Ещё будучи в России, подумывал, что в очередной раз отдыха на Кубе три недели для последнего будет чрезмерно. В предыдущие визиты я уже изъездил весь остров вдоль и поперек и длительно наслаждаться старой Гаваной и морскими пляжами на Атлантике уже не хотелось. Поэтому я и купил на сайте «Cubana de Aviacion» билет до Боготы и обратно на 7 дней. Самолет летает один раз в неделю, по субботам. Давно хотел побывать в Колумбии, тем более, что она сейчас безвизовая для россиян. Стоимость прямого трехчасового перелета туда и обратно составила 422 доллара. Покупая билет, я не обратил внимания на тип воздушного судна и не стал резервировать места.
Ранним утром 2 мая я на такси отправился в аэропорт.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Стоимость проезда для иностранцев не изменилась за 2 года и по-прежнему составляет 25 кубинских конвертируемых песо (cuc) или ровно 25 долларов США. На Кубе данная величина есть месячная зарплата рядового жителя. В субботу по дороге в аэропорт встречались редкие автомобили – трасса почти пустовала.
Международный аэропорт им. Хосе Марти (его пассажиропоток составляет порядка 3,5 млн человек в год) тоже встретил меня своими почти безлюдными просторами. Утренних рейсов было немного и они почти все уже улетели.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мой рейс CU 348 был заявлен на 12.00. Регистрация уже началась. Представьте мое удивление, когда на ней я узнаю, что в Боготу полечу на Ан-158! Я на нем уже летал ранее из Сантьяго-де Куба в Гавану. Я был уверен, что на такие расстояния поставят судно типа А-320 или Ту-204, кои у «Cubana de Aviacion» имеются. Но видимо, народу на рейс прибыло немного и коммерческая составляющая сделала свое дело. Про безопасность полета я не задумывался, так как наши «Аны» себя давно хорошо зарекомендовали, да и летел я не куда-нибудь, а в Боготу, чей аэропортовский код значится как BOG. Значит, с Богом!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кстати, с 1 марта на Кубе отменен аэропортовский сбор в 25 cuc (или 25 долларов США). Данные деньги можно потратить на ром и кофе. Пройдя пограничный и предполетный осмотр, я прошел в почти пустой зал вылетов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кафе не работали. В окно был виден стоявший вблизи самолет Ан-158, его готовили в вылету.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Чуть вдалеке от него находились грузовые кубинские Ил-96 и Ту-204. Наша «пуэрта» (выход) была на первом этаже. Спустившись туда, я насчитал на рейс всего 40 пассажиров.
https://www.airlines-inform.ru/license/
За двадцать минут до вылета нас привезли на автобусе к самолету. Ан-158 с номером Cu – T1714 был выпущен в 2013 году.
https://www.airlines-inform.ru/license/
При входе нас встречала довольно милая стюардесса.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мое место было 3 А. В иллюминаторе был довольно плохой обзор из-за нависавшего рядом двигателя самолета. Благо свободных мест было предостаточно и я пересел на 15 ряд.
Что сказать про салон самолета?
Слева по 2 кресла, справа по 3. Центральный проход обычных размеров. Расстояние между креслами было довольно большим и мои ноги при росте 180 см спокойно уместились. Панель над пассажирами тоже была обычной: свет, вызов стюардессы и приточная вентиляция.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через 10 минут поле посадки пассажиров на борт самолет уже выруливал на ВПП. Взлет был очень плавным.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мы пролетели над пляжами Восточной Гаваны и, развернувшись, полетели на юг. Удивительно, но за все три часа полета, самолет ни разу не попал в зону турбулентности. Ан-158 летел очень плавно, лишь чуток покачиваясь. Через час в иллюминаторе уже была видна Ямайка, а затем еще час снова летели над Карибским морем.
За это время стюардессы успели разнести «традиционный» (см. мой мексиканский отчет) кубинский ланч. В него входил сэндвич (для фото я специально его надкусил, чтобы было видно его содержимое), маленький кекс и напитки на выбор: сок, вода и кофе. В принципе, проголодаться нельзя.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Зато аромат из горячих касалеток для экипажа, разнесенных раньше обычных «ланчей», немного добавил слюны у большинства пассажиров, включая меня. Вообще надо сказать, что на рейсах «Кубаны» летает очень много «обслуживающего» персонала. Я еще мягко выразился. За мной сидели два бугая, явно не пилоты (скорее всего, это служба безопасности) и еще два человека в форме летчиков. Всю эту братию стюардессы обслуживали в первую очередь, наравне с пилотами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
По «традиции» нашего сайта надо рассказать о новостях туалетостроения. В Ан-158 два туалета: один у кабины пилотов, второй в хвосте. Так как салон самолета выполнен в одноклассной компановке, можно было сходить туда и сюда, но я пошел в тот, который был ближе, т.е в хвосте самолета. Туалет как туалет, только не убирался. Традиционная леность кубинцев мною уже воспринимается спокойно. К тому же у «кубашей», видимо, не принято поднимать стульчак.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через два часа полета показался берег Южной Америки. Еще час мы летели над горами и озерами Колумбии и вскоре приступили к снижению. Богота находится на высоте 2600 метров над уровнем моря на равнине среди гор. Поэтому самолет очень долго огибал горные вершины. Наконец, из-за облаков показалась колумбийская столица и через пять минут Ан-158 плавно приземлился на одну из двух ВПП аэропорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Еще минут 5 мы ехали на стоянку. Затем, выйдя из самолета, мы пересели в автобус.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Я не удержался и стал фотографировать самолет. Представитель «Cubana de Aviacion»в Боготе, негритянский дядя лет 50-ти, так ревностно наблюдал за моей двухминутной фотосессией, что мне показалось, что я у него отбираю работу по рекламе самолета и его авиакомпании.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Огромный международный аэропорт Боготы Эль-Дорадо (через него за год проходит 25 млн. пассажиров) поразил меня своим порядком и комфортом. Просторные залы прилета, пограничного контроля сверкали чистотой.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пограничник поинтересовался у меня, сколько дней я буду в Колумбии и целью визита (туризм). Залы выдачи багажа громадные, сам багаж уже был на ленте (т.е. разгрузили за 15 минут!).
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Затем пассажиры с чемоданами прошли через строй полиции с собачками, которые нюхали всех подряд. При обмене валюты меня попросили обмакнуть второй палец правой кисти в чернила и оставить отпечаток на листке квитанции.
При выходе я встал в очередь на такси и через 2-3 минуты уже ехал в свой отель.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Богота на самом деле оказалась довольно комфортным, чистым и относительно безопасным городом. Тот район, где я поселился, вообще похож на определенные районы Дюссельдорфа или Кёльна: чистота, травка подстрижена, коттеджи, малосемейные домики, магазины, торговые центры, кафе, рестораны и прочее. Сразу скажу: тех ужасов, что написаны про столицу Колумбии во многих российских интернет-форумах («грабят, насилуют и убивают прямо посреди улицы» и всё делается одновременно) просто нет. Может я не там ходил, но ко мне ни разу не приставал криминальный элемент.
В Боготе есть что посмотреть: это музей золота, музей Ботеро, гора Монсеррат и прочее-прочее. Передвигаться по городу можно на такси: стоимость любого переезда максимум 5-10 долларов США (в местных песо).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Площадь Боливара в Боготе
https://www.airlines-inform.ru/license/
Одна из картин Фердинандо Ботеро из одноименного музея.Ботеро - ныне живущий классик,
один из основателей стиля фигурализма в живописии скульптуре.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Золотая маска из музея золота. Кого -то она мне напоминает...
Через неделю я полетел обратно в Гавану.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Прибыв в аэропорт за три часа до вылета,
https://www.airlines-inform.ru/license/
я уже обнаружил очередь на регистрацию нашего рейса CU 349. В основном, в ней преобладали кубинцы. У каждого была куча сверхнормативного багажа.
https://www.airlines-inform.ru/license/
У одной милой дамы я насчитал аж 14(!) чемоданов и сумок.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как в стихотворении "Дама сдавала багаж"...
Я со своим одним 20 кг-«Самсонайтом» на фоне таких «богатых» пассажиров выглядел, ну прямо как бомж из соседнего подвала (шутка!). На самом деле кубинцев можно понять. На Кубе помимо идей революции царит беднота и безнадёга. У них реально сейчас наш 1991 год. Нет элементарных для нас вещей – продуктов в магазинах, электроники, одежды. Вернее они есть, но в таком скуднейшем ассортименте, что наше рядовое сельпо из деревни Гадюкино по сравнению с любым универмагом Гаваны – это просто «Ашан». Поэтому 14 сумок для одной кубинки – это не предел. Вы скажете, что я подтруниваю над кубинцами. Отнюдь, я им сочувствую. Им надо самим в своей стране что-то делать.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А аэропорт жил своей жизнью: работали все виды контроля, магазины беспошлинной
торговли, залы ожидания принимали новых пассажиров. И везде было так уютно. Одним словом,
аэропорт Боготы Эль-Дорадо очень достоин самой высокой оценки.
За 15 минут до вылета нас подвезли к самолету – это был Ан-158 с бортовым номером CU – T1712. Именно на нем я летал полтора года тому назад. На сей раз я снова стал фотографировать самолет с разных сторон и вновь негритянский дядя с беджиком «Кубаны» неспокойно посматривал на мой фотоаппарат.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
У входа нас встречали стюард и стюардесса. Внутри самолет выглядел очень хорошо, хотя и эксплуатируется уже 3 года. Кресла были непродавленными, в салоне чисто, ничего не отваливается и не дребезжит. Пассажиров набралось аж 42 человека.
https://www.airlines-inform.ru/license/
«Ан» взлетел ровно, плавно развернувшись над городом, вырвался за облака и взял курс на северо-восток.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Из питания вновь был предложен набор из сока и сэндвича. Горячее разнесли только для экипажа и бригады службы безопасности.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Больше бортпроводников до самой посадки я не видел. Вернее слышал, как они, усевшись
сзади болтали на свой кубинские темы с другими представителями авиакомпании.Два часа
беспрерывного разговора. Пассажиры занимались занимались кто чем хочет.
Лично я отправился тестировать туалет в передней части самолета. Туалет округлой формы, дверь шторчатая, тоже полукруглая. Конечно, внутри как обычно для «Кубаны» грязновато. Никто в нем не убирался.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Я специально посмотрел в иллюминатор с места 4А на маркировку двигателей. Там были русские буквы. Может кто-то знает из вас, уважаемые читатели, что они означают?
https://www.airlines-inform.ru/license/
Прошло ровно три часа с момента вылета из Боготы и самолет начал заходить на посадку в аэропорту кубинской столицы. Сели очень плавно, как пушинка. Подъехав к месту стоянки, самолет самостоятельно развернулся почти на 270 градусов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вскоре всех пассажиров забрал автобус и привез в здание аэровокзала на пограничный контроль.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выдача багажа, как это всегда бывает в этом аэропорту, изрядно затянулась. Свой чемодан я получил спустя 40 минут с момента приземления. История с таможней повторилась: иностранцы идут по «зеленому коридору», кубинцы – только по «красному». Одна радость для них, что мзду от сверхнормативных товаров они платят в национальных песо, а не в валюте.
Я поехал в город на такси.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Что в итоге:
1. Аэропорт Гаваны – четверка. Не больше.
2. «Cubana de Aviacion» - пятерка с плюсом за пилотирование на Ан-158, тройка за сервис на борту.
3. Аэропорт Боготы Эль-Дорадо – твердая пятерка. Колумбия вообще символически записана мною в «возвратные» страны, т.е. страны, куда хочется приехать снова и снова. И всё это благодаря прямому рейсу «Cubana de Aviacion».