Белорусская авиакомпания "Белавиа" является одной из последних авиакомпаний в мире, где еще сохранились в эксплуатации самолеты советской эпохи Ту-154. Используя этот уникальный факт, перевозчик время от времени организовывает показательные перелеты на этих знаменитых лайнерах для любителей авиации, подставляя их на свои регулярные рейсы вместо современных машин.
Первым таким событием стал рейс из Минска в Женеву и обратно, который состоялся 29 мая 2015 г. для фанатов из стран Европы. Затем специально для российской аудитории на Ту-154 был выполнен рейс по маршруту Минск-Москва-Минск, про который я сейчас и расскажу.
Полет состоялся 11 июля 2015 года. Рейс B2-984 с вылетом из Москвы (аэропорт Домодедово) в 09:00. Часть билетов на этот рейс продавалась общепринятым способом, через системы бронирования. Но "львиная" доля из 130 мест реализовывалась в виде тура туда-обратно специально для тех, кто хотел совершить полет на Ту-154. Акция даже получила свое собственное имя "Полет ради полета". Организаторами выступили Сергей Мартиросян и Сергей Абт. Случайно узнав про эту историю, я тоже оформил себе поездку. Тем более, что стоимость билетов туда-обратно была вполне адекватной - 7200 руб.
Итак, 11 июля утром я в Домодедово. Билеты получаю на стойке регистрации. Вокруг много людей в желтых жилетах. Это как раз и есть участники акции "Полет ради полета". Жилеты для того, чтобы сразу было понятно кто, что и зачем.
https://www.airlines-inform.ru/license/
После досмотра спускаюсь на первый этаж. К самолету повезут автобусом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолет стоит рядом с международным крылом аэровокзала.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом по рулежной дорожке съезжают с полосы только что прилетевшие самолеты. Как этот Боинг-737-800 Нордстара.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Начинается посадка.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пассажиров нашего рейса узнать легкоhttps://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом с трапом дышит воздухом экипаж. Такие типичные пилоты Ту-154 в моем представлении - добрые усатые дядьки с пузом, похожие на медведя Балу из мультфильма "Чудеса на виражах".
https://www.airlines-inform.ru/license/
Немного фото самолета с трапа.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В настоящий момент в парке авиакомпании "Белавиа" остались в эксплуатации 3 самолета модификации Ту-154М, построенных в начале 1990-х гг. Самолеты уже не летают на регулярных рейсах, а используются только в чартерных программах - летних перевозках из Минска в Болгарию (Бургас и Варна), а также для доставки вахтовых бригад на север Западной Сибири. Окончательно вывести эти лайнеры из эксплуатации планируется летом 2016 года после получения новых Боингов-737-800.
Ну а наш Ту-154, тем временем, запустил двигатели и порулил на взлет.
Видео взлета. Интересна не столько картинка, сколько звук. Гул турбин Ту-154 не спутать ни с одним другим самолетом. Рекомендуется слушать на полную громкость.
Набрали высоту и летим.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поскольку рейс не совсем обычный, в салоне творится полная чехарда. Всем нужно куда-то сходить и что-нибудь сфотографировать. Стюардессы при этом пытаются делать свою работу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
До Минска лететь всего 1 час. Потому сервис минимальный - леденцы перед взлетом, прохладительные напитки и шоколадка в фирменной обертке "Белавиа".
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Также в полете можно поизучать бортовой журнал и инструкцию по безопасности.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вся маршрутная сеть "Белавиа" сосредоточена в Европе. Соответствует ей и состав парка - Боинги-737 разных размером, региональные Bombardier CRJ200 и Embraer 175.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Теперь о пассажирском салоне. Вся пассажирская кабина разделена на 2 салона, оба экономических класса. Кресла обшиты тканью синего цвета. Учитывая возраст самолета и его интенсивную эксплуатацию, нельзя ожидать идеального состояния салона. Есть потертости, есть порезы. Но в целом состояние вполне удовлетворительное, салон не выглядит "убитым".
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Личное место пассажира - кресло, иллюминатор, откидывающийся столик, индивидуальные светильник и вентилятор.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Багажные полки ощутимо меньше, чем в современных авиалайнеров. Кабинные чемоданы туда уже не поставишь, только мелкие личные вещи.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Но в салоне Ту-154 есть один несомненный плюс - спинки кресел откидываются полностью вниз. При низкой загрузке рейса можно лететь как в бизнес-классе. Вспоминаю из стародавних полетов это чувство нестандартного комфорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Для пассажиров второго салона туалетные комнаты расположены в хвостовой части самолета. Всего их 2 - слева и справа. А посередине дверка отсека с кислородным оборудованием.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Туалеты в суматохе я сфотографировать забыл. Посчитал, что в обзоре они все же нужны, потому попросил поделиться фотографиями Михаила Газизова. В качестве благодарности ссылка на его блог Миклухо-Маклауд.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Час полета пролетел незаметно и вот мы уже снижаемся перед посадкой в Минске.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Садимся.
Минск нас встретил проливным дождем. Авиакомпания и аэропорт предоставили участникам акции 30 минут на то, чтобы походить у самолета и сфотографировать все, что хочется.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот так, например, выглядит отсек для перевозки багажа.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А это шланги с авиатопливом, вставленные в топливный бак в крыле.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Автомобиль-топливозаправщик.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тележка шасси.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Бортпроводницы покидают самолет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Очередь в пилотскую кабину. Я туда так и не попал.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Осмотрелся вокруг. На соседней стоянке белорусский Эмбраер-175. Представитель самого современного типа самолетов в парке "Белавиа".
https://www.airlines-inform.ru/license/
Еще один Эмбраер, но уже украинский 190-й, готовится улететь рейсом в Киев.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А это доставивший нас Ту-154М с бортовым номером EW-85748.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее представители аэропорта отвезли нас на 2 площадки с хорошими видами. Сильный дождь, правда, подпортил впечатление.
Боковой вид на аэровокзал.
https://www.airlines-inform.ru/license/
И вид на аэровокзал с перроном с другой стороны взлетно-посадочной полосы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Справа перрон для грузовых самолетов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пока стояли на точке несколько взлетели несколько самолетов "Белавиа" и сел один Airbus A319 авиакомпании "Etihad".
Ну а кульминацией стал взлет описанного в этом обзоре Ту-154, который, выгрузив нас, отправился по своему традиционному маршруту Минск-Бургас.
В завершение мероприятия состоялась встреча с руководством авиакомпании "Белавиа" и Национального аэропорта Минск, перешедшая в обед. Потом еще можно было съездить на экскурсию в авиационный музей Боровая, но я решил потратить оставшееся до обратного вылета время на изучение аэропорта Минск.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вечером из Минска в Москву летел уже на Боинге-737-800, о чем и будет следующий обзор. Там же будет более подробно показан минский аэропорт.