Приветствую всех!
Не прошло и года, как пора переходить к заключительной части прошлогоднего летнего путешествия. На предыдущем рейсе из Вены в Стамбул на разнообразие Б737-800 снова не повезло, зато на рейсе до Москвы случился приятный сюрприз - обычный A321 заменили на новый флагман узкофюзеляжного флота Turkish Airlines - A321neo. Заодно и получилось закрыть гештальт со всеми двигателями семейства NEO - полугодом ранее португальский национальный перевозчик порадовал двумя A321neo (включая один в дальнемагистральной LR-версии с двигателями CFM LEAP), а Turkish же лояльны Pratt&Whitney, поначалу зачастую порождавшие задержки поставок бортов - к слову, в некоторой степени таковая коснулась и борта, на котором я летел.
Для ознакомления представляю ссылки на предыдущие обзоры серии:
1. Москва - Франкфурт на Б777-300ER Аэрофлота
2. Франкфурт - Грац на Embraer 190 Lufthansa CityLine
3. Вена - Стамбул на Б737-800 Turkish Airlines
Содержание обзора:
1. Аэропорт Стамбул
2. Перелёт Стамбул - Москва
3. Аэропорт Внуково, Терминал А
1. Аэропорт Стамбул
Для начала, чтобы понимать сущность такой огромной махины, как новый стамбульский аэропорт, обратимся к истории. Как многие из нас помнят, ранее основным аэропортом города являлся ныне закрытый для пассажирских рейсов Ататюрк, давно страдавший от переполненных терминалов и лётного поля, и данную проблему было решено преодолеть строительством нового аэропорта на огромной свободной территории в 35 км к северо-западу от центра Стамбула почти у самого Чёрного моря (в то время как Ататюрк был у Мраморного).
Всего в аэропорту на данный момент 5 ВПП, и на этой цифре останавливаться не планируют - к востоку планируется сооружение ещё минимум двух, а также дополнительного терминала немного меньшей площади и сателлита основного терминала. Также приложу с Википедии схему с дальнейшим расширением аэропорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Терминал является вторым по величине в мире и имеет площадь 1 440 000 кв.м, уступая лишь дубайскому Т3. Всего в терминале 7 секторов, из них 5 пирсов (A, B, D, F и G) и 2 (C и E) соединены непосредственно с основным зданием терминала.
Международные рейсы обслуживаются гейтами A-F, а внутренние - G, а также гейтами F1, 3 и 5. На данный момент сектора E и международная часть F временно закрыты из-за спада перевозок, так что ещё непонятно, когда реализуют наполеоновские амбиции с дополнительной терминальной площадью.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ну что же, в курс дела вошли, теперь пора возвращаться к тогдашнему вылету.
После прохождения транзитного досмотра поднимаюсь в зону вылетов. На первый взгляд может показаться, что одни обычные коридоры сменяются другими...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Но это не совсем так. Стоило подняться по эскалатору, как взору предстаёт не иначе как дворец, по своему центру увенчанный логотипом базового перевозчика:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В доковидные времена это табло славилось ещё большим разнообразием, однако, и на тот момент набор рейсов был немалым:
https://www.airlines-inform.ru/license/
С одной стороны, терминал внушительных масштабов, а с другой, окна на заднем плане уже над входом в грязной зоне. Данная планировка чем-то напоминает Ататюрк - расстояние от входа до начала чистой зоны не такое уж и большое:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Магазинов и Duty Free бесчисленное множество на любой вкус и кошелёк - блуждать можно бесконечно долго. Не отказал себе в удовольствии устроить недолгую закупку и я. https://www.airlines-inform.ru/license/
Времени до вылета остаётся ещё очень много, поэтому решаю прогуляться в один из близлежащих пирсов. Изначально попадаю к гейтам, которые примыкают непосредственно к терминалу и обслуживают зачастую рейсы гостевых авиакомпаний:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь же расположена уютная зелёная зона отдыха, где коротают время пассажиры с длительными стыковками, любуясь разнообразной жизнью перрона в томительном ожидании, что где-то там окажется и их самолёт:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Для начала я решил осмотреть пирс D, расположенный по центру терминала:
https://www.airlines-inform.ru/license/
При попадании туда сразу получаешь неземной восторг от простора каждого из пирсов, это отсутствие скученности даёт в полной мере оценить величие вложенных в постройку этого аэропорта трудов - вот она, постройка с запасом:
В начале пирса расставлены такие удобные пуфики, аналогичные встреченным ранее в Вене:
https://www.airlines-inform.ru/license/
После недолгой прогулки пора выдвигаться обратно в сторону центра терминала:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Царство Turkish Airlines на тот момент дополнялось лишь у этого пирса, и то были как достаточно редкий A320neo Egyptair, так и примелькавшийся на родной земле A321 Аэрофлота:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом же был A321neo Turkish (аналогичный тому, на котором будет предстоящий рейс) в паре с коллегой старого поколения:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пока шёл обратно, заметил интересную особенность, что крыша терминала имеет окна, повторяющие полумесяц:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Скоротать долгое ожидание вылета было решено в бизнес-зале. Направляюсь к нему, минуя ранее замеченные магазины в центральной плазе аэропорта:
Мне как пассажиру эконома подходил только IGA Lounge:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На том же этаже находится временно закрытый на тот момент SkyTeam Lounge, а также не подававший признаков жизни СПА-салон:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вход декорирован зеленью, а рядом выставлена схема зала с атрибутами новой эпохи:
Вход в бизнес-зал без Priority Pass стоил в районе 50 евро за человека. Прежде чем внести оплату и получить доступ, пришлось немного постоять в очереди. Наконец долгожданные формальности пройдены, и теперь можно внутрь. В основную часть зала ведёт длинный коридор, а в украшении отдельных зон сразу чувствуется турецкий колорит:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Первой встречается лаунж-зона со стройным рядом кресел у панорамных окон, выходящих, правда, в основном на внутренний дворик терминала и лишь чуть-чуть на перрон:
Попадаются и такие вот интересные инсталляции. Есть ли у кого мысли, что она может значить? https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Основная часть расположена на своего рода балконе и имеет многочисленные диваны и кресла. По ощущениям это даёт неплохую приватность, однако столики с классической для бизнес-залов проблемой - принимать пищу приходится сильно согнувшись из-за их маленькой высоты.
С одной стороны может показаться, что такое расположение на балконе чистой зоны несколько нарушает приватность, а пассажиры будут ловить на себе любопытные взгляды снизу вкупе с доносящимся оттуда шумом, но на деле эта проблема не критична - расстояние достаточно большое. К тому же, рядом в большом количестве зелёные насаждения, что тоже делает пребывание уютнее.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Уборные выглядят, в общем-то... роскошно - даже душевые очень опрятные:
В зале также предусмотрены такие удобства как игровая комната для детей и бильярдный стол, что достаточно редко бывает:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
И напоследок обратимся к буфету бизнес-зала. Здесь содержимое не впечатляет - повсюду это стремление к запаковке всего и вся, да и выбор оставляет желать намного лучшего. Хотя на вкус были вполне достойные закуски. Из горячего подавали только турецкие лепёшки пиде и курицу - подача осуществлялась поваром из зоны, ранее бывшей шведским столом с горячими блюдами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Напитки были только в бутылках, также можно было налить чай, а кофе нет - видимо, он является небезопасным в условиях пандемии. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Учитывая большие расстояния в новом аэропорту, примерно за час с небольшим до вылета было решено постепенно выдвигаться в сторону моего гейта B8A.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На пути всё так же встречаются многочисленные кафе и магазины, в том числе даже посвящённые чаю, как на первом кадре. В общем, никто не останется неудовлетворённым. https://www.airlines-inform.ru/license/
Как и все пирсы, гейты A и B находятся уровнем ниже центральной плазы:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь начинаются чем-то похожие на Т4 мадридского Барахаса элементы декора в виде жёлтых балок, а ощущение свободного пространства ещё сильнее, чем в соседнем пирсе D:
Спустившись, сворачиваю направо в мой пирс B по направлению к гейту:
Количество заведений здесь уже заметно скромнее, и далеко не все из них рабочие. Предполагается, что все покушали и закупились раньше.
У одного из гейтов своего вылета ожидает Б767-300 AZAL - редкое исключение в царстве базового перевозчика:
https://www.airlines-inform.ru/license/
До моего гейта остаются считанные шаги. Народу, соответственно, тоже прибавляется:
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот и он сам. Здесь уже полным ходом идёт подготовка к предстоящей посадке на рейс:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот и борт на предстоящий рейс - чуть более чем годовалый на тот момент A321neo с бортовым TC-LSF. Увы, мой гейт не предполагал полноценного обзора борта:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вскоре объявили посадку. Тут я стал свидетелем одного необычного действия - на последующих кадрах будет видно человека в шляпе, которого на борт заводили под конвоем, в результате чего я не рискнул фотографировать свой путь к самолёту во избежание попадания на фото сотрудников полиции.
2. Перелёт Стамбул - Москва
Информация о борте:
Тип: Airbus A321-271NX
Бортовой номер и имя: TC-LSF "Hasankeyf"
Первый полёт: 20.06.2019
Дата поставки: 29.06.2019
Тестовая регистрация - D-AYAZ
Информация о полёте:
Перелёт проходил над Чёрным морем, Украиной (Одесса, Черкассы и Конотоп) и Россией (Брянск, Калуга). Расстояние - 1710 км.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Попадаю на борт следующим за конвоируемым господином. Взор сразу же падает на обновлённый салон бизнес-класса, который, как и ранее, предусматривает все полноценные регулировки, разве что сами кресла на вид стали несколько тоньше:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Радикального изменения интерьера эконом-класса не произошло за исключением отказа от чередования чёрных и красных подголовников. Турки тут молодцы, изловчились и нашли компромисс - гармоничное сочетание обоих цветов. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Моё место оказалось во втором ряду после того, на котором отсутствует иллюминатор из-за того, что на том месте деактивированы аварийные выходы. К слову, изначально я как раз бронировал место в том злосчастном 24 ряду, но узнав в Сети об отсутствии окна, в срочном порядке перебронировал на 26.
https://www.airlines-inform.ru/license/ Ни в коем случае не советую брать места в 24 ряду на A321neo Turkish Airlines https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
С обратной стороны кресла изменились сильнее - столики перестали быть складными, а экраны системы развлечений стали ещё больше:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Расстояние между креслами уже не было ограничено ящиками IFE, как на Б737-800 с предыдущего рейса и A321SL:
https://www.airlines-inform.ru/license/
У соседнего гейта стоял первый Б787-9 Turkish Airlines (TC-LLA). К слову, данный тип частенько встречается на киевских рейсах Turkish - Москву ими они не балуют.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На данном рейсе на входе снова предлагались так называемые гигиенические комплекты с маской и двумя влажными салфетками:
https://www.airlines-inform.ru/license/
За бортом активно шла погрузка багажа. Тогда же случилась история, заставившая меня тогда изрядно поволноваться до самого момента получения багажа в Москве - под конец с борта сняли штук так с 10 чемоданов, среди которых один очень напоминал один из моих. К счастью, всё обошлось благополучно. https://www.airlines-inform.ru/license/
В ожидании буксировки есть время изучить систему развлечений, и тут неожиданно и символично вылезла реклама Вены:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Интерфейс карты полёта поменялся достаточно сильно:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом проезжает наш собрат, только на тот момент безымянный:
https://www.airlines-inform.ru/license/
С началом буксировки запускают инструкцию по безопасности - как всегда, на двух языках:
https://www.airlines-inform.ru/license/
К слову, началась она весьма своевременно. На пути встречаем ещё одного гостя аэропорта - A321neo British Airways:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Дальние стоянки пирса D полностью заняты хозяйскими A330-300:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Параллельно нам рулит первый Б777-300ER Turkish Airlines с новым салоном (TC-JJV), дважды бывший у уважаемого Владимира:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Попутно начинают крутить новый фирменный ролик про коронавирус и меры по борьбе с ним:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Дальние стоянки заставлены преимущественно дальнемагистральными бортами:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Прибывает Б777-300ER Qatar Airways из Дохи. На тот момент они отличались одними из самых жёстких мер на борту - помимо маски требовалось также надевать на лицо защитный экран.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На рулении к ВПП встречаются новая диспетчерская башня и грузовые терминалы с временно используемыми под грузы бортами Turkish:
Занимаем исполнительный старт на ВПП 35L. Двигатели приходят постепенно в боевую готовность, и при этом ощущается значительно меньший шум, чем у старого поколения:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
У терминала помимо Б777-300 Qatar Airways примостился Б737-800 KLM:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Начинаем стремительный разгон...
https://www.airlines-inform.ru/license/
И отрываемся от земли, оставляя за собой лишь тень, плавно исчезающую с местных пустырей:
Потихоньку углубляемся в бескрайнее Чёрное море:
За окном море, высота набирается - самое время изучить систему развлечений:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Медиатека фильмов помимо корпоративных роликов пополнилась также ковидными роликами:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Карта полёта с обновлением интерфейса получила новые опции ракурсов просмотра. Всё реализовано очень интерактивно - можно направлять карту как угодно, смотреть ракурсы из окна, из кабины пилота, сверху, снизу, из космоса - разве что не с Марса. https://www.airlines-inform.ru/license/
Также на экране были представлены информация о полёте и инструкция по пользованию тачскрином на карте:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Питание на рейсе было всё таким же скромным, как и на предыдущем - тот же пакет с сэндвичем, кексом, пакетированным соком и водой. Разве что содержимое поменялось - к сыру в сэндвиче добавилась копчёная индейка, кекс был не ванильный, а шоколадный, а сок абрикосовый, а не персиковый:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
По окончании перекуса замечаю, что мы уже летим над южным побережьем Украины с его многочисленными лиманами, а на заднем плане можно увидеть огромный Днепровский залив, в начале которого находится дельта Днепра:
Набравшись сил, можно рассмотреть салон. Общий вид, будучи наученным горьким опытом с предыдущего рейса, где за такой кадр предъявили претензии, снимал аккуратнее, поймав момент, когда экипаж не в салоне. Камеру сразу же передал соседу, чтобы тот вернул мне на место.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как видно по предыдущим кадрам, A321neo, в отличие от предшественников, оборудованы подсветкой салона, которая в начале полёта была в фиолетовых цветах, а на эшелоне поменялась на синий:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подголовник был слегка испачканный, а вот к подлокотнику и пряжке ремня нареканий никаких не было - всё идеально:
Из содержимого кармашка, как и на предыдущем рейсе, была лишь инструкция по безопасности:
За бортом был Днепр в одном из его широчайших мест возле Черкасс:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
После этого виды стали достаточно однообразными до самого начала снижения, пока не показалась Калуга:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А следом за ней Таруса с элегантным изгибом Оки:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Серпухов и прилегающие к нему многочисленные дачные посёлки:
Симферопольское шоссе и расположенный следом городок Новый Быт:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Чехов и прилегающие деревни:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Небо в тот момент налилось красивейшим закатом, которым можно было любоваться бесконечно:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сразу за Чеховом совершаем разворот в ожидании, попутно замечая радиолокационную станцию "Дунай-3У":
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Так сказать, подмосковно-новомосковские пейзажи продолжаются:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Строительство ЦКАД между Симферопольским и Калужским шоссе идёт полным ходом:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Показался Подольск:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Аэродром Остафьево:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Южное Бутово:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот мы и оказываемся вдоль МКАД. Показался район Тёплый Стан с прилегающим ТЦ Мега:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Столица предстала во всей своей красе и освещённая закатными лучами, что было просто не налюбоваться:
Совершаем финальный поворот на глиссаду, после которого открылся вид на районы Говорово и Солнцево:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рассказовка:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
До касания остаются считанные моменты:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тогда же борт был замечен кем-то из споттером и выложен на хостинг JetPhotos. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Показался терминал с внутренним сектором:
И мы плавно касаемся внуковской полосы. Добро пожаловать домой!
Стоянка правительственных Ил-96:
https://www.airlines-inform.ru/license/
И просто хранящиеся борта, в том числе A319 iFly, ныне доставшийся ИрАэро:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Начинаем руление к терминалу, а я всё никак не могу налюбоваться невероятным закатом:
По мнению карты полёта мы находились где-то аккурат на Минском шоссе. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
По ту сторону перрона стоял правительственный A319:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Продолжаем двигаться в сторону терминала, минуя многочисленные борта базовых Azur Air и Победы:
Из интересных бортов у гейтов сразу бросается в глаза узбекский Б787-8:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Чартерная маршрутка Б767 Azur Air с 336 местами:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Обслуживают Б737-800 Якутии:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Традиционно для этого рейса прибываем к 24 гейту. По соседству как раз гость из солнечного Узбекистана:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Полёт окончен. Наблюдаю за началом выгрузки багажа, молясь, чтобы мой чемодан не был одним из увезённых тогда в Стамбуле:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через несколько минут объявляют о начале высадки. Перелёт прошёл с комфортом, и покидать этот прекрасный борт не было ни малейшего желания:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В бизнесе A321neo Turkish экран системы развлечений теперь непосредственно на спинке кресла, а не в подлокотнике, как раньше:
https://www.airlines-inform.ru/license/
3. Аэропорт Внуково, Терминал A
Благодарю экипаж за приятный рейс и выхожу по телетрапу:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На прощание делаю пару кадров борта - на одном из них виден размах новых двигателей Pratt&Whitney для семейства A320neo. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
По коридорам направляюсь на паспортный контроль, после удачного прохождения которого спускаюсь в зал выдачи багажа. Очереди были небольшие, поэтому ждать долго не пришлось.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
С моего рейса выдача багажа производилась с ленты 10. Ожидание также не было долгим. Здесь же я и понял, что один из выгруженных тогда чемоданов не был моим, получив свой в целости и сохранности. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пожалуй, одна из самых интересных фишек Внуково - трансляция подвоза багажа к ленте:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Таможня в тот день устроила засаду - проверяла чемоданы всех прибывших. Потеряв минут 5 в этом хаосе, благополучно выхожу в зал прибытия:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подведём итоги данного рейса:
Аэропорт Стамбул - 5+. Прекрасная организация терминала, стильный дизайн и множество заведений на любой вкус. Ощущаешь себя внутри очень легко и свободно.
IGA Lounge - 5-. Выбор питания не очень велик, а к самому залу нареканий никаких - всё чисто и просторно.
Turkish Airlines - 5. Прекрасный новый продукт на A321neo, а вот посредственное питание с предлогом борьбы с вирусом подкачало.
Аэропорт Внуково, Терминал А - 5.
ВК - @a321lufthansa (мой профиль); @a321lufthansaofficial (группа).
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
© A321Lufthansa