Приветствую вас, дорогие читатели и хочу предложить обзор полёта из Хабаровска в Москву на самолёте Airbus A330-300, который состоялся 11.05.2015 и завершил мой весенний вояж по Дальнему Востоку (перед этим был перелёт из Петропавловска-Камчатского во Владивосток на А319 "Авроры", которому будет посвящён следующий обзор)
Как известно, на рейсах во Владивосток и Хабаровск Аэрофлот использует как Боинги-777, так и 330-е аэробусы и может менять борты в расписании по своему усмотрению. Я брал билет в то время, когда расписание не утряслось и попал под такую замену. Это меня несколько расстроило, т.к. хотелось и обратно лететь на 77W, но появилась возможность сравнить представителей двух совершенно различных типов широкофюзеляжных самолётов Аэрофлота на дальних рейсах. Забегая вперёд скажу, что это сравнение расстроило меня ещё больше. Впрочем, обо всём по порядку.
Небо над Хабаровском очень насыщено авиатрафиком. Почти ежеминутно его расчерчивают сдвоенными или счетверёнными конденсационными следами большие дальнемагистральные "Боинги" и "Аэробусы" именитых западных и восточных авиакомпаний, направляющиеся из Японии в Европу, из Северной Америки в Китай и т.д. Благодаря очень сухому и прозрачному воздуху крылатые гиганты видны очень чётко и даже слышен отдалённый гул их двигателей.
Фотоснимки сделаны на берегу великой реки Амур за день до вылета.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Интересно, что над Хабаровском трассы всех лайнеров поворачивают на заметный угол.
А вот так выглядит аэропорт Хабаровска. Терминал старый и довольно непрезентабельный.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В небе над аэропортом разгорается утренняя заря...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рассвет сопровождается громким чириканьем проснувшихся воробьёв, которые во множестве летают по терминалу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поймал себя на мысли, что аэропорт Хабаровска очень напоминает аэропорт Иркутска времён начала 90-х годов, с которым у меня связано много воспоминаний из детства.
Восход солнца:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолёты тоже просыпаются. А319 Авроры, у которой здесь хаб, и ATR-72 "Якутии"
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Прилетел гигант 777-300 Трансаэро. Как жаль, что мне лететь не на нём. Самолёт "Трансов" немолод и скромнее аэрофлотовских - это "обычная" трёхсотка с заметно меньшими и более слабыми двигателями RR Trent 892, крыльями без законцовок и меньшей дальностью полёта, но интересен своей редкостью, поскольку модификация снята с производства и -300 было выпущено гораздо меньше, чем -300ER.
Чуяло сердце, что надо было брать билет на их рейс, но не прислушался я к нему...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Немного утреннего трафика.
B757-200 Azur Air (КатэкАвиа)
https://www.airlines-inform.ru/license/
Старый 737 серии "Classic" "Авроры" в ливрее "Сахалинавиатранса"
https://www.airlines-inform.ru/license/
Две сестры А319
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взлетает 777-300 "Трансов". Фото сделано уже из автобуса.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот и самолёт, на котором предстоит лететь - "французская булка" А330-300 с номером VQ-BQZ. Нормально сфотографировать самолёт не получилось, поэтому привожу фото, сделанное в Шереметьево 25.04.2015
https://www.airlines-inform.ru/license/
Двигатели RR Trent 700. Почти в 2 раза меньше боинговских GE90-115B и впечатления совсем не производят. Максимальная тяга более чем в 1.5 раза меньше, чем у GE. Неудивительно - А330 на две весовых категории ниже 777-300ER, его аналог у "Боинга" - давно устаревший 767-300ER.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Занимаю своё место 31A. Следующее разочарование - салон. Внутри фюзеляж А330 значительно теснее, чем у 777 и, несмотря на компоновку 2-4-2, кресла и проходы узкие. Более-менее нормально усесться смогут только достаточно стройные и не слишком высокие люди (к каковым я отношусь). Расстояние между рядами также существенно меньше. Первая мысль: "боже, куда я попал?" Так же тесно, как в узкофюзеляжных А320 и В737, которыми я налетался уже вдоволь.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид из окна. Крыло выглядит довольно "топорным" по сравнению с изящным крылом 777, но имеет винглет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на терминал аэропорта
https://www.airlines-inform.ru/license/
На рулении проезжаем мимо стоянки списанных Ил-62 несуществующей а/к "Дальавиа", Ан-26 и Л-410
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Хвост списанного Ту-154
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взлетаем над Амуром...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и начинаем долгий путь на запад по дуге большого круга, которая проходит значительно южнее дуги камчатского рейса. К сожалению, развлекательная система здесь более примитивная, чем на 777, управляется с пульта, очень тормозно реагируя на нажатия кнопок, и не может отражать интерактивную карту в произвольном масштабе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ещё одна малоприятная особенность самолёта: двигатели RR Trent 700, несмотря на свой скромный размер, очень шумные и их гул - на угнетающих частотах. В хвосте 777 было ощутимо тише. Возможно, у А330 слабая шумоизоляция. Стало понятно, что отношения с крылатой французской дамой не сложатся...
Под крылом реки - притоки Амура. Кое-где на них ещё продолжается ледоход
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь горит трава...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... а здесь - уже тайга. Кто-то доигрался с огнём.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Строящаяся развязка
https://www.airlines-inform.ru/license/
Обед был достаточно скромным, я не наелся.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А теперь пара слов об особом пути французов в авиастроении.
Первым самолётом концерна Airbus стал A300, производство которого началось в начале 1970-х годов. Это был первый в мире двухмоторный широкофюзеляжный самолёт, но рассчитанный лишь на внутриконтинентальные перелёты, т.к. норм ETOPS-180 ещё не существовало. А330, запущенный в серию в 1994 году, унаследовал фюзеляж от А300, и стал конкурентом для среднеразмерных Boeing 767.
Важно заметить, что в "Боинге" перед началом разработок огромного 777 исследовался вариант нового самолёта на основе удлинённого фюзеляжа от 767, но потенциальных заказчиков он не удовлетворил. Некоторое время производилась "длинная" модификация 767-400ER, но таких бортов было построено очень мало. Вариант же со значительно большим фюзеляжем, имеющим диаметр почти как у 747, оказался исключительно удачным.
В "Эйрбасе", напротив, вместо разработки модели с большим диаметром фюзеляжа для полноценной конкуренции с "Боингом", пошли по заведомо ошибочному пути, предпочитая "держаться" за старый среднеразмерный фюзеляж, увеличивая его в длине (и довели эту идею до абсурда с моделью А340-600).
Так появилось семейство А340, которое стало коммерческим провалом "Эйрбаса" благодаря в т.ч. неэкономичной четырёхмоторной схеме (два крупных двигателя под крылья тяжёлых А340-500 и -600 не поместились бы, да и французы продолжали придерживаться консервативной точки зрения, что через океаны надо летать на 4 моторах), в то время как пример Boeing 777 доказал, что для крупных широкофюзеляжных самолётов достаточно двух моторов.
В итоге производство А340 было прекращено, а А330 занял нишу 767 и пользовался устойчивым спросом из-за дешевизны и неплохих эксплуатационных показателей. Но большая "дыра" в сегменте крупных двухмоторных широкофюзеляжных самолётов у "Эйрбаса" была закрыта только с появлением новейшего А350 XWB (с шириной фюзеляжа между 787 и 777), который был разработан с нуля благодаря своего рода повторению "боинговской" истории - потенциальным заказчикам оказалась неинтересна глубокая модернизация А330 с новым крылом и двигателями и они потребовали полностью новый самолёт. Почти 20 лет потребовалось французам, чтобы, наступая на грабли, прийти к концепции, аналогичной боинговскому 777!
Можно совершенно точно сказать, что на дальних перелётах диаметр фюзеляжа играет огромную роль, когда речь идёт о комфорте пассажиров в компоновке салона, предельной по плотности. 777 даже с 10 креслами в ряд является комфортным, 330 с 8 в ряд - нет. Если на 777 8-часовой перелет в "экономе" переносится легко и хочется лететь дальше и дальше, то на 330 он дался с трудом. Только виды из окна не давали настроению окончательно упасть...
Начались горы южной Якутии. Пониже и пожиже, чем на севере республики, но тоже красивые.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А это уже горы Забайкалья в Северной Бурятии. Где-то здесь проходит БАМ и неподалёку отсюда, на Северомуйском хребте, я был в прошлом году...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Постепенно горы стали затягиваться облачностью, которая превратилась в скучное "молоко"...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и я от огорчения и усталости заснул, и проснулся уже тогда, когда аэробус летел над северо-западом Сибири с озерами-блюдцами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Некоторые были ещё полностью замёрзшими...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
... а некоторые начали оттаивать, и их опутывает сеть дорог, соединяющих посёлки нефте- и газодобытчиков
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Впереди показалась могучая западносибирская река Обь со своими протоками, полностью освободившаяся ото льда
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Неопознанная река, впадающая в Обь, красиво петляет под облаками
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пролетаем над Северным Уралом...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... за которым на заснеженной земле обнаруживаются гигантские шахматные доски.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ненадолго появляется облачность:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Посёлок на севере Европейской части РФ
https://www.airlines-inform.ru/license/
Дорога в облаках...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Встречный трафик
https://www.airlines-inform.ru/license/
Приближаемся к Подмосковью. В реке отражаются облака, плывущие по небу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Начинаем снижение...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и приземляемся в аэропорту Шереметьево.
На рулении к перрону мимо проплывает громадный 747-8F а/к ABC
https://www.airlines-inform.ru/license/
Полёт окончен. Прощай, А330, на дальних рейсах нам точно больше не по пути. На среднемагистральных - может быть ещё увидимся, но при условии отсутствия альтернативы. Выводы для себя я сделал.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Дабы не отягощать внимание читателей фотографиями Шереметьево, окажемся сразу на противоположной стороне аэропорта, где рядом с "рюмкой" - уходящим в историю символом аэропорта...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... у терминала В поставили памятник другому его символу - легендарному дальнемагистральному Ил-62М. Узкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт с 4-мя двигателями в хвосте - такая схема в наше время выглядит дико, но тогда и пассажиропотоки были меньше, и с расходами на топливо не считались, а самолёт выполнял свою работу на отлично. Жаль, что в детстве не случилось полетать на 62-м. Все полёты тогда были у меня на Ту-154.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
И в заключение, как итог:
Летайте "Боингами" Аэрофлота, а "Аэробусов" избегайте (если летите не бизнес-классом)!
Спасибо за внимание!