В данном обзоре мой рассказ пойдет про небольшой авиационный музей, расположившийся в болгарском аэропорту Бургас. На мой взгляд, хороший пример того, что можно сделать из старой техники, если подойти к делу творчески.
Предисловие
Не знаю, насколько давно в аэропорту Бургаса появилась площадка с образцами старой списанной авиационной техники. Я впервые застал это место в начале 2013 года. В то время это был никакой не музей, а скорее кладбище самолетов. На запущенные Ан-12, Ту-154 и другие более мелкие экземпляры, разбросанные на полянке напротив здания аэровокзала, было больно смотреть. Я упоминал об этом "кладбище самолетов" в своем первом обзоре про аэропорт Бургас.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Очень рад, что самолетам удалось обрести "новую жизнь". И сегодня эта полянка преобразована в небольшой, но приятный авиационный музей.
1. Где находится авиационный музей в Бургасе
Территориально авиамузей находится примерно в 300 метрах от современного пассажирского терминала аэропорта Бургас.
Чтобы попасть в музей, нужно пройти через автобусную парковку...
https://www.airlines-inform.ru/license/
..далее мимо остановки и административного здания с диспетчерской вышкой...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... дойти до бывшей привокзальной площади, расположенной у здания старого аэровокзала.
https://www.airlines-inform.ru/license/
С одной стороны дороги будет виден бывший терминал прилета,
https://www.airlines-inform.ru/license/
...с другой здание администрации аэропорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь, у перекрестка с кольцевым движением, как раз и будет вход в музей.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
2. Заходим внутрь
Еще с улицы, в разрывах между деревьями, можно разглядеть несколько экспонатов. Все они - представители болгарских военно-воздушных сил.
Вертолет Ми-2:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Истребитель МиГ-17Ф:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Учебно-тренировочный самолет Л-29:
https://www.airlines-inform.ru/license/
И торчащий нос Ту-154 https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
У входа встречает схема музея, где изображены экспонаты музея, которых всего 9 штук. Вход в музей, если смотреть на карту, расположен сверху.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самые крупные самолеты расположены сразу у входа - Ту-154, Ан-12 и носовая часть Ан-24.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Для осмотра музея нужно идти по часовой стрелке.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Корма Ан-12 выполняет роль входа в музей. Здесь продаются билеты. Под тенью грузовой рампы можно посидеть передохнуть и покурить.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Скамейки сделаны из старых самолетных пассажирских кресел. Интересное решение.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом стоит двигатель. Поясняющей таблички, к сожалению, нет. По-моему, это НК-8-2 от самолета Ту-154Б-2.
Не силен в двигателях. Если ошибаюсь, то поправьте.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Билет в музей дешевый. Стоит 6 болгарских Левов. Это примерно 3 Евро.
https://www.airlines-inform.ru/license/
3. Экспонат Ан-12
Купив билет, захожу в первый экспонат. Грузовой самолет Ан-12.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Интерьер поразил меня сразу. Дизайнеры-реконструкторы превратили Ан-12 в настоящего "всадника апокалипсиса".
https://www.airlines-inform.ru/license/
В полумраке грузовой кабины по бокам стоят какие-то персонажи непонятной наружности. Видимо, по замыслу скульптора, так будут выглядеть авиамоделисты после ядерной войны..
https://www.airlines-inform.ru/license/
В центре зала оборудован выставочный стенд.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь показаны внутренности какого-то старого аварийного бортового самописца (в обиходе - "черный ящик").
https://www.airlines-inform.ru/license/
Иду в пилотский отсек. Вход подсвечен голограммами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В сумраке встречаю еще одно "привидение" у дверей.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ну а сама пилотская кабина да.... Выглядит так, как будто самолет только что вернулся из ада.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Манекены обугленных членов экипажа дополняют антураж.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Покидаю мрачный Ан-12. У выхода встречаю вполне себе мирную коллекцию моделей самолетов. Как-то она тут не очень в тему. Видимо, некуда было приткнуть старые модели, хранившиеся в аэропорту. Решили разместить здесь.
https://www.airlines-inform.ru/license/
4. Идем дальше к Ан-2
Бросаю последний взгляд на "белый и пушистый" снаружи Ан-12 и иду дальше по дорожке.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ту-154 такой большой, что занимает почти всю территорию музея.
https://www.airlines-inform.ru/license/
По пути попадается Ан-24.
В этом музее самолету отведена роль сарая. Внутрь салона входа нет. А в багажном отсеке оборудована бытовка.
Для развлечения посетителей вдоль дорожек поставлены веселые стендики. Можно сделать забавные фотографии на авиационную тему.
И вот Ан-2. Самолет свеже выкрашен.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Можно заходить внутрь.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Внутри самолет отреставрирован.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Хвостовая балка с тросами управления...
https://www.airlines-inform.ru/license/
От кабины, правда, мало что осталось. Восстановили что сумели.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ан-2 на фоне дирекции аэропорта Бургас:
https://www.airlines-inform.ru/license/
5. Ан-14 "Пчелка"
Следующий экспонат - еще один самолет местных авиалиний Ан-14 "Пчелка".
https://www.airlines-inform.ru/license/
От этого лайнера фактически остался только фюзеляж.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Двигателей нет https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Внутри кабины тоже пусто..
https://www.airlines-inform.ru/license/
6. Стенды про историю болгарской гражданской авиации
После Ан-14 следующим экспонатом будет Ту-154. Это уже "большая авиация". И, чтобы дать посетителю должный настрой, по пути размещены пару стендов про историю болгарской гражданской авиации.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Первый стенд про пилотов Бургасского авиаотряда 1970-80х гг.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А второй про историю авиакомпании "Балкан" - национального перевозчика Болгарии социалистических времен.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Люблю авиационные ретро-фотографии. Интересно посмотреть как гражданская авиация выглядела раньше.
Болгарские стюардессы:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Была в Советском Союзе такая поговорка "Курица - не птица, Болгария - не заграница". Действительно, фотографии похожи на старые советские. На фото ниже как будто не заграница, а ребята из какого-нибудь Кутаисского объединенного авиаотряда позируют на фоне Ту-134.
https://www.airlines-inform.ru/license/
7. Главный экспонат музея - Ту-154
Пройдя по дорожке дальше подхожу к главному экспонату музея.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Это авиалайнер Ту-154Б-2 с бортовым номером LZ-BTU.
В отличие от других самолетов музея, Ту-154 восстановлен по максимуму. Это понятно. Лайнер был когда-то флагманом авиакомпании "Балкан" и использовался на международных маршрутах. Можно сказать, что представлял страну на международной арене.
Поднимаюсь по трапу внутрь.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь уже начинается действительно музей, а не шоу, как было до этого.
В хорошем состоянии пилотская кабина.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Все приборы на месте!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рабочее место бортинженера:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Туалет целый и не ободранный.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пассажирский салон не полный. Но фрагментами восстановлен с оригинальными креслами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На столике у первого ряда лежит альбом с фотографиями о том, как восстанавливали этот Ту-154 с бортовым номером LZ-BTU.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Посмотрев альбом могу сказать, что работа проделана приличная. Из полуразрушенного самолета сделали отличный музейный экспонат.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В первом салоне авиалайнера воссоздан интерьер главного пассажирского лайнера авиакомпании "Балкан" 1980-х годов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Панели над пассажирскими креслами. Пластик уже пожелтел от старости. Но это только подчеркивает аутентичность.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В салоне установлены оригинальные пассажирские кресла Ту-154.
На столике интерактивная карта-схема аэропорта Бургас. В простой форме объясняются различные авиационные термины.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В служебном отсеке между салонами оборудован сувенирный киоск.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Интересная табличка на стене. Чек-лист правил, которые должна соблюдать стюардесса при общении с пассажирами:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кабинка с кислородным баллоном:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Во втором салоне авиалайнера пассажирских кресел уже почти нет. Здесь оборудован выставочный зал.
Люлька для младенцев:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Столик с рекламными буклетами:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Руководство по летной эксплуатации самолета Ту-154М:
https://www.airlines-inform.ru/license/
И еще пара стендов с разными мелкими атрибутами гражданской авиации 70-80х гг.
Еще одна ретро-фотография. Перрон аэропорта Бургас в конце 1970-х гг. Не узнать!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проигрыватель грампластинок, видимо, поставили сюда просто за компанию...
https://www.airlines-inform.ru/license/
В конце салона установлены 3 ряда кресел. Не знаю что это за кресла, но какие-то более "навороченные", чем обычные пассажирские кресла Ту-154. Может быть так выглядел болгарский бизнес-класс?
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В конце салона выставлены комплекты униформы экипажей авиакомпании "Балкан" 1980-х гг.
Стюардессы....
https://www.airlines-inform.ru/license/
....и пилота.
https://www.airlines-inform.ru/license/
И последние отсеки лайнера - отлично сохранившиеся хвостовые туалетные комнаты.
Общий вид пассажирского салона Ту-154 сзади:
https://www.airlines-inform.ru/license/
На этом мой осмотр закончен. Покидаю авиалайнер.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом с Ту-154 хочется побыть подольше. Обхожу самолет со всех сторон.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Интересный нюанс. В музейном Ту-154 теперь установлены кондиционеры, чтобы посетителям было комфортно находится внутри в летнюю жару.
Вентиляторы системы охлаждения поместили в багажные отсеки.
8. Несколько военных самолетов
На такой маленький музей я уже и так потратил много времени. Пора заканчивать с осмотром. Осталось всего несколько экспонатов. Теперь уже на военную тему.
Реактивный истребитель МиГ-21 1960-х гг.
https://www.airlines-inform.ru/license/
К кабине приставлена лесенка.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Можно осмотреть пилотскую кабину внутри и даже залезть внутрь.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Следующий экспонат - еще один истребитель МиГ-17Ф. Это уже более ранние 1950-е гг.
В этом самолете тоже можно пробраться в кабину, чем я и воспользовался.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Внутри можно почувствовать себя летчиком-истребителем ))
https://www.airlines-inform.ru/license/
МиГ-17 в авиамузее Бургаса интерактивный экспонат.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Если обходить самолет сзади, то включается звук, имитирующий запуск реактивного двигателя. Смотрите видео как это звучит.
После МиГ-17 остается осмотреть всего 2 выставочных экспоната. Здесь уже не так интересно. Просто выставленные планеры без возможности забраться внутрь.
Учебно-тренировочный самолет L-29...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и вертолет Ми-2.
https://www.airlines-inform.ru/license/
9. Авиасимулятор в кабине Ан-24
Я уже собрался покидать музей, как вдруг увидел лесенку, приставленную к кабине самолета Ан-24.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Оказывается, здесь тоже интерактив!
https://www.airlines-inform.ru/license/
В пилотской кабине Ан-24 оборудован компьютерный флайт-симулятор. Садишься в кресло на месте пилота, одеваешь 3D-очки, берешь в руки джойстик и вот - ты уже летаешь на самолете в виртуальном мире! Аттракцион бесплатный, но ограниченный во времени. Мне дали на виртуальный полет всего 5 минут. И в симуляторе это был полет не на Ан-24, а на F-16...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ну что же, подведем итог. Хочу сказать, что я хорошо провел время на этой ретро-полянке в аэропорту Бургас. Из всего 9 заброшенных единиц авиационной техники, организаторам удалось создать очень приятный и интересный авиационном музей.
Молодцы!
https://www.airlines-inform.ru/license/