Воздушный кодекс Российской Федерации - основной нормативный документ, устанавливающий правила полетов самолетов гражданской авиации в небе России. Все российские авиакомпании обязаны соблюдать требования Воздушного кодекса РФ.
Воздушный кодекс РФ имеет следующее содержание:
- Государственное регулирование полетов (необходимые договоры, контролирующие органы, порядок осуществления полетов).
- Государственный контроль деятельности авиакомпаний (сертификация и лицензирование, права и ответственность государственных инспекторов).
- Требования к воздушным судам, аэродромам, авиационному персоналу и экипажам.
- Требования к авиакомпаниям (глава IX Воздушного кодекса РФ).
- Правила осуществления внутренних и международных полетов.
- Действия во внештатных ситуациях (поиск и спасение, расследование авиационных происшествий).
- Правила осуществления воздушных перевозок и авиационных работ (глава XV Воздушного кодекса РФ).
- Ответственность перевозчика (глава XVII Воздушного кодекса РФ).
Для пассажиров российских авиакомпаний наиболее интересны следующие разделы Воздушного кодекса РФ:
Глава IX Авиационные предприятия (авиакомпании):
Авиакомпания должна быть зарегистрированным юридическим лицом, иметь лицензии на право выполнения авиационных перевозок, оформлять авиабилеты и устнанавливать тарифы в соответствии с законом. При этом размер тарифов (стоимости авиабилетов) авиакомпания определяет по своему усмотрению.
Глава XV Воздушные перевозки:
Авиакомпании должны соблюдать Правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и требования к обслуживанию пассажиров. Авиакомпании обязаны оформить авиабилет и перевезти пассажира, а пассажир обязан заплатить за авиабилет и сверхнормативный багаж.
Пассажиры имеют ряд льгот, таких как:
- бесплатный провоз ребенка до 2 лет, при международных перевозках дети до 2-х лет перевозятся по льготному тарифу;
- бесплатный провоз багажа и ручной клади в пределах установленной нормы;
- бесплатное пользование комнатой матери и ребенка и бесплатное размещение в гостинице при задержке рейса по вине авиакомпании;
- другие установленные законом льготы.
Также глава устанавливает, что авиакомпания может отказать пассажиру в посадке на самолет, если пассажир:
- нарушает паспортное, таможенное, санитарное законодательство;
- отказывается оплатить сверхнормативный багаж или провоз ребенка;
- поведение или состояние здоровья пассажира создает угрозу окружающим;
- в багаже пассажира имеются запрещенные к перевозке предметы.
Пассажир может сам отказаться от перевозки, получив обратно стоимость билета.
1. Если пассажир отказывается от перевозки более, чем за 24 часа до вылета рейса, ему возвращаются все суммы, предусмотренные условиями применения тарифа, указанного в билете.
2. Если отказ от перевозки осуществляется менее, чем за 24 часа до вылета, то перевозчик вправе удержать с пассажира штраф в размере 25 % от уплаченной суммы и другие неустойки, вызванные понесенными авиа перевозчиком затратами.
3. При отказе от перевозки после вылета рейса, пассажиру не возвращается понесенная им плата за билет.
4. При вынужденном отказе от перевозки, что подтверждается медицинскими документами, пассажир вправе претендовать на возврат стоимости билета.
Глава XVII Ответственность перевозчика:
Перевозчик (авиакомпания) несет ответственность за:
- причинение вреда жизни и здоровью пассажира во время перевозки;
- утрату, недостачу или повреждение багажа;
- просрочку в доставке (т.е. задержку или отмену рейса).
Порядок, сроки подачи исков и претензий и размер ответственности авиакомпаний будут описаны в следующей статье. Также Вы можете сами ознакомиться с содержанием Воздушного кодекса РФ.
Нажмите здесь, чтобы скачать Воздушный кодекс РФ (формат RTF, 185 KB) для более подробного ознакомления.
Август 2007 г., статья отредактирована: октябрь 2019 г.
Автор: Алексей Марчуков
Смотреть условия использования статей сайта Airlines Inform