На этой неделе на территории подмосковного аэродрома Жуковский работает международный аэрокосмический салон МАКС-2019. Данное событие проходит с периодичностью раз в 2 года. Если в прошлый раз мне приходилось присутствовать на авиасалоне каждый день (смотреть обзор об авиасалоне МАКС-2017), то в этот раз я посетил мероприятие в качестве гостя.
Для посещение выбрал так называемый "Бизнес-день". Такими называют дни со вторника по пятницу, когда программа рассчитана на отраслевых специалистов. Суббота-воскресенье отведены для массового посещения. В бизнес-день также можно купить билет и посетить МАКС. Стоимость повыше - 2500 рублей против 800 руб. в "массовые" дни. Зато в эти дни нет такого сумасшедшего наплыва посетителей, как в выходные.
Купив билет для себя и пропуск для автомобиля на сайте Parter.ru, в среду я отправился в Жуковский на осмотр новинок авиационной техники.
Содержание обзора:
1. Экспозиция авиационной техники
2. Выставочные павильоны
3. Макет салона самолета CR929
4. Летная программа авиасалона
Со схемой выставки авиасалона МАКС-2019 можно ознакомиться на рекламных картинках. Экспозиции размещаются во временных павильонах, техника представлена на улице на статичных экспозициях. В небе над аэродром проходит летная демонстрация самолетов и вертолетов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
1. Экспозиция авиационной техники
Экспозиция авиасалона во-многом повторяется. Многие образцы авиационной техники уже присутствовали на прошлых выставках. Однако, в этом году представлены интересные новинки. Далее рассказ об экспонатах авиасалона, которые меня заинтересовали больше всего.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Первый самолет, встречающий посетителей сразу у входа - Airbus A350-900XWB в интересной "карбоновой" окраске. Красивый самолет, но к последним новинкам не относится. Этот МАКС уже третий по счету, где демонстрируется А350-900. Хотелось бы увидеть более новые разработки Airbus - A330neo или A350-1000. Но пока смотрим то, что есть.
https://www.airlines-inform.ru/license/
За Аэробусом стоит уже экспонат поинтереснее - новейший Эмбраер. Самолет Embraer E195-E2.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Предсерийные лайнеры этой модели разукрашивают в яркие окраски с изображением хищников в поддержку рекламного лозунга "Profit Hunter" (охотник за прибылью). С таким слоганом проводится маркетинговая кампания по продвижению нового Эмбраера.
Самое заметное отличие Эмбраера модели Е2 - это новые двигатели PW1900G. Визуально они более крупные по размерам.
За Эмбраером стоит ряд различных Илов и другая техника, уже виденная на прошлых МАКСах.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А напротив E195-E2 расположился новейший российский среднемагистральный авиалайнер МС-21-300. У входа представлен первый построенный экземпляр этого лайнера с надписью на борту 001.
МС-21-300 - главная новинка МАКС-2019. На авиасалоне можно увидеть сразу 3 таких самолета. Кроме борта 001, рядом с павильоном корпорации "Иркут" (разработчик и производитель МС-21) можно увидеть лайнер с номером 003.
А с другой стороны взлетно-посадочной полосы, виднеется самолет с номером 002, который на МАКСе совершает демонстрационные полеты. Фото этого авиалайнера будут дальше, когда дойдем до летной программы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Все три представленные МС-21-300 сейчас оснащены "западными" двигателями фирмы "Пратт-Уитни" PW1400G.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В серийном производстве планируется оснащать самолеты российскими двигателями ПД-14, которые сейчас проходят испытания. На авиасалоне можно наблюдать такой двигатель под крылом летающей лаборатории на базе Ил-76.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Еще одна новинка МАКСа - новый бизнес-джет швейцарской компании "Пилатус" Pilatis PC-24.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Соседствует с новым Пилатусом уже хорошо известный во всем мире одномоторный Pilatus PC-12.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
И еще один бизнес-джет на экспозиции - Cessna 525 CitationJet.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Из гражданской техники также можно упомянуть пару стоящих Суперджетов. Один из них в новой нестандартной окраске авиакомпании "Якутия".
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Главная изюминка выставки военной авиатехники - российский истребитель пятого поколения Су-57. Самолет впервые демонстрируется на выставке, на прошлом МАКСе его можно было увидеть только в небе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На отдельно стоящей площадке, стилизованной под закамуфлированную стоянку, демонстрируется истребитель МиГ-35.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
МиГ-35 - глубокое развитие самолета МиГ-29, за прошедшие 2 года заметно изменился в облике. Я видел его на прошлом МАКСе. Но теперь истребитель имеет другой киль и вообще в новом камуфляже смотрится как-то по-другому.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На МАКСе можно увидеть и много других военных самолетов и вертолетов, неоднократно выставлявшихся ранее. Су-25 Су-30, Су-34, Су-35, Ка-50, Ми-26, Ми-28 и другие. Пробежался по их рядам, не особенно обращая внимания. Несколько фотографий по ходу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Компания "Вертолеты России" в этом году сделала акцент на продвижение вертолета Ми-38, разработанного на замену сверх-популярных Ми-8 и Ми-17. Вертолет Ми-38 можно увидеть на выставке, а также он впервые участвовал в летной программе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Несколько экземпляров самолетов Великой Отечественной войны - истребители МиГ-3 и И-153. Тоже постоянные участники авиасалонов МАКС.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Внимание всех посетителей авиасалона МАКС-2019 привлекает стенд бренда AURUS. Оказывается, этот бренд применим не только к автомобилю представительского класса. В таком же стиле разработан еще и вертолет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вообще, образцов различной техники на выставке очень много. Чтобы детально разобраться во всем, одного дня явно не достаточно. Выделю еще несколько моментов.
Беспилотник российской корпорации "Ростехнологии" (совершенно не разбираюсь в их разновидностях, к сожалению):
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ударный беспилотник уже китайской разработки:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сверхзвуковая противокорабельная ракета "БРАМОС", предназначенная для вооружения истребителей Су-30МКИ:
https://www.airlines-inform.ru/license/
2. Выставочные павильоны
Практически невозможно за один день осмотреть все стенды авиасалона МАКС. Я посетил несколько павильонов, в которых сосредоточены, в первую очередь, производители гражданских самолетов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ведущие западные производители представлены на авиасалоне МАКС довольно скромно. Боинг выставил стенд с прошлого МАКСа с теми же самыми макетами самолетов.
Скромненько выглядит и Airbus всего с двумя макетами - лайнеров A321LR и A350-1000.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Правда, макет A350-1000 хорош, с полной имитацией салона и кабины пилотов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На фоне скромных стендов западных компаний, очень интересно выглядят экспозиции китайских производителей.
Стенд авиастроительной корпорации AVIC. Здесь представлен крупный макет и полноразмерная пилотская кабина самолета-амфибии AG600.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Макеты другой продукции AVIC:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Стенд китайской двигателестроительной корпорации AECC:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Корпорация COMAC - основной производитель гражданских авиалайнеров в Китае:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Компания сейчас развивает продуктовую линейку, состоящую из 3-х моделей авиалайнеров - региональный ARJ21, среднемагистральный C919 и дальнемагистральный CR929.
https://www.airlines-inform.ru/license/
ARJ21 уже выпускается серийно, C919 проходит летные испытания, CR929 находится в разработке. На стенде можно увидеть масштабные макеты этих трех авиалайнеров.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Интересны еще 2 представленных на стенде макета - концептуальные пассажирские самолеты будущего, какими их видят конструкторы COMAC.
https://www.airlines-inform.ru/license/
3. Макет салона самолета CR929
Мое внимание привлек отдельно стоящий павильон, в котором размещена передняя часть фюзеляжа перспективного самолета CR929.
CR929 - это перспективный дальнемагистральный авиалайнер, аналог Боинга-787 или Аэробуса А350. Самолет совместной российско-китайской разработки создается конструкторами китайской корпорации COMAC и российской ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация). Разработка авиалайнера началась в 2014 году, первый полет запланирован на 2023 год.
Сегодня на МАКСе можно увидеть как CRJ929 будет выглядеть внутри глазами пассажира. Полноразмерный макет фюзеляжа внутри выглядит как настоящий самолет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кабина пилотов с множеством ЖК-дисплеев. Штурвалов нет, это уже прошлый век. Для управления используются джойстики.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кухонный отсек перед пилотской кабиной будет выглядеть вот так:
https://www.airlines-inform.ru/license/
А далее полностью построен салон бизнес-класса и несколько рядов эконома.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Салон сделан на ультрасовременном уровне. Каждое место пассажира бизнес-класса представляет из себя мини-отсек с личным пространством.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Для каждого пассажира бизнес-класса установлен большой монитор со встроенной системой развлечений.
Еще несколько фотографий салона бизнес-класса:
Кресла полностью раскладываются в кровать. Управление с помощью сенсорных кнопок.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид панели над пассажирским креслом:
В салоне приятная поcветка в мягких тонах.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На потолок могут транслироваться различные картинки.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Багажные полки "утоплены" внутрь и не создают эффекта нависания. Похоже на боинговские из современного интерьера "Sky Interior".
https://www.airlines-inform.ru/license/
За "бизнесом" идут места эконом-класса. Расположение кресел по схеме 3-3-3.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В спинке каждого кресла предполагается монтировать монитор бортовой системы развлечений.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В целом, салон выглядит очень стильно и современно, производит впечатление.
4. Летная программа авиасалона МАКС-2019
В отличие от выходных дней, в рабочие "бизнес-дни" программа полетов на авиасалоне сокращенная. Нет выступлений пилотажных групп, упор сделан не на шоу, а на демонстрацию возможностей авиационной техники.
Некоторые летательные аппараты я увидел в небе впервые. Например, вертолет Ми-38, призванный в ближайшем будущем стать основным армейским транспортным вертолетом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ударный вертолет Ка-52 продемонстрировал фигуры высшего пилотажа.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Летающая легенда - штурмовик Ил-2. Уже второй раз летает на МАКСе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тот же Ил-2 на аэродроме после полета:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Реактивный истребитель МиГ-15 1950-х гг. отлетал стремительно и красиво.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Piaggio P.180 Avanti российской Госкорпорации ОВД отлетал тихо и спокойно.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Airbus A350-900 готовится к вылету.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А350 уже не новичок на МАКСе, летал на прошлом и позапрошлом салоне. Но очень уж красиво смотрится в небе!
На Суперджет-100 установили законцовки на крылья. Впервые увидел этот самолет в такой комплектации.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Смотреть в небе на самолет-амфибию Бе-200 также оказалось на удивление интересно. К сожалению, во время полета пропустил эффектный момент сброса воды в цветах российского триколора.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ну и гвоздь программы - полет новейшего российского авиалайнера МС-21-300.
Для полета самолет вырулил из ангара, расположенного на противоположной стороне ВПП.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Едет на взлет. Можно рассмотреть лайнер во всей красе!
В полете красив и летит очень тихо. Приятно смотреть на новую машину.
МС-21-300 прошел перед зрителями и слева направо, и справа налево.
И еще с выпущенными шасси.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Авиалайнер на полосе после посадки:
Приветственное кивание зрителям...
https://www.airlines-inform.ru/license/
....и пора "домой" к себе в ангар.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В небе были еще несколько самолетов, которые уже засветились на прошлых авиасалонах - Су-30, Су-35, Су-57, Як-152. Новейший истребитель Су-57 прошел перед зрителем на скорости звука. Было эффектно!
Интересно, что во время работы авиасалона не прекращалась работа аэропорта Жуковский, из которого выполняется несколько регулярных рейсов. В перерыве между демонстрационными полетами промелькнул Суперджет-100 авиакомпании "ИрАэро"...
https://www.airlines-inform.ru/license/
...и несколько самолетов Уральских авиалиний. Как, например, этот взлетающий Airbus A321.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как я уже упомянул, шоу-программы в рабочие дни работа салона нет. Но некоторые пилотажники уже прибыли. На аэродроме можно было увидеть самолеты группы из Латвии "Балтийские пчелы" - традиционный участник всех авиашоу на салонах МАКС.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Свой день на МАКСе закончил уже с закрытием авиасалона в 18:00. Крайний взгляд на аэродром и пора домой.
https://www.airlines-inform.ru/license/
МАКС-2019 завершит свою работу в воскресенье 1 сентября. Будем ждать следующий авиасалон в 2021 году!