?
, :
,
1
 ⇒   ⇒   ⇒ 
 -

Если Вам приходилось бывать в аэропорту Никола Тесла в Белграде, то Вы наверняка замечали необычное здание круглой формы, которое стоит у дороги перед въездом в аэропорт.

https://www.airlines-inform.ru/license/

В этом здании размещается главный музей авиации в Сербии - правильно именуемый Музей югославского воздухоплавания. 

Музей в современном виде работает здесь с 1989 года. Специально спроектированное для него здание вместило в себя экспозицию, рассказывающую об истории авиации Югославии - уже не существующей страны, в которую ранее входили такие современные государства как, Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Северная Македония.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Здание музея построено на небольшой возвышенности. На лестнице, ведущей ко входу, установлен самый успешный самолет югославской разработки - легкий штурмовик СОКО Г-2 «Галеб». Этот самолет производился серийно 20 лет - с 1964 по 1985 гг. Известен тем, что на авиасалоне в Ле-Бурже получил награду как лучший самолет в своем классе. А также тем, что стал первым югославским самолетом, поставлявшимся на экспорт.  

https://www.airlines-inform.ru/license/

Коллекция музея воздухоплавания состоит из около 50 летательных аппаратов, размещенных внутри здания и еще более 10 объектов на улице.

https://www.airlines-inform.ru/license/


Уличная экспозиция

Свой осмотр я начал с уличной экспозиции. Объекты расставлены перед входом в музей. Здесь можно найти несколько вертолетов, состоявших на вооружении югославской армии.

Противолодочный Ка-28:
https://www.airlines-inform.ru/license/

Транспортный Ми-4:
https://www.airlines-inform.ru/license/

Ми-8 в санитарном исполнении:
https://www.airlines-inform.ru/license/

Также выставка включает несколько винтовых самолетов.

Послевоенный пассажирский самолет Ил-14:
https://www.airlines-inform.ru/license/

Вид у уличных самолетов удручающий. Техника требует ремонта и покраски. Далее знаменитый Дуглас DC-3.

https://www.airlines-inform.ru/license/

И еще один интересный экземпляр. ААС-1 «Тукан» - такое название носил выпускавшийся во Франции немецкий поршневой транспортный самолет Юнкерс Ю-52.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Под навесом, в гораздо лучшем состоянии, стоит уникальный экспонат - летающая лодка Short SA.6 Sealand. Было построено всего 25 аппаратов этого типа. Один из них сохранился в белградском музее. 

https://www.airlines-inform.ru/license/

С обратной стороны музея оборудовано что-то типа мастерской. 

https://www.airlines-inform.ru/license/

Какие-то самолеты здесь, видимо, восстанавливают. Но, в общем виде эта поляна скорее напоминает кладбище самолетов, чем музей. 

https://www.airlines-inform.ru/license/

Вот еще один интересный экспонат - деревянный макет истребителя МиГ-29, служивший ложной мишенью для авиации НАТО во время бомбардировок Югославии в 1999 году.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Самый крупный самолет на уличной площадке, да и во всем музее, - реактивный пассажирский SE-210 Caravelle (Каравелла). Югославская авиакомпания JAT эксплуатировала несколько таких авиалайнеров в 1960-70х гг. Жаль, что состояние этого интересного самолета тоже оставляет желать лучшего. Внутрь войти нельзя, можно осматривать лайнер только снаружи. 

https://www.airlines-inform.ru/license/

Закончив с уличным осмотром, захожу внутрь. У входа вывеска на сербском языке.

https://www.airlines-inform.ru/license/


Рождение югославской авиации

Экспозиция начинается с рождения югославской авиации. Первый экспонат - это полноразмерная копия первого югославского самолета Сарич Бр.1. 

https://www.airlines-inform.ru/license/

Аэроплан построил в 1910 году пионер югославской авиации - спортсмен, инженер и одновременно пилот Иван Сарич. Первый полет этого самолета, состоявшийся в июне 1910 года, открыл историю югославской авиации.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Следом идет еще один важный для музея экземпляр - учебно-тренировочный самолет Физир ФН. Аппарат в 1929 году положил начало югославской авиационной промышленности, став первым запущенным в серийное производство.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Сверху демонстрируется еще один представитель югославской довоенной авиации - учебный планер Врабач-А, созданный в 1939 году. Летательный аппарат тоже относится к плеяде "первых" - он стал первым планером в Югославии, выпускавшемся серийно. 

https://www.airlines-inform.ru/license/


Планировка музея

Перед тем, как продолжить рассказ, скажу пару слов о структуре музея. Внутри здание имеет форму круга и два этажа. По сути это один большой зал, где экспонаты выставлены по окружности.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Аппараты размещены в 2 яруса. На первом этаже они стоят на полу, а со второго этажа самолеты можно наблюдать подвешенными под потолком как раз напротив взгляда.

Чтобы осмотреть коллекцию музея, нужно идти по кругу по часовой стрелке. Таким образом самолеты выстроены в хронологическом порядке. 
  
https://www.airlines-inform.ru/license/


Вторая мировая война

Следом за пионерами югославской авиации следует большая экспозиция самолетов Второй мировой войны.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Югославская регулярная армия было достаточно быстро разбита Вермахтом в 1941 году и страна 4 года была оккупирована немцами и их союзниками. Как я понимаю, ни один из самолетов довоенных королевских ВВС Югославии. Поэтому, в музее представлены самолеты уже новых военно-воздушных сил Югославии, сформированных при помощи Великобритании и Советского Союза в 1944 г. 

По сути это была авиация партизанской армии. Поэтому, довольно разношерстная. В ее состав входили и трофейные немецкие истребители Мессершмитт-109,...  

https://www.airlines-inform.ru/license/

... и британские Харрикейн и Спитфайр (так называемые Балканские ВВС, воевавшие под эгидой британской армии),...

https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/

а также советские Яки, Ил-2, По-2, полученные от Советского Союза. Нужно отметить, что представленный в белградском музее истребитель Як-3 является уникальным. Так как это единственный сохранившийся в мире оригинальный Як-3 (то есть он полностью "родной", не восстановленный). 

https://www.airlines-inform.ru/license/

Рядом с Як-3 разместился интересный экспонат. Поначалу я подумал, что это какой-то детский аттракцион. Оказалось что это авиационный тренажер 1930-х гг. В таком летчиках обучали "слепым" полетам по приборам.


https://www.airlines-inform.ru/license/

В 1948 году между Югославией и СССР разгорелся политический конфликт. Свое отражение он нашел и в истории авиации. Во-первых, на базе самолетов Яковлева в Югославии был разработан собственный истребитель Икарус С-49 (на фото ниже).

https://www.airlines-inform.ru/license/

Во-вторых, как в военной, так и в гражданской авиации Югославии появилась американская техника. Например, представленный в музее истребитель-бомбардировщик "Тандерболт":

https://www.airlines-inform.ru/license/

Рядом с самолетом выставлен его двигатель. Мощный 18-цилиндровый Pratt & Whitney R-2800.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Здесь же фрагмент кабины еще одного истребителя Второй мировой войны "Лайтнинг".

https://www.airlines-inform.ru/license/

Вхождение югославской военной авиации в реактивную эру тоже произошло с участием американских авиастроителей. В музее представлен истребитель Ф-86 "Сейбр" 1950-х гг. 

https://www.airlines-inform.ru/license/

Однако, в 1960-ее годы выбор был вновь сделан в пользу советской техники. Основным истребителей югославских ВВС на 3 десятилетия стал знаменитый МиГ-21.

https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/

Все экспонаты в музее воздухоплавания сопровождаются информационными табличками на специальных стендах.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Судя по всему, эти таблички не менялись с момента открытия музея в 1989 году. Сегодня они уже сами по себе выглядят как артефакты из прошлого - с текстами от печатной машинки и аккуратно наклеенными на листы ватмана фотографиями и схемами. 

https://www.airlines-inform.ru/license/


Самолеты югославской разработки

Показанные выше самолеты ВВС Югославии разных лет размещены по окружности помещения. Центр зала  в виде "малого круга" отведен для самолетов собственной югославской разработки.  

Почетное место в самом центре круга занимает самолет СОКО J-22 «Орао».

https://www.airlines-inform.ru/license/

Такой статус этот истребитель-бомбардировщик получил из-за того, что стал последним и самым совершенным самолетом Югославии. "Орао" разрабатывался в сотрудничестве с Румынией, совершил первый полет в 1974 году и серийно выпускался с 1978 по 1992 гг. (произведено 165 штук).

Несколько этих самолетов до сих пор остаются в строю в ВВС Сербии. А поскольку страны под названием "Югославия" с 2003 года не существует, то более современного югославского самолета уже разработано не будет. Ни одна из стран бывшей югославской федерации своих самолетов не производит. 

  • https://www.airlines-inform.ru/license/
  • https://www.airlines-inform.ru/license/
  • https://www.airlines-inform.ru/license/

Красавца "Орао" окружают несколько мелких самолетов. Несколько из них привлекли мое внимание.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Очень необычный экспериментальный самолет Икарус-451.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Особенность конструкции в том, что пилот в самолете размещается лежа! Сомнительное решение. Не удивительно, что самолет был построен только в одном экземпляре.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Еще один корявый с виду самолет с таким же названием Икарус-451М (по сравнению с предыдущим самолетом в название добавлена буква М). Аппарат примечателен тем, что стал первым югославским реактивным самолетом. Разработанный в качестве учебно-тренировочного, самолет совершил первый полет в 1952 году. Характеристики оказались слабыми, поэтому в серию этот Икарус не пошел. Для учебных целей были закуплены американские Т-33. 

https://www.airlines-inform.ru/license/

Легкий транспортный самолет Утва-66, созданный в 1966 году.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Это единственный во всем музее самолет, в который можно попасть внутрь.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Дети этим активно пользуются.

https://www.airlines-inform.ru/license/

И не только дети... Вот такую свадебную фотосессию я наблюдал во время своего посещения музея.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Коллекция музея хорошо отражает "золотую эпоху" балканской авиации. А вот после распада Югославии похвастаться уже особенно и нечем. В музее я обнаружил только одну экспозицию, открытую после 1990 года. Посвящена она бомбардировкам Сербии в 1999 году.


Бомбардировки НАТО Югославии

В период с 24 марта по 10 июня 1999 г. авиация НАТО проводила массированные бомбардировки Союзной Республики Югославия, которая на тот момент состояла только из 2-х республик - Сербии и Черногории. Ударам подверглась территория Сербии, включая входившую тогда в ее состав автономную область Косово.

Подавляющее количественное и качественное превосходство авиации НАТО (в операции участвовали более 1000 самолетов) позволяло проводить операцию практически без потерь. Сербским силам ПВО удалось сбить лишь несколько боевых единиц противника.

В музее воздухоплавания в Белграде можно увидеть обломки 3-х сбитых летательных аппаратов - истребителя Ф-16, штурмовика-невидимки Ф-117 и боевого беспилотника "Предатор".
 
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/


Второй этаж музея

На втором этаже музея можно рассмотреть самолеты, подвешенные к потолку. Не буду останавливаться на каждом экспонате. Покажу лишь несколько, показавшихся мне необычными.

Бюкер-133 "Юнгмайстер" - известный немецкий пилотажный самолет 1930-х гг.:

https://www.airlines-inform.ru/license/

Югославский учебный самолет Утва 213-3. Эксплуатировался с 1951 по 1961 гг. В музее представлен единственный оставшийся экземпляр из 256 построенных.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Соко-522. Еще один учебно-тренировочный самолет югославских ВВС. Служил с 1955 по 1978 гг.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Вертолет Сикорский S-51. Стал первым вертолетом в югославской армии, эксплуатировался c 1954 по 1967 гг.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Также на втором этаже выставлены несколько двигателей и планеров.

https://www.airlines-inform.ru/license/


Экспозиция авиакомпании JAT

В центре зала на 2-м этаже оборудована выставка, посвященная гражданской авиации Югославии.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Информационные стенды, созданные еще в 1990-е гг., рассказывают историю авиакомпании JAT - уже несуществующего национального перевозчика Югославии.

https://www.airlines-inform.ru/license/

В сожалению, живой гражданской авиатехники внутри музея практически нет. Только вертолет Ми-2 в желтой медицинской окраске. 

https://www.airlines-inform.ru/license/

Тем не менее, интересно посмотреть на старые фотографии. Как, например, подборка ретро-фотографий белградского аэропорта.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Вот так выглядел аэропорт в начале 1960-х гг.:

https://www.airlines-inform.ru/license/

А это уже конец 1970-х. Построен новый пассажирский терминал, добавлены телетрапы.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Стенд с печатной рекламой авиакомпании JAT:
 
https://www.airlines-inform.ru/license/

Авиалайнеры советского производства Югославия не закупала, предпочитая американские Боинги и Дугласы или французскую "Каравеллу". В 1960-х гг. флагманом авиакомпании JAT был Боинг-707. В музее можно увидеть макет его пассажирской кабины.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Стенд с моделями авиалайнеров, летавших под флагом Югославии:

https://www.airlines-inform.ru/license/

В музее воздухоплавания также представлены масштабные модели военных самолетов Королевских ВВС Югославии, не сохранившихся в оригинале.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Интересно, что самыми современными истребителями Югославии, в момент нападения на нее Германии в 1941 году, были немецкие Мессершмитты, закупленные незадолго до этого.

https://www.airlines-inform.ru/license/

Мой осмотр музея югославской авиации в Белграде занял около 2-х часов. Задуманный когда-то как главный авиационный музей большой страны Югославия уже утратил свою роль. Но сегодня музей интересен тем, что здесь можно увидеть редкие самолеты, которые трудно найти где-либо еще. 

https://www.airlines-inform.ru/license/
:


! , ! 4 .

 
campana

.
!
5.

 
koril

, . . 5

 

2009 .
.

!!!

 

, , .

 
12+
Rambler's Top100
Airlines Inform , 77-46317 26.08.2011. . .
Copyright © 2007-2021 Airlines Inform
/reviews/airlines-7761.html 1 1 1