Перелет из Софии в Москву с пересадкой в Бухаресте состоялся пасмурным днем 12 октября 2015 года. Нужно сразу сказать, что проще и дешевле было бы отправиться из Софии в Москву прямым рейсом "Аэрофлота" или болгарской авиакомпании "Bulgaria Air". Более экзотический вариант полета через Бухарест я выбрал исключительно из спортивного интереса - чтобы посмотреть, что из себя представляет национальный перевозчик Румынии авиакомпания TAROM. А также посетить аэропорт Бухареста, в котором я ранее никогда не был.
Маршрут получился такой:
1) София-Бухарест. Рейс RO-294, вылет из Софии в 09:50, прилет в Бухарест в 10:55. Самолет ATR 72.
2) Бухарест-Москва. Рейс RO-241, вылет из Бухареста время полета в 13:15, прилет в Москву в 15:45. Самолет Боинг-737-300.
За день до вылет зарегистрировался на оба рейса онлайн на сайте авиакомпании TAROM (www.tarom.ro).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь поджидает небольшой сюрприз: хотя сам сайт имеет англоязычную версию, онлайн-регистрация производится исключительно на румынском языке. Благо, что подобные манипуляции я уже проделывал не раз и, потому, уже интуитивно понятно где и что нужно нажимать. В итоге, я благополучно выбрал места и зарегистрировался на оба стыковочных рейса, не понимая ни слова в сопроводительном тексте.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
1. Аэропорт София
В аэропорт столицы Болгарии я приехал поздним вечером накануне вылета и остановился на ночь в близлежащей гостинице. Перед сном немного прокатился по территории аэропорта, чтобы сориентироваться на местности. Оказалось, что в аэропорту имеется 2 пассажирских терминала, довольно далеко расположенных друг от друга.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Старый советский аэровокзал, именуемый сейчас Терминал 1, сейчас выполняет роль бюджетного терминала, откуда выполняют свои рейсы лоукостеры (по большей части, это авиакомпания "Wizz Air"), чартерные авиакомпании, а также некоторые другие, желающие сэкономить.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Основным терминалом аэропорта сейчас является новый, современный и более крупный Терминал 2.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Из терминала 2 вылетал и мой рейс в Бухарест, что позволило с утра рассмотреть его получше. Терминал построен на пустыре на краю перрона в отдалении от старого аэровокзала. Поэтому, рядом с ним удобно расположились разные полезные дополнения.
А именно:
Вместительная автомобильная парковка сразу у входа в терминал.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Слева большая стоянка для автомобилей такси и новая диспетчерская башня.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А справа от терминала разбита зеленая зона под названием "Парк аэропорт", где можно на открытом воздухе скоротать время перед вылетом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В терминалу также подведена линия городской метро. Станцию легко найти, следуя по стрелкам на полу внутри аэровокзала.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Аэропорт Софии не отличается насыщенным трафиком. Поэтому, в терминале свободно. Далее на фото зона регистрации на вылетающие рейсы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А в чистой зоне так и вообще "тишь и благодать".
https://www.airlines-inform.ru/license/
Из окон открываются хорошие виды на перрон.
https://www.airlines-inform.ru/license/
С одной стороны терминала какая-то жизнь еще теплится. Airbus A320 "Bulgaria Air" готовится к вылету.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А с другой стороны перрон абсолютно пуст.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Техническое обслуживание самолетов в аэропорту обеспечивает немецкая компания "Lufthansa Technik".
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот, наконец, прибыл и наш борт из Бухареста, внеся некоторое оживление в работу аэропорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Объявляется посадка и на автобусе подъезжаем к трапу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
2. София-Бухарест на ATR 72-500 авиакомпании TAROM
Наш рейс выполняется на самолете с бортовым номером YR-ATI. Лайнер выпущен в 2009 году и эксплуатировался только в авиакомпании TAROM. Об этом я узнал позже в Интернете. А войдя внутрь, я даже не предполагал, что самолету всего 6 лет. По "очень б/у" состоянию салона мне показалось, что возраст самолета был лет 15. Кожаные кресла уже порядком потерты и кое-где ободраны, панели потемнели от въевшейся пыли.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Перед взлетом начинается дождь. Взлетаем мимо терминала 2.
https://www.airlines-inform.ru/license/
TAROM считает себя полносервисной авиакомпанией. В спинке кресла пассажирам предлагается сразу 2 бортовых журнала - фирменный бортовой журнал "Inflight" + специальный журнал для женщин "Skylady".
https://www.airlines-inform.ru/license/
Несмотря на короткий перелет (всего 55 минут), в полете предоставляется легкое питание - булка с сыром и колбасой, пирожное и напитки (соки,воды,чай,кофе).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Фотографировать в самолетах TAROM нельзя. Заметив мои телодвижения, бортпроводник вежливо предупредил меня о запрете фотосъемки на борту. Хорошо, что к тому времени я уже снял все, что хотел.
3. Аэропорт Бухарест имени Генри Коандэ
С погодой в этот раз не повезло. Весь полет из Софии в Бухарест, а потом из Бухареста в Москву прошел над густой облачностью. А в самом Бухаресте еще и шел проливной дождь. Залитый водой иллюминатор не позволил сделать хорошее фото пассажирского терминала снаружи. Более-менее нормальной вышла всего одна фотография из дверей перронного автобуса.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Аэропорт Бухареста встретил длинным тоннелем.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Архитектор аэровокзала, видимо, вообще был любитель тоннелей. Подобные необычные конструкции можно встретить даже внутри терминала.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Чистая зона терминала представляет собой вытянутый вглубь перрона аппендикс, с обеих сторон которого расположены выходы на посадку. Как я понял по внешнему виду, эта современная часть здания была пристроена к старому пассажирскому терминалу, таким образом расширив площадь аэровокзального комплекса.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот так аэропорт выглядит сверху.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Внутри, как и во всех аэропортах, расположены магазинчики, кафе и прочие сопроводительные услуги.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Остекление сделано во всю высоты здания. Снаружи хорошо видны самолеты на перроне.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Время моей стыковки в аэропорту Бухареста составляло чуть более 2-х часов. В итоге, пришлось провести там 5 часов. TAROM не поразила меня своей пунктуальностью. Вылет нашего рейса в Москву задержался почти на 4 часа. При этом, он переносился неоднократно, каждый раз на 30 минут. Недовольные пассажиры облепили стойку у выхода на посадку.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Чтобы скоротать время, отправился искать бизнес-зал. Удивительно, но карта "Priority Pass" в Бухаресте не котируется. Довольно странно, что в европейской столице не работает этот глобальный сервис доступа в бизнес-залы. Но, зато, в Бухаресте есть зал "MasterCard". Расположен на самом верхнем этаже.
https://www.airlines-inform.ru/license/
С сомнением заглянул туда, надеясь на удачу. Девочка на ресепшн тоже сильно удивилась, увидев мою российскую карту. Но, прокатив карту через терминал, оказалась, что и российский MasterCard позволяет бесплатно воспользоваться данным бизнес-залом. Хочу отметить, что после этого случая авторитет системы MasterCard значительно вырос в моих глазах.
Вид на бизнес-зал MasterCard снаружи...
https://www.airlines-inform.ru/license/
...и внутри:
https://www.airlines-inform.ru/license/
В зале можно расположиться на креслах или вот на таких полукроватях:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кроме упомянутого зала MasterCard, в аэропорту Бухареста я обнаружил еще 2 бизнес-зала: фирменный авиакомпании TAROM и особенно роскошный VIP-зал.
Из окон бизнес-зала открывается хороший вид на взлетную полосу и перрон. Развлечением при 3-х часовом ожидании стал споттинг в дождливом аэропорту. Летают в Бухаресте лайнеры средней размерности.
Airbus A318 TAROM. Редкий самолет. Румынская авиакомпания являетcя одним из немногих эксплуатантов данного типа.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Airbus A320 Alitalia. Еще в старой ливрее.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Boeing 737-800 турецкой Pegasus Airlines.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Еще один Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai из ОАЭ.
https://www.airlines-inform.ru/license/
И еще один 737-800 в цветах ирландской Ryanair.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот и Суперджет Аэрофлота собирается в Москву. К чести российского перевозчика вылетает вовремя.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Боинг-737-300 румынского лоукостера Blue Air с юбилейным значком в честь 10-летия авиакомпании.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Airbus A320 немецкой авиакомпании Lufthansa.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Airbus A319 Чешских авиалиний.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Еще один редкий самолет - Airbus A310, самый крупный авиалайнер в парке авиакомпании TAROM.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот, наконец, и наш самолет подали к гейту. Полетим на Боинге-737-300.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Начинается посадка.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Заходим в самолет через телетрап. В круглое окошко виднеется диспетчерская башня аэропорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
4. Бухарест-Москва на Boeing 737-300 авиакомпании TAROM
Для полета нам достался самолет с бортовым номером YR-BGB и именем "Бухарест" на носу. Самолет выпущен в 1993 году. На свой возраст и выглядит. Старые кресла в салоне обшиты тканью синего цвета.
Имеется бизнес-класс из 8 мест с отдельными креслами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее эконом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Общий вид салона. Все типично для Боинга 1990-х гг. Пассажиры - почти все румыны. Загрузка рейса была около 60%.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В моем кресле ремень безопасности был приделан "вверх ногами". В общем, по итогам двух полетов, я понял, что состояние салонов в авиакомпании TAROM не считают чем-то, заслуживающим особого внимания. Вид самолетов внутри больше подойдет для какой-нибудь второсортной региональной или чартерной авиакомпании, но никак не для национального перевозчика европейского государства.
Как ни странно, туалет выглядит гораздо свежее, чем салон в целом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На борту для пассажиров тот же набор из 2-х журналов - бортовой "Inflight" и женский "Skylady".
https://www.airlines-inform.ru/license/
В журнале можно увидеть весь флот румынского перевозчика.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Питание опять радует. Наверное, это самая сильная сторона в сервисе авиакомпании TAROM. Лететь не очень долго, 2 часа 30 минут. Но, все равно, пассажирам предоставляется полноценное горячее питание. Правда, без выбора - курица с картошкой. Из напитков соки, воды, и даже вино.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А потом еще и десерт в виде кекса с чаем или кофе. Отмечу при этом нежадность в предоставлении напитков. Вино и воду наливают от души - полный стакан, без проблем можно брать сразу несколько стаканов. Попросил сливки к чаю - дали сразу 2 штуки.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На этом рейсе меня опять вежливо попросили воздержаться от съемки. Поэтому, пора подвести итог. Видавшие виды самолеты, задержки рейсов и запреты на фотосъемку - вот такие впечатления оставила о себе авиакомпания TAROM. К плюсам можно отнести предоставление бесплатного питания даже на коротких маршрутах, что сейчас встречается нечасто. Но, в целом, от национального перевозчика ожидал большего. Например, Bulgaria Air из соседней с Румынией Болгарии, мне понравилась гораздо больше.
В любом случае, было интересно слетать на рейсах румынской авиакомпании. Тем более, что с 27 марта 2016 года TAROM прекратила полеты из Бухареста в Москву.
5. Прилет в Москву, аэропорт Шереметьево
В Москве прибыли в терминал Е аэропорта Шереметьево.
Зона выдачи багажа:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мимо торговой галереи двигаюсь к Аэроэкспрессу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Трезвая Россия приветствует меня, а я еду домой.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мое путешествие из Софии в Москву заняло целых 10 часов, как настоящий межконтинентальный перелет. Такие стыковки могут быть интересны только любителям полетать, гораздо проще долететь из Софии в Москву прямым рейсом всего за 2,5 часа.
Но скорость перемещения в данном случае было не главным для меня. Впечатления и новый опыт оправдали потерю времени.