Дорогие друзья! Прежде всего, всем вам спасибо за отклики на мой первый отчет по Ирану. Как и обещал - публикую отчет о возвращении с земли древней Персии.
Завершилось наше короткое, но ёмкое путешествие по Ирану. За 9 дней мы побывали в Тегеране, Исфахане и Ширазе. Из последнего города нам и предстояло улететь в Стамбул. Сам город Шираз известен миру тем, что в его окрестностях находится археологическая зона Персеполь – остатки древнего города, занесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ворота Ксеркса в Персеполе
https://www.airlines-inform.ru/license/
Туристы со всего мира устремляются сюда, чтобы посмотреть на камни и другие исторические многовековые развалины, на которых свой след оставил Александр Македонский. Кстати, если верить легенде, то Таис Афинская, известная в то время гетера, (как говорят в просвещенных кругах) «науськала» Птолемея, одного из генералов Александра Македонского, разрушить город Персеполь, эту столицу разврата. Что и было сделано.
Сам Шираз внешне напоминает Самарканд или Бухару. Уж больно много сходства.
Одна из центральных площадей Шираза
https://www.airlines-inform.ru/license/
Въезд в Шираз
https://www.airlines-inform.ru/license/.
Зеркальная мечеть Али-ибн-Хамзе в Ширазе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Крепость Арг Карим-Хана в Ширазе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мавзолей поэта Хафиза, особо почитаемого в Иране.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А какой там виноград! Просто хрустит на зубах и во рту разливается приятный сахарно-винный вкус. Такого сладкого, но абсолютно не приторного, винограда я больше нигде не пробовал.
Настало время улетать. Из Шираза есть прямой рейс в Стамбул у «Турецких авиалиниях». Поэтому ранее и был куплен такой комбинированный билет, чтобы не тащиться обратно в Тегеран. Время вылета было назначено на 2.30 ночи 14 октября с.г. Таксист довез нас от нашего отеля в центре до аэропорта минут за 10. Такси остановилось у бетонных блоков, рядом стояла будка охраны. Дальше надо было двигать самим. Была кромешная тьма. Куда идти – спросили у охранника, он махнул рукой прямо. И точно, метров через 20 мы увидели поворот на дороге и какое-то маленькое здание, напоминающее типичный автовокзал.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Это и был международный аэропорт Шираза. Такой автомобильной движухи, как, допустим, у наших аэропортов, не было. Поначалу мы стали сомневаться, туда ли мы приехали. Вошли во внутрь. Да, это оказался аэропорт.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В зале уже стояла кучка дойче-туристов. Мы встали в жиденькую очередь на досмотр.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На часах была ровно полночь, и двери на досмотр открылись. Половая сегрегация соблюдалась четко: мужчин досматривали мужчины- полицейские, женщин – женщины-полицейские. Контроль не был строгим. Далее был зал регистрации. Ночью международный рейс был один – в Стамбул. Поздним утром намечался рейс в Дубай. Все сидели в креслах напротив и ждали начала регистрации. Вскоре она началась. Я спросил сотрудника, сдавать ли мне в багаж свой небольшой чемодан, в котором шесть 300-граммовых банок иранского морковного джема? На что он, улыбнувшись, сказал, что этого делать не надо. В ручной клади можно было везти любые жидкости. Это вам не Европа с Америкой. Зарегистрировавшись, мы снова уселись в кресла, т.к. пограничников еще не было. А пассажирские массы всё прибывали.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Среди многочисленных немецких войс… групп появилась одна испанская. Так что не одни немцы ездят в Иран. Потом появились еще и французы. Сами вводят санкции и сами же туда и ездят. Русских людей мы, лично, встретили всего один раз в Тегеране.
За полтора часа до вылета подошли пограничники. Пройдя их, мы очутились в новом зале, где были многочисленные сидения, магазинчики и кафе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Цены на чашку кофе равнялись 250 000 реалов или 7 долларов. Чипсы 200 000 реалов (в городе это полноценный обед с кучей мяса).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Немцы охотно избавлялись от остатков иранской национальной валюты.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Я же не мог разглядеть, где же в этом аэропорту гейты для выхода на посадку. Еще через полчаса, внутри зала открылась дверь: пассажиров пригласили на предполетный досмотр. Мой чемодан с многочисленными банками с джемом прошел все испытания на ура. И вот, наконец, мы попали в зал ожидания перед вылетом, там был всего 1 гейт и два магазинчика с названием «Дьюти-Фри».
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Там продавались всякие сладости, мед, сувениры, а из динамиков лилась грустная иранская музыка. В окно была видна одна темень. Было неясно, самолет прилетел или нет.
Особо надо сказать про общественный туалет. На снимке мужской туалет в аэропорту Шираза.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Унитазов там нет, как и туалетной бумаги. Вместо нее подмывочный шланг. Подобным «туалетостроением» можно удивить европейцев, но только не нас, русских. Подобные туалеты раньше были (и есть) на всех наших ж/д вокзалах. Правда, подмывальных средств там не предусмотрено.
За полчаса до взлета всех пригласили в автобусы. Боинг-737-800 «Турецких авиалиний» одиноко находился на стоянке вдали от аэропорта. Посадка была с двух трапов, поэтому погрузились все в него довольно быстро.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолет был довольно новым. В каждом кресле индивидуальный экран с пультом, в меню присутствовал русский язык.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Европейские дамы дружно посрывали с себя надоедливые головные платки. Самолет поехал на взлет. Из иллюминатора был виден длинный, плохо освещенный аэродром Шираза, на стоянках стояли Фоккеры-100, два А-320, наши Ан-24. Взлет был плавным, под крылом показался ночной Шираз и самолет развернулся на северо-запад. Полет до Стамбула занимает 3 часа 45 минут.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Началось обслуживание пассажиров. Всем раздали меню, в котором описывался завтрак. Вскоре и его разнесли.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В нем были: сырная нарезка с огурцом и оливкой, горячие тосты с ветчиной, жареный шпинат с перцем, вода, хлеб, масло, джем и десерт. Выпить предлагались соки, пепси, кола, чай и кофе. Спиртные напитки и вино с пивом не предлагались.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сразу после завтрака в салоне выключили свет. В туалете свет был слабый.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В нем было чисто, всё функционировало. На четвертом часу полета командир корабля объявил, что через 20 минут мы приземлимся в аэропорту им. Ататюрка.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Покружив «по традиции» над Мраморным морем, Боинг плавно приземлился на одну из двух ВПП главного стамбульского аэропорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выход был через телескопический трап. В половине седьмого утра перед пограничниками очереди не было.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пройдя их, мы снова попали в зал прибытия
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
с его многочисленными магазинами «Дьюти Фри», где на полках красовался запрещенный в стране вылета алкоголь.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как изумлялся один из моих компаньонов - да там, в Иране, все трезвые, даже водители. Про последних – гоняют почем зря. Пешеходов, как класс, в упор никто из водил не видит. Светофоры и «зебры» служат украшением улиц. Мы были в качестве тореодоров. И ни одной увиденной нами ДТП! Честно говоря, после стольких трезвых дней в непьющем Иране покупать «зеленого змия» в стамбульском аэропорту расхотелось.
До следующего рейса в Екатеринбург у нас оставалось 17 часов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
И мы направились в зале прилета к стойке «Турецких авиалиний» под названием «Hotel desk».
https://www.airlines-inform.ru/license/
По нашему трансферному билету с длительным сроком ожидания полагалась гостиница. Клерк рассмотрел наши посадочные талоны до Екатеринбурга, затем мы посидели в ближайшем от стойки кафе и вскоре нас и других таких же транзитников на автобусе повезли в отель. Последний находился в стамбульском районе Аксарай и принадлежал сети «Рамада». Таким образом, нам каждому бесплатно достался один номер в этой **** гостинице. На ресепшене стоимость его была указана в 175 евро в сутки.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Номер был великолепный, в телевизоре был Первый канал в HD-качестве. Из окон прекрасные виды на Стамбул.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проспав с 9 часов утра до 2 часов дня, мы еще умудрились сходить в ресторан на обед – там был шикарнейший «шведский стол» за 40 лир. Затем была неспешная прогулка по вечернему Стамбулу – там все знакомо, но всегда приятно находиться.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
После всего этого нас всех увезли на автобусе обратно в аэропорт.
Стамбульский аэропорт им. Ататюрка вечером напоминает разбуженный улей. Народу не много, а очень много.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Стоимость упаковки багажа за одно место 40 турецких лир или 15 долларов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Меня откровенно «задавила жаба» и я отправил свой чемодан в багаж «раздетым». Автоматические камеры хранения располагаются посередине зала регистрации. Стоимость на 12 часов для мелкого чемодана – 20 лир.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пройдя пограничный контроль, идем в зал ожидания. Наш рейс на табло еще не указан, поэтому садимся в первый попавшийся зал. Народу откровенно много. Толчея.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Цены в «Дьюти Фри» примерно как во Франкфурте, но дороже, чем в Дубае. Так, 1 л виски с красной лошадкой стоит 16 евро, а ром с летучей мышью на этикетке за 1 л – 15 евро.
https://www.airlines-inform.ru/license/
За полтора часа до отправления на табло показался номер нашего гейта – он находился на нижнем этаже терминала. Прибыв туда, мы увидели массы народа, плотно заполнившего весь этаж. Присесть было негде.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Да еще под ногами сновали наши «пионеры» в синих майках «Таланты Югры». Их воспитатели, одетые так же, видимо уже окончательно устав от «деток», сидели отстраненно. За 40 минут до отправления подали автобусы и мы подъехали к А-321 «Турецких авиалиний» с номером ТC-JSF.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Аэробусу около 3 лет. Салон чистый, в каждом кресле индивидуальный монитор с пультом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Правда, расстояние между креслами все равно для меня маленькое.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Каждому пассажиру предлагались подушка и плед.
Лететь до Екатеринбурга предстояло 3 часа 50 минут.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взлет был со второй ВПП, которая находится под углом к основной ВПП. Самолет быстро набрал высоту, помахав крыльями Стамбулу и Босфору, и полетел на восток.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Стюардессы быстро пронеслись по салону и раздали каждому по 1 кубику восточных сладостей. Мелочь, но приятно.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вначале на мониторах был проложен маршрут через Симферополь и Ростов, но через час полета аэробус уже летел по направлению к Сочи.
Тем временем бортпроводники (тремя бригадами!) стали раздавать ужин. И снова предстоял выбор между рыбой и макаронами с соусом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Памятуя о хорошем лососе в первом полете, я взял его. И снова был вознагражден отличным вкусом. К основному блюду прилагались сыр, помидоры в иогурте, масло, хлебцы и булочка. Спиртное и пиво на этом рейсе не предлагали только спящим и талантам с Югры. На сей раз бригаду стюардов снова возглавлял «Повар» в спецкостюме. Подобное отношение к пассажирам я видел только у «Турецких авиалиний».
Туалет был чистым, опрятным и никаких нареканий у меня не вызвал.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через два часа после взлета был потушен основной свет в салоне и все прилегли спать.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
За двадцать минут до посадки вновь зажглось основное освещение, командир вышел на связь и сообщил, что в Екатеринбурге всего 3 градуса мороза.
Посадка была мягкой,
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
самолет быстро подрулил к телескопическому трапу, минут через пять началась высадка пассажиров.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мы дружно прошли по всем коридорам
https://www.airlines-inform.ru/license/
и спустились в зал пограничного контроля. Работали все 5 кабинок.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Возвращение на Родину с отметкой в паспорт произошло быстро и как-то буднично. После чего я минут 20 ждал свой чемодан.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Последний прошел свое первое «боевое крещение» (он у меня был совершенно новый, недавно купленный в Кёльне) и появился на ленте транспортера совершенно невредимым и даже без царапин.После чего мы пошли на таможню. Один взмах руки майора ФТС и мы без всяких сканеров прошли на выход.
Затем мы вышли в морозное уральское утро, на стоянке сели в автомобиль родни и укатили домой.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Итак, 26-часовой двухсегментный полет закончен. По традиции подвожу итоги:
1. «Турецким авиалиниям» только пятерка с огромным плюсом! За почти безупречный сервис на борту в эконом-классе, легкие взлеты и посадки, бесплатную гостиницу и хорошее настроение на борту. А также за очередную возможность просто погулять по Стамбулу. В сравнении с прошлыми годами турки очень высоко подняли уровень своего сервиса. Я летаю ими из Екатеринбурга примерно раз в два-три года и прогресс виден невооруженным глазом.
2. Аэропорт Шираза – четверка с минусом. Ему еще расти и расти до международного уровня. А скоро и санкции снимут. Так что вперед!
3. Аэропорт Стамбула им. Ататюрка – пятерка с минусом: за толчею
4. Аэропорт Кольцово г. Екатеринбурга – пятерка с минусом. Всегда приятно возвращаться домой, но долго ждать чемодан уже не хочется.
«Турецкие авиалинии» в очередной раз подтвердили свое высокое реноме. Если и летать в Азию и на Ближний Восток из Екатеринбурга – только на их самолетах!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Спасибо за внимание!