лет назад Finnair оплатила покраску самолета в его нынешнюю историческую ливрею Finnish Airlines, в которой он когда-то летал. Fortum оплачивает сто€нку и хранение, а Shell продает авиабензин с хорошей скидкой - при стандартной цене литра в 3,35 евро нам он обходитс€ в 2,85 евро. ј за час полета две двойные "звезды" Pratt-Whitney Twin Wasp потребл€ют 350 - 400 литров бензина - собранные с пассажиров деньги за каждый полет покрывают в лучшем случае стоимость авиабензина и накладные расходы, да и то не всегда.

Ѕольша€ часть полетов выполн€етс€ из аэропорта Malmi - основного места базировани€ авиации общего назначени€ в ’ельсинки. ћальми, открытый в декабре 36 г., €вл€етс€ первым финским аэропортом (нынешний основной аэропорт столицы ‘инл€ндии ’ельсинки-Vantaa открыли только в 52 г., к летним ќлимпийским играм). ћестные власти периодически пытаютс€ закрыть ћальми дл€ возведени€ на данной территории жилых кварталов, но каждый раз отступают под давлением протестующих любителей авиации. Ќа сайте группы поддержки аэропорта http://www.pelastamalmi.org можно найти всю необходимую информацию, а также подписать петицию о сохранении аэропорта в нынешнем виде (http://www.pelastamalmi.org/en/petition/sign.html) - подпишите: помогите сохранить старейший финский аэропорт! ќсновное здание построено в стиле моего любимого конструктивизма:
јэропорт ћальми в ’ельсинки

¬нутри здани€ есть табличка, сообщающа€, какие подразделени€ финских ¬¬— базировались на данном аэродроме. »нтересно, что с сент€бр€ 41-го по февраль 44-го там была 6-а€ эскадриль€ на трофейных советских бомбардировщиках —Ѕ, а с феврал€ по май 44-го - 1-а€ эскадриль€ 302-го истребительного авиакрыла Ћюфтваффе:
јэропорт ћальми в ’ельсинки

ќбщие виды аэродрома. јн-2 с латвийской регистрацией, как впоследствии вы€снилось, на самом деле финский - просто в Ћатвии дешевле зарегистрировать самолет, чем в ‘инл€ндии, а воздушное пространство стран ≈— уже давно едино - лети куда хочешь:
јэропорт ћальми в ’ельсинки
јэропорт ћальми в ’ельсинки
јэропорт ћальми в ’ельсинки
јэропорт ћальми в ’ельсинки
јэропорт ћальми в ’ельсинки

Ќаша группа - всего было 18 пассажиров, 3 члена экипажа и 2 сопровождающих - готовитс€ к вылету. Ќа борт спокойно можно проносить жидкости, выключать мобильные телефоны тоже не требуетс€. smile:) Ќаша красавица роскошно блестит полированным дюралем под лучами утреннего солнца:
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines
ѕосадка в самолет Douglas DC-3 Finnish Airlines
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines

ѕредполетный брифинг, табло Fasten Seat Belts/No Smoking, карточка с информацией о расположении эвакуационных выходов и поведении при аварийной посадке - все как полагаетс€:
—алон самолета Douglas DC-3 Finnish Airlines
»нструкци€ по безопасности самолета Douglas DC-3 Finnish Airlines
»нструкци€ по безопасности самолета Douglas DC-3 Finnish Airlines

ѕорулили на старт. ƒверь в пилотскую кабину открыта весь полет; после набора высоты каждый может свободно подходить, смотреть, фотографировать (только без вспышки), снимать видео, чем все пассажиры по очереди и занимались:
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines
—алон самолета Douglas DC-3 Finnish Airlines
»ндвидуальные лампочка и вентил€тор в самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines
—алон самолета Douglas DC-3 Finnish Airlines

¬злетели и летим.  огда заходишь в самолет, приходитс€ подниматьс€ по салону "в горку" - носового колеса-то нет, задний крен ощущаетс€ отчетливо. Ќо после взлета почему-то нет ощущени€, что уровень пола выровн€лс€. ¬злетает почти без тангажа, очень плавно, отрыв почти не ощущаетс€, и также м€гко садитс€. ƒл€ разбега достаточно примерно 500 м, дл€ пробега примерно 300 м.

—ам полет, разумеетс€, совершенно не похож на полет на обычном современном самолете. ¬о-первых, звук - рокот поршневого движка не раздражает, но вполне ощущаетс€, плюс присутствует еще и вполне пон€тна€ мелка€ вибраци€ всего фюзел€жа. ¬о-вторых, ощущение полета - ты именно чувствуешь, что летишь, а не просто сидишь неподвижно в кресле. Ќормальна€ высота полета 400 - 500 м - фюзел€ж не герметизируетс€, и если лететь выше, то будет элементарно холодно. —редн€€ скорость 230 - 250 км/ч, хот€ по пути в Ћапперанту мы благодар€ попутному ветру разогнались аж до 270 км/ч, что логично привело к тому, что почти всю дорогу летели "бочком" - нас ощутимо сносило ветром.  онечно, DC-3 может лететь и выше, и быстрее, но зачем "старику" лишние нагрузки?.. –азумеетс€, никакого автопилота и автомата т€ги нет - весь маршрут пилоты идут "на руках". ƒл€ соответстви€ современным требовани€м самолет пришлось оснастить надлежащим навигационным оборудованием, поэтому кокпит не каноничный - например, на фото приборной панели виден квадратный блок INS (»нерциальной Ќавигационной —истемы). ќщущение самого полета можно сравнить с катанием на лодке, или ездой на лошади шагом, или полетом на як-52 - ввиду небольшой высоты и скорости самолет "прыгает" по воздуху, да еще и посто€нно "водит носом" - пилоты все врем€ именно пилотируют, а не просто держатс€ за штурвал. ѕериодически мы проваливаемс€ в небольшие воздушные €мы, иногда порывы ветра слегка заваливают нас на крыло - в общем, пройти по салону, не хвата€сь за сидень€ и багажные полки, практически невозможно.

 стати, о сидень€х - они натуральные (только перет€нутые), именно с ними самолет и летал на обычных рейсах. —иденье общее, типа диванчика, спинка разделена до половины. ќдному вполне удобно, а вот вдвоем тесновато.
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines
ѕилотска€ кабина самолета Douglas DC-3 Finnish Airlines
—алон самолета Douglas DC-3 Finnish Airlines
—алон самолета Douglas DC-3 Finnish Airlines
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines

–азворачиваемс€ и заходим на посадку в аэропорт Ћапперанты. Ќа втором фото на дальнем плане справа виден аэропорт. ¬виду небольшой скорости разворачиваемс€ буквально вокруг крыла:
ѕолет над Ћаппеэнрантой
ѕолет над Ћаппеэнрантой

ј на летном поле нас неожиданно ждал наш собрат - еще один DC-3:
—амолет Douglas DC-3

¬ыгружаемс€ по прибытии. “ут неожиданно возникла заминка: как вы€снилось, вопрос о нашем (пассажиров самолета) бесплатном посещении авиашоу так и не был согласован, и некие местные служащие пришли к нам с предложением заплатить по 24 евро с человека за посещение меропри€ти€. я выдвинул встречное предложение: организаторы шоу плат€т аналогичную сумму каждому пассажиру за то, что мы вообще привезли к ним раритетный самолет, который сам по себе привлек массу посетителей, каждый из которых уже заплатил организаторам. ћен€ активно поддержали все остальные пассажиры. ѕосле недолгих переговоров стороны пришли к компромиссу: никто никому ничего не должен. smile:) ќбратите внимание на €вно отличающиес€ по степени отражени€ света (более тусклые) рули высоты, элероны, и руль направлени€ - они, как и должно быть, полотн€ные. ’анну рассказал, как на одном из меропри€тий пару лет назад неожиданно пошел дождь, многие зрители поспешили укрытьс€ под крыль€ми самолета, и какой-то д€д€ пропорол обшивку элерона... зонтиком. ѕоскольку обычным скотчем элерон не заклеить, то обратный вылет пришлось задержать на несколько часов, пока не был выполнен необходимый ремонт. ѕоэтому с тех пор они нервно относ€тс€ к люд€м с зонтиками. smile:)
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines в аэропорту Ћаппеэнранта

¬ этот раз мы выполнили только один прогулочный полет, но каждое движение DC-3 в любом случае привлекает массу споттеров:
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines

ѕогода в Ћапперанте в тот день была переменчива€ - солнце перемежалось с грозовыми зар€дами и ливн€ми, поэтому взлетали мы как раз перед началом очередного дожд€. ¬идна очередь автомашин посетителей на выезд:
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines

¬злетели. Ќа фото хорошо видны грозовые фронты и ливневые зар€ды:
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines

–адуга, наша тень на земле, и еще одна радуга. Ќа первом фото - краешек озера —аймаа, одного из крупнейших озер ≈вропы, недалеко от Ћапперанты. ‘инл€нди€ - озерный и лесной край, с потр€сающей рыбалкой круглый год, освежающей водой чистейших озер летом (плывешь и пьешь одновременно - там это возможно), изобилием €год и грибов осенью, лыжными прогулками по лесу и замерзшим озерам зимой.
–адуга над озером —аймаа в ‘инл€ндии
ƒемонстрационный полет на самолете Douglas DC-3 Finnish Airlines

ѕрилетели, салон и багажные полки пустеют... ¬ ’ельсинки безм€тежное вечернее солнце. «аправщик Shell уже ждет, чтобы заправить нас на завтрашний полет, оп€ть в Ћапперанту - авиашоу проходило 2 дн€. „то ж, до встречи следующим летом!
ѕилотска€ кабина в самолете Douglas DC-3
—алон самолета Douglas DC-3 Finnish Airlines
—алон самолета Douglas DC-3 Finnish Airlines
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines
—амолет Douglas DC-3 Finnish Airlines
ѕеррона аэропорта ћальми в ’ельсинки

ќтчет окончил!
ќценить обзор:

ѕодробнее об авиакомпании "Finnair"

ѕодробнее о самолете "Douglas DC-3"

ѕодробнее об аэропорте "Ћаппеэнранта"


ћихаил јвиа

ќтличный отчЄт, интересно посмотреть на малую авиацию за границей, ещЄ бы фото аэропортов внутри побольше.

—тавлю 5-.
—пасибо автору!

ќтветить 
ћихаил  уршев

ѕочему п€ть с минусом-то?????¬ высшей степени несправедливо.ѕ€ть,блин,с ѕЋё—ќћ.ƒуглас-3 это ж мега самолЄт.Ёто ж практически Ћи-2.»ли наоборот?»скренне завидую по-доброму автору.—пасибо!!!

ќтветить 
ћас€

 лассный обзор, получилс€ брат моего про шоу в ”лан-”дэ! —тавлю 5!

ќтветить 
Mr.Shar

ќбзор Ўедевр!!! —пасибо тебе уважаемый автор, за то что показал нам этот раритет, смотрел обзор и не верил своим глазам!

ќтветить 
—ерган AIR...

ѕ–≈ –ј—Ќџ… фоторассказ, жаль видео со звуком движков нетsmile:-)
Ќа дн€х вот тоже полетал на международном чемпионате по парашютному спорту в „ебоксарах(3 раза на Ћ-410, и до этого разок на јЌ-2 в кабине на месте 2-го пилота(пассажиром)). «вуки двигателей и манЄвры этих самолЄтов порождают ощущени€ того, что ты действительно летал.
¬опрос. »меетс€ ли возможность добавить к обзору видео полЄта(ну, хоть какое-нибудь) ?
smile:-) ..ћир красив и огромен, поэтому глупо сидеть дома. Ћетай и путешествуй!/ —ерган AIR... smile:-)

ќтветить 
ћакс

“оварищи!! Ёто ценнейший обзор

Ќаверно это единственный обзор с DC 3
—пасибо вам !!!
5+++++++++++

ќтветить 
јлексей „ернышев

Ќе побоюсь сказать, что это определенно ќбзор мес€ца, если не года! ѕросто великолепно.
ѕолностью поддерживаю предыдущего комментатора - ценнейший обзор smile:)
Ѕольшое спасибо автору за столь интересный отчет, 5+++

ќтветить 
ћихаил  уршев

Ёто обзор обзоров!!!!

ќтветить 
—аныч

+100500, как говоритс€.
2 года назад, тоже довелось увидеть такую "птичку" в ћексике: пока шла посадка на борт, к соседней сто€нке подрулил DC-3 - сначала глазам не поверил, что они ещЄ летают...

ќтветить 
rekardych

ќтчет просто великолепный!
Ѕольшое спасибо за него!!!
ѕросто какое-то другое измерение!

ќтветить 
ѕетрович

јбсолютно согласен со всеми, кто считает обзор потр€сающе интересным!!! јвтору, безоговорочно 5+++!!! ќгромное спасибо...

ќтветить 
Roma PAX

я тоже так хочу )

ќтветить 
ћихаил  уршев

Ѕ–ј¬ќ,Ѕ–ј¬ќ,Ѕ–ј¬ќ!!!!¬ “егеран на конференцию —талин на аналоге ж летал -то.јвтор прикоснулс€ к »стории.¬еликолепно!!!

ќтветить 
ћихаил  уршев

» его точно так же потр€хивало!42 года машина.» всего 200 евро.—ѕј—»Ѕќ ј¬“ќ–!!!!

ќтветить 
Levtsun

Ѕлин, даже слов нет, —ѕј—»Ѕќ!!! ќчень интересно

ќтветить 
ѕилот –‘

ќтлично,жаль ,что у нас име€ музей ћонино не имеют раритетов в таком состо€нии

ќтветить 
pavel080786

«аметка о девушке, котора€ самосто€тельно восстанавливает “у-104. ¬озможно, кому-то будет интересно: vk.com/proavianet?w=wall-50155474_7301%2...

ќтветить 
12+
Rambler's Top100
—айт Airlines Inform €вл€етс€ зарегистрированным —ћ», номер —видетельства ЁЋ є‘—77-46317 от 26.08.2011. ¬се права защищены и охран€ютс€ законом. »спользование материалов сайта без разрешени€ не допускаетс€.
Copyright © 2007-2019 Airlines Inform авиакомпании –оссии и авиалинии мира
/reviews/Eugenius-852.html 1 1 1