Ранним утром 2 мая я на такси отправился в аэропорт.
Стоимость проезда для иностранцев не изменилась за 2 года и по-прежнему составляет 25 кубинских конвертируемых песо (cuc) или ровно 25 долларов США. На Кубе данная величина есть месячная зарплата рядового жителя. В субботу по дороге в аэропорт встречались редкие автомобили – трасса почти пустовала.
Международный аэропорт им. Хосе Марти (его пассажиропоток составляет порядка 3,5 млн человек в год) тоже встретил меня своими почти безлюдными просторами. Утренних рейсов было немного и они почти все уже улетели.
Мой рейс CU 348 был заявлен на 12.00. Регистрация уже началась. Представьте мое удивление, когда на ней я узнаю, что в Боготу полечу на Ан-158! Я на нем уже летал ранее из Сантьяго-де Куба в Гавану. Я был уверен, что на такие расстояния поставят судно типа А-320 или Ту-204, кои у «Cubana de Aviacion» имеются. Но видимо, народу на рейс прибыло немного и коммерческая составляющая сделала свое дело. Про безопасность полета я не задумывался, так как наши «Аны» себя давно хорошо зарекомендовали, да и летел я не куда-нибудь, а в Боготу, чей аэропортовский код значится как BOG. Значит, с Богом!
Кстати, с 1 марта на Кубе отменен аэропортовский сбор в 25 cuc (или 25 долларов США). Данные деньги можно потратить на ром и кофе. Пройдя пограничный и предполетный осмотр, я прошел в почти пустой зал вылетов.
Кафе не работали. В окно был виден стоявший вблизи самолет Ан-158, его готовили в вылету.
Чуть вдалеке от него находились грузовые кубинские Ил-96 и Ту-204. Наша «пуэрта» (выход) была на первом этаже. Спустившись туда, я насчитал на рейс всего 40 пассажиров.
За двадцать минут до вылета нас привезли на автобусе к самолету. Ан-158 с номером Cu – T1714 был выпущен в 2013 году.
При входе нас встречала довольно милая стюардесса.
Мое место было 3 А. В иллюминаторе был довольно плохой обзор из-за нависавшего рядом двигателя самолета. Благо свободных мест было предостаточно и я пересел на 15 ряд.
Что сказать про салон самолета?
Слева по 2 кресла, справа по 3. Центральный проход обычных размеров. Расстояние между креслами было довольно большим и мои ноги при росте 180 см спокойно уместились. Панель над пассажирами тоже была обычной: свет, вызов стюардессы и приточная вентиляция.
Через 10 минут поле посадки пассажиров на борт самолет уже выруливал на ВПП. Взлет был очень плавным.
Мы пролетели над пляжами Восточной Гаваны и, развернувшись, полетели на юг. Удивительно, но за все три часа полета, самолет ни разу не попал в зону турбулентности. Ан-158 летел очень плавно, лишь чуток покачиваясь. Через час в иллюминаторе уже была видна Ямайка, а затем еще час снова летели над Карибским морем.
За это время стюардессы успели разнести «традиционный» (см. мой мексиканский отчет) кубинский ланч. В него входил сэндвич (для фото я специально его надкусил, чтобы было видно его содержимое), маленький кекс и напитки на выбор: сок, вода и кофе. В принципе, проголодаться нельзя.
Зато аромат из горячих касалеток для экипажа, разнесенных раньше обычных «ланчей», немного добавил слюны у большинства пассажиров, включая меня. Вообще надо сказать, что на рейсах «Кубаны» летает очень много «обслуживающего» персонала. Я еще мягко выразился. За мной сидели два бугая, явно не пилоты (скорее всего, это служба безопасности) и еще два человека в форме летчиков. Всю эту братию стюардессы обслуживали в первую очередь, наравне с пилотами.
По «традиции» нашего сайта надо рассказать о новостях туалетостроения. В Ан-158 два туалета: один у кабины пилотов, второй в хвосте. Так как салон самолета выполнен в одноклассной компановке, можно было сходить туда и сюда, но я пошел в тот, который был ближе, т.е в хвосте самолета. Туалет как туалет, только не убирался. Традиционная леность кубинцев мною уже воспринимается спокойно. К тому же у «кубашей», видимо, не принято поднимать стульчак.
Через два часа полета показался берег Южной Америки. Еще час мы летели над горами и озерами Колумбии и вскоре приступили к снижению. Богота находится на высоте 2600 метров над уровнем моря на равнине среди гор. Поэтому самолет очень долго огибал горные вершины. Наконец, из-за облаков показалась колумбийская столица и через пять минут Ан-158 плавно приземлился на одну из двух ВПП аэропорта.
Еще минут 5 мы ехали на стоянку. Затем, выйдя из самолета, мы пересели в автобус.
Я не удержался и стал фотографировать самолет. Представитель «Cubana de Aviacion»в Боготе, негритянский дядя лет 50-ти, так ревностно наблюдал за моей двухминутной фотосессией, что мне показалось, что я у него отбираю работу по рекламе самолета и его авиакомпании.
Огромный международный аэропорт Боготы Эль-Дорадо (через него за год проходит 25 млн. пассажиров) поразил меня своим порядком и комфортом. Просторные залы прилета, пограничного контроля сверкали чистотой.
Пограничник поинтересовался у меня, сколько дней я буду в Колумбии и целью визита (туризм). Залы выдачи багажа громадные, сам багаж уже был на ленте (т.е. разгрузили за 15 минут!).
Затем пассажиры с чемоданами прошли через строй полиции с собачками, которые нюхали всех подряд. При обмене валюты меня попросили обмакнуть второй палец правой кисти в чернила и оставить отпечаток на листке квитанции.
При выходе я встал в очередь на такси и через 2-3 минуты уже ехал в свой отель.
Богота на самом деле оказалась довольно комфортным, чистым и относительно безопасным городом. Тот район, где я поселился, вообще похож на определенные районы Дюссельдорфа или Кёльна: чистота, травка подстрижена, коттеджи, малосемейные домики, магазины, торговые центры, кафе, рестораны и прочее. Сразу скажу: тех ужасов, что написаны про столицу Колумбии во многих российских интернет-форумах («грабят, насилуют и убивают прямо посреди улицы» и всё делается одновременно) просто нет. Может я не там ходил, но ко мне ни разу не приставал криминальный элемент.
В Боготе есть что посмотреть: это музей золота, музей Ботеро, гора Монсеррат и прочее-прочее. Передвигаться по городу можно на такси: стоимость любого переезда максимум 5-10 долларов США (в местных песо).
Площадь Боливара в Боготе
Одна из картин Фердинандо Ботеро из одноименного музея.Ботеро - ныне живущий классик,
один из основателей стиля фигурализма в живописии скульптуре.
Золотая маска из музея золота. Кого -то она мне напоминает...
Через неделю я полетел обратно в Гавану.
Прибыв в аэропорт за три часа до вылета,
я уже обнаружил очередь на регистрацию нашего рейса CU 349. В основном, в ней преобладали кубинцы. У каждого была куча сверхнормативного багажа.
У одной милой дамы я насчитал аж 14(!) чемоданов и сумок.
Как в стихотворении "Дама сдавала багаж"...
Я со своим одним 20 кг-«Самсонайтом» на фоне таких «богатых» пассажиров выглядел, ну прямо как бомж из соседнего подвала (шутка!). На самом деле кубинцев можно понять. На Кубе помимо идей революции царит беднота и безнадёга. У них реально сейчас наш 1991 год. Нет элементарных для нас вещей – продуктов в магазинах, электроники, одежды. Вернее они есть, но в таком скуднейшем ассортименте, что наше рядовое сельпо из деревни Гадюкино по сравнению с любым универмагом Гаваны – это просто «Ашан». Поэтому 14 сумок для одной кубинки – это не предел. Вы скажете, что я подтруниваю над кубинцами. Отнюдь, я им сочувствую. Им надо самим в своей стране что-то делать.
А аэропорт жил своей жизнью: работали все виды контроля, магазины беспошлинной
торговли, залы ожидания принимали новых пассажиров. И везде было так уютно. Одним словом,
аэропорт Боготы Эль-Дорадо очень достоин самой высокой оценки.
За 15 минут до вылета нас подвезли к самолету – это был Ан-158 с бортовым номером CU – T1712. Именно на нем я летал полтора года тому назад. На сей раз я снова стал фотографировать самолет с разных сторон и вновь негритянский дядя с беджиком «Кубаны» неспокойно посматривал на мой фотоаппарат.
У входа нас встречали стюард и стюардесса. Внутри самолет выглядел очень хорошо, хотя и эксплуатируется уже 3 года. Кресла были непродавленными, в салоне чисто, ничего не отваливается и не дребезжит. Пассажиров набралось аж 42 человека.
«Ан» взлетел ровно, плавно развернувшись над городом, вырвался за облака и взял курс на северо-восток.
Из питания вновь был предложен набор из сока и сэндвича. Горячее разнесли только для экипажа и бригады службы безопасности.
Больше бортпроводников до самой посадки я не видел. Вернее слышал, как они, усевшись
сзади болтали на свой кубинские темы с другими представителями авиакомпании.Два часа
беспрерывного разговора. Пассажиры занимались занимались кто чем хочет.
Лично я отправился тестировать туалет в передней части самолета. Туалет округлой формы, дверь шторчатая, тоже полукруглая. Конечно, внутри как обычно для «Кубаны» грязновато. Никто в нем не убирался.
Я специально посмотрел в иллюминатор с места 4А на маркировку двигателей. Там были русские буквы. Может кто-то знает из вас, уважаемые читатели, что они означают?
Прошло ровно три часа с момента вылета из Боготы и самолет начал заходить на посадку в аэропорту кубинской столицы. Сели очень плавно, как пушинка. Подъехав к месту стоянки, самолет самостоятельно развернулся почти на 270 градусов.
Вскоре всех пассажиров забрал автобус и привез в здание аэровокзала на пограничный контроль.
Выдача багажа, как это всегда бывает в этом аэропорту, изрядно затянулась. Свой чемодан я получил спустя 40 минут с момента приземления. История с таможней повторилась: иностранцы идут по «зеленому коридору», кубинцы – только по «красному». Одна радость для них, что мзду от сверхнормативных товаров они платят в национальных песо, а не в валюте.
Я поехал в город на такси.
Что в итоге:
1. Аэропорт Гаваны – четверка. Не больше.
2. «Cubana de Aviacion» - пятерка с плюсом за пилотирование на Ан-158, тройка за сервис на борту.
3. Аэропорт Боготы Эль-Дорадо – твердая пятерка. Колумбия вообще символически записана мною в «возвратные» страны, т.е. страны, куда хочется приехать снова и снова. И всё это благодаря прямому рейсу «Cubana de Aviacion».