Здравствуйте, любители неба! Сегодня мы полетим с Тайского тропического острова Пхукет в город, соединяющий Европу и Азию - в Стамбул. Этот перелет был частью маршрута LED-IST-HKT-IST-LED и так получилось, что на обратную дорогу с Пхукета у меня собралось наибольшее количество фотографий самолётов и аэропортов. Если в комментариях вы выразите желание увидеть другие сегменты, напишу обзор на LED-IST-HKT одним куском.
Полет состоялся 21 октября 2019, а билеты были куплены в начале июня 2019. Искал недорогие билеты в Азию, изначально хотел поехать в Хошимин с Emirates, но увидел предложение Turkish Airlines из Питера до Пхукета. Меня устроила цена, время прилета на остров - утром в 09:50, привлекла короткая стыковка (1:20) в Стамбуле на пути туда и длинная (17:15) на пути обратно. Еще понравилось, что Turkish Airlines поставили на рейс до Пхукета Airbus Airbus А330, а я до этого еще не летал на этом самолёте. Поскольку мы летим вдвоем, то компоновка 2-4-2 очень удобна для дальнего рейса.
Это будет очень большой обзор, в нём будет много текста, видео и фото, объединенных в слайдеры. Итак, поехали полетели!
После почти двухнедельного отдыха в тропическом раю
прибываем в аэропорт Пхукета к 8:30 утра на трансфере, заказанном с сайта Klook. Это Гонконгский трэвел-агрегатор, неоднократно пользовался его услугами в Азии. Дорога от мыса Панва заняла примерно час. Время вылета - 11:20, есть еще много времени, можно осмотреть терминал аэропорта.
Трансфер привез нас на уровень вылетов
Входим через вход номер 1
https://www.airlines-inform.ru/license/
и попадаем в сектор стоек регистрации В и С. В секторе С идет регистрация на рейс компании Hong Kong Express Airways до Гонконга и регистрация на какой-то рейс Thai Lion Air
Регистрация на наш рейс до Стамбула ведется на стойках сектора А. Очереди нет, без проблем получаем посадочные талоны с выбранными заранее местами и сдаем багаж до Петербурга. Никогда еще не расставался с багажом более чем на 30 часов!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Багаж сдали за 5 минут, времени еще вагон, погуляем по терминалу.
Инсталляция в честь короля
https://www.airlines-inform.ru/license/
В зоне Е идет регистрация на рейс Аэрофлота до Москвы, а в зоне Н регистрируют на рейсы национального перевозчика Таиланда - Thai Airways
Прогуляюсь на этаж выше, оттуда видно весь зал регистрации
С этого уровня открывается хороший вид на старый терминал аэропорта Пхукета, он сейчас занят местными рейсами
https://www.airlines-inform.ru/license/
Больше тут ничего интересного нет, можно идти в сторону паспортного контроля и досмотра
https://www.airlines-inform.ru/license/
Улыбка пограничникам, взгляд в web-камеру и штамп получен. После паспортного контроля расположен пункт досмотра, проходим его и видим проходной DutyFree
Сразу после прохода DutyFree взгляд утыкается в А330-300 Аэрофлота
Посмотрим направо, посмотрим налево
На перроне интересно: стоит A320 компании Jetstar из Сингапура, с видом на море спит А320 AirAsia, заходит на посадку еще один А320 этой же компании
Этот мордоворот, прилетевший из Бангкока, заслужил отдельной фотки
https://www.airlines-inform.ru/license/
И отдельного видео
Прогуляюсь, подойду к нему поближе. Пока иду к 747, садится наш А330 из Стамбула
За Джамбо катаются Thai Lion Air и Air Asia
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наш А330-300 Turkish Airlines заруливает на стоянку. Этот самолёт с бортовым номером TC-JNP уже был у нас на сайте в обзоре Николая.
Паркуется рядом с братом-близнецом
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пойдёмте же прогуляемся к нему
Вот и он, герой нашего обзора. Как уже говорил, это Airbus A330-343, серийный номер 1307, бортовой TC-JNP, возраст без малого 8 лет, оснащен двигателями Rolls-Royce Trent. Самолёт носит имя "Gökçeada", он всю свою жизнь летал только в Turkish Airlines
Два брата рядом. Борт Аэрофлота с бортовым номером VQ-BMX имеет серийный номер 1299 и, скорее всего, разница между их датами рождения порядка месяца, а может и меньше https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Погуляем по чистой зоне и поднимемся наверх. Сразу после эскалатора уютно расположился бизнес-зал Thai Airways
https://www.airlines-inform.ru/license/
Третий этаж оформлен интересно: есть этакий подвесной мостик с книжным магазином
С мостика открывается вид на уровень отправления и на перрон
Заходит на посадку самолёт странного окраса, это же А321 обанкротившейся авиакомпании WOW air! Но нет, от WOW air только фюзеляж, а вот хвост уже выкрашен в цвета Thai Vietjet Air. Видимо, после банкротства WOW самолёт улетел работать в Азию.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем, 747 Thai Airways отбуксировали в зону запуска двигателей. Какой же изящный и красивый самолёт! Летающая легенда, Queen of the skies!
https://www.airlines-inform.ru/license/
На перроне маленького регионального аэропорта одновременно находится четыре широкофюзеляжных борта!
Заходит на посадку 737-800 Malaysia Airlines из Куала-Лумпура. Обратите внимание на необычный тангаж на заходе, он почти 0 градусов
Сел, заруливает
https://www.airlines-inform.ru/license/
Садится A320 AirAsia, с нормальным углом тангажа, в отличие от малайзийского 737
У нашего выхода номер 14 появилась информация о рейсе
https://www.airlines-inform.ru/license/
А330 Аэрофлота начали выталкивать со стоянки
А мы пошли на посадку. После проверки посадочного талона по пандусу и лестницам спускаемся на один этаж вниз, в накопитель выхода 14
Пока спускаемся, замечаю 777-200, прилетевший из Сингапура. Каждое утро, лежа на пляже, видел этот рейс в небе https://www.airlines-inform.ru/license/
Еще раз показываем посадочный талон, от него заботливо отрывают бОльшую часть с картой аэропорта Стамбула на обратной стороне. Проходим в телетрап
Трап пристыкован к двери 2L и можно видеть нос самолёта во всей своей белой красе
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на двигатель Rolls-Royce Trent 700, который будет работать для нас почти 11 часов
https://www.airlines-inform.ru/license/
Заходим на борт
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наши места 7J и 7K, идти до них совсем недалеко. Кресла в салоне с тряпичной обивкой и с регулируемым подголовником
https://www.airlines-inform.ru/license/
Усаживаемся поудобнее на ближайшие 11 часов. С местом для ног неплохо, заявленный шаг 32 дюйма. Есть откидная подножка. Бортовая литература лежит в кармашке на уровне колен и съедает расстояние для ног.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На каждом кресле лежат наушники, подушка и плед
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пряжка ремня с фирменным логотипом
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кресло оборудовано довольно старой системой развлечений. Старой по сравнению с А330, на котором я летел из Стамбула на Пхукет. Монитор с тачскрином, пульт, USB-порт. USB хорошо справлялся с зарядкой телефона
Посадка пассажиров продолжается, а на багажной полке притаились булочки, которые разогреют и подадут к обеду https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолёту из Куала-Лумпура не нашлось места у телетрапа
https://www.airlines-inform.ru/license/
Его вскоре занимает А320 компании HK express, прилетевший из Гонконга
Посадка пассажиров закончена, компоновка 2-4-2 оставляет много места для ручной клади, ведь на каждый багажник претендует только пара пассажиров
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мы готовы к буксировке и запуску двигателей
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолёт вытолкали в центр перрона, отцепили тягач
Завелись два мощных Роллс-Ройса, наш Airbus выпустил механизацию и медленно покатился в сторону полосы мимо Боингов 777 Сингапурских и Тайских авиалиний
Рулить пришлось не долго, поскольку взлет осуществлялся с полосы 09, ее торец примыкает к перрону. Пошел дождь и телефон отказался ловить фокус на чём-либо кроме капель. Выруливаем на полосу
и взлетаем
Пролетаем хвостик Андаманского моря между провинциями Пхукет и Краби, разворачиваемся на северо-запад и снова летим над сушей, над провинцией Пхангнга
Быстро пересекая белоснежный пляж, улетаем в океан в сторону Индии
Пока я наслаждался взлетом, принесли меню и amenity kit. В комплекте тапочки, носки, маска для сна, беруши, бальзам для губ и зубная щетка с пастой
Меню
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пока самолёт несется на северо-запад над Андаманским морем,
https://www.airlines-inform.ru/license/
пересмотрю фильм "Прометей"
https://www.airlines-inform.ru/license/
Но долго смотреть не получилось, приехала еда. Как мне нравится стиль подачи бортового питания в Turkish Airlines! Изящные, интересной формы тарелки, поднос, металлические приборы. Принесенная еда полностью совпала с меню. Это салат из баклажана, креветка с овощами, жареная курица с рисом и овощами, мандариновый чизкейк. Из напитков домашний лимонад и красное вино. Как обычно у Turkish Airlines, все это снабжается горячей булочкой, которая ждала своего часа на багажной полке шестого ряда https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Все, кроме баклажанового салата, было очень вкусным. Пока мы ели, самолёт влетел в зону очень высокой облачности, некоторые кучевые облака были заметно выше нашего эшелона полета FL380 (11600 метров). Включили табло "пристегните ремни", и самолёт начал обход кучевой облачности. К сожалению, эта часть полета проходила вне покрытия Flightradar24, и не удалось увидеть точный маршрут обхода
Освежающая салфетка пропитана фирменным ароматом Turkish Airlines - TK1933. TK это код авиакомпании, а 1933 - год её основания. Запах приятный, это очень отличается от стандартных лимонных освежающих салфеток. Интересная фишка. Именно из таких мелких фишек и складывается общее впечатление об авиакомпании
https://www.airlines-inform.ru/license/
Прогуляюсь по салону и зайду в туалет, расположенный между салоном бизнес-класса и первым салоном эконома. В туалетной комнате пахнет ароматическими палочками, в ящике стоят живые растения, есть парфюм, крем для тела. Не знаю это туалет эконома или бизнеса, но пускали в него без проблем
Прошли зону кучевой облачности, продолжаем полет над Бенгальским заливом Индийского Океана. Оставили справа Мьянму, а слева - Андаманские и Никобарские острова
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пока на своем мониторе смотрю кино, за картой подглядываю на большом салонном мониторе
https://www.airlines-inform.ru/license/
Приехала тележка с напитками. Беру кофе и воду. Кофе из-за турбулентности наливают пол-стакана
https://www.airlines-inform.ru/license/
Следующая тележка раздавала воду. Вообще постоянно по салону ездила тележка и из неё постоянно что-то раздавали
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот привезли вино и орешки https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пока на высоте продолжается дегустация французских и турецких красных сухих вин, самолёт летит над Индией. Под крылом река Маханади и штат Орисса
А почему же на последнем фото с картой так темно в салоне? А потому что Turkish Airlines очень любит заставлять делать искусственную ночь в салоне. Не знаю зачем. Самолёт вылетел утром, летит на запад, за окном день, по ощущениям людей тоже день...
Летит в дневном небе Индии А330 с наглухо задраенными иллюминаторами
https://www.airlines-inform.ru/license/
Логотип авиакомпании напротив двери 2L. Его первым делом видят пассажиры, входящие в самолёт
https://www.airlines-inform.ru/license/
Раз уж я встал размяться, покажу еще один туалет, на этот раз большой, расположеный слева за крылом. Он сильно побольше, но обделен цветами и ароматическими палочками, хотя парфюм и лосьон для тела в наличии
Самолёт летит над Индией, недалеко от печально известного города Бхопал
Но самой Индии не видно
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через некоторое время картинка за окном меняется, облака пропадают, видно горы и пустыню, это мы уже над центральным Пакистаном
Через 40 минут показался равнинный Афганистан
https://www.airlines-inform.ru/license/
Из кухни запахло едой, пока её греют и несут, посмотрю промо-ролики авиакомпании про города, в которые она летает. Валлетта и Пхукет, это те места, где я был вместе с Turkish Airlines
Тем временем мы летим над прикаспийским Ираном и влетаем на территорию Турции
Приехала еда. Приятно видеть полноценное второе питание на десятичасовом рейсе. Тефтели с рисом и овощами-гриль, салат, вишневый чизкейк. Конечно же присутствует горячая булочка и масло. Из напитков беру воду и домашний лимонад
https://www.airlines-inform.ru/license/
Остается последний час полёта, летим над горной Турцией
Внезапно наш путь эшелоном ниже пересекает Boeing 787 Dreamliner British Airways, но его я заснять не успеваю, всё таки почти 2000 км/ч скорость сближения
https://www.airlines-inform.ru/license/
Солнце клонится к закату, а мы начинаем снижение
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолёт выполняет S-образную схему подхода, поворачивая то налево, то направо
https://www.airlines-inform.ru/license/
Даже поворачиваемся правым боком к солнцу, хотя летим на запад
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пробиваем слой барашистой облачности
https://www.airlines-inform.ru/license/
И выныриваем из облаков над Стамбулом!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как мы удачно зашли, открывается шикарный вид на старый аэропорт Стамбула. Многие читатели и авторы были тут, а теперь это история
https://www.airlines-inform.ru/license/
Облетаем Ататюрк с юга, на 26 секунде видео на полосу 05 садится самолёт! Наша высота в этот момент была 1200 метров
Продолжаем заход
И совершаем посадку на полосу 35R нового аэропорта Стамбула
10 часов в воздухе позади
https://www.airlines-inform.ru/license/
За 10 часов мы пролетели 7907 километров по маршруту, что всего лишь на 200 километров больше кратчайшего пути
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проезжаем стоянку широкофюзеляжных собратьев
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подъезжаем к конкорсу А
https://www.airlines-inform.ru/license/
И паркуемся с видом на закат. Этот закат я отсрочил себе почти на 4 часа https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на перрон. Все новое, чистое, блестит
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выходим из самолёта, благодарим экипаж за приятный комфортный перелёт, и оказываемся в переходном мостике выхода А9
https://www.airlines-inform.ru/license/
После выхода из мостика поднимаемся на уровень прилёта
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выходим уже в само здание терминала
https://www.airlines-inform.ru/license/
Уровень прилета представлен кучей травалаторов, везущих к центральной галерее
Через стекло видно уровень вылета конкорса А
https://www.airlines-inform.ru/license/
Обратите внимание на указатель short connection. Если следовать ему, то придёте на мини-стойку контроля безопасности, после прохода которой сразу спуститесь на лифте в зону вылетов. Это позволит избежать прохождения через общий контроль безопасности, который находится в центральной части терминала и скорее всего загружен. Это радикально экономит время, если у вас прилёт и вылет из одного и того же конкорса. Таких пунктов во всём терминале 4, они расположены в дальних концах конкорсов A, B, D и F. Мы пользовались пунктом short connection конкорса F, когда прилетели из Питера. Но сегодня нам не надо на трансфер, поэтому мы по длиннющей галерее
Через огромные чистые стёкла открывается шикарный вид на перрон и самолёты. A330-300 TC-JNL Turkish Airlines готовится к рейсу в Бангкок
https://www.airlines-inform.ru/license/
Этот гость понятно откуда
А мы всё идём-едем-идём, по ощущениям - бесконечно
https://www.airlines-inform.ru/license/
Долгую дорогу скрашивают виды за окном
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наконец-то мы доходим до места, где соединяются конкорсы А и В, теперь нам направо, в центральную часть терминала
Спускаемся на уровень ниже. Теперь мы уже в центральной части терминала, в зоне С
https://www.airlines-inform.ru/license/
Теперь уровень вылетов находится над нами и к выходам на посадку ведут мостики
Проходим длиннющий лабиринт перед паспортным контролем. На контроль очереди не было, максимум по паре человек
https://www.airlines-inform.ru/license/
После паспортного контроля перед залом получения багажа еще один травалатор. Их в этом аэропорту хватает
А потом еще длинный коридор с рекламой Turkish Airlines и города Стамбул
Коридоры заканчиваются, спускаемся в зал выдачи багажа
Зал выдачи багажа огромный и насчитывает более двадцати лент
Выходим через зеленый коридор
https://www.airlines-inform.ru/license/
И оказываемся в общедоступном зале прилёта
Спускаемся еще на уровень ниже
https://www.airlines-inform.ru/license/
И оказываемся перед выходом на парковку автобусов Havaist до города. От выхода из самолёта до этой двери прошло полчаса. При этом я нигде не стоял и не ждал. Пройденный путь составил примерно полтора километра
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее меня ждал автобус IST19 до площади Таксим и прекрасный вечерний Стамбул
https://www.airlines-inform.ru/license/
Итоги и выводы
Аэропорт Пхукета
Новый международный терминал современный, светлый, уютный, с ковровым покрытием на полу, с большим количеством магазинов и кафе. Достаточно большой, чтобы одновременно обслуживать 5 широкофюзеляжных самолётов и довольно маленький, чтобы не устать по нему ходить.
Дальнемагистральный рейс на А330 с Turkish Airlines
Перелёт с Turkish Airlines это всегда приятно, а дальнемагистральный перелёт с ними приятнее вдвойне - два полноценных вкусных питания c вином, подушка и плед, дорожный набор, мультимедийная система. Airbus А330 для путешествующей пары в дальнем полёте тоже хорош - сидите вдвоём, вам никто не мешает и вы никому не мешаете. Этим он отличается от всех остальных современных широкофюзеляжных самолётов.
Новый аэропорт Стамбула
Огромный, чистый, светлый, логичный и понятный. Не очень удобна логистика внутри терминала, слишком много приходится ходить пешком. Мне кажется, что нужен какой-нибудь подземный поезд между концами конкорсов. Система short connection здорово придумана, если её найти. Плохо, что пока нет какого-то скоростного и пробко-независимого транспорта от аэропорта до центра.
Спасибо за внимание, встретимся в новых обзорах!