Начну, как водится, с самого легкого (благо тут фотографий будет меньше всего).
Тот убогий сарайчик, который в Питере до сих пор гордо именуется "терминал международных авиалиний Пулково-2", совершенно не приспособлен для споттинга. Там есть окна, выходящие на перрон, но в подавляющем большинстве случаев они либо закрыты "загончиками" многочисленных магазинов дьюти-фри, в которых продавцов больше, чем покупателей, либо отгорожены зонами предполетного досмотра перед каждым выходом на посадку. Если выход открыт, то туда без посадочного талона на соответствующий рейс не пройти, а если закрыт, то труднопреодолимым препятствием для съемки становятся два стекла с висящими на каждом из них полузакрытыми жалюзи. Но я в итоге как-то исхитрился поснимать, хотя так и не смог запечатлеть неизвестно откуда взявшийся в наших краях Bombardier Dash-8 Q400 компании Flybe. Тем не менее:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Со скоропостижной кончиной АероСвiт на питерском рынке рейсов в Киев неожиданно установилось "троевластие" - ГТК Россия летает в Борисполь, как и ранее, место АероСвiт заняли Ukraine International с рейсами в тот же Борисполь, плюс ЮТэйр-Украина начал летать в Жуляны.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот и тот красавец, на котором мне предстояло лететь - А-320 OY-KAM. Если с дальнемагистральным флотом у SAS все очевидно - 7 шт. А-340-300 и 4 шт. А-330-300, - то с ближне- и среднемагистральным наблюдается какая-то солянка сборная. Основу парка составляют 82 шт. В-737 в модификациях от -400 до -800, но при этом еще есть 14 шт. А-319/320/321, 13 шт. стареньких MD-82 и 12 шт. "новеньких" CRJ-900NG. Если ко всему этому многообразию еще и добавить 9 шт. В-717 компании Blue1 - 100 %-ой дочки SAS, - то вообще возникает картина летающего авиамузея. https://www.airlines-inform.ru/license/ Обычно в Питер летают либо А-320, либо MD-82, иногда А-319, но это уже неважно - все равно моделей ни одного из этих самолетов в классической ливрее SAS в 200-м масштабе нет. https://www.airlines-inform.ru/license/ Хотя шансов прокатиться на MD-80 в Европе осталось весьма немного, и я с удовольствием бы на нем еще раз слетал. Впрочем, данный А-320 тоже своего рода редкость - мало того, что именно А-320 у SAS всего 2 шт., так он еще и с двигателями IAE2500, которых на А-320 не более 15 % от всего парка (остальные с CFM56) - вполне стильно смотрится, чем-то на Дримлайнер похож. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Одинокий CRJ-200 ЮТэйра, но зато аж два сразу Ан-12! Думаю, они нечастые гости в Пулково.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Грузится багаж. Тщательно высматриваю свой чемодан, но так его и не обнаруживаю. Начинаю инстинктивно дергаться. Ладно, по прилету разберемся.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Салон - all-economy, все сиденья одинаковые, но уже современные, slim.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Регистрировался как обычно, по интернету, но поразило, что программа регистрации предложила выбрать места всего на 3-х рядах, с 4-го по 6-ой. Места у иллюминаторов были, и я решил, что хитрые скандинавы таким образом регулируют равномерность загрузки салона, балансировку самолета, или еще что-то вроде того - типа, сначала пусть рассядутся впереди, а потом в хвосте. Но зайдя в самолет, и обозревая салон, сначала вижу вот эту табличку,
https://www.airlines-inform.ru/license/
а потом, обернувшись назад, вот эту. Первая мысль: "Спереди Business, сзади Economy - а я тогда где сижу?.." Спрашиваю бортпроводника; оказывается, ряды с 4-го по 6-ой у SAS проходят, как Economy Flex - нечто среднее между Business и Economy. Разница простая: у Business бесплатное горячее питание в полете, у Economy Flex бесплатное холодное, а пассажирам в просто Economy нужно за холодное питание (горячего им не полагается) платить деньги. В общем, SAS превратился в какое-то подобие "продвинутого дискаунтера". Можно купить билеты в Business, но сидеть ты будешь в точно таких же креслах, как и в Economy; разве что горячего поешь в полете (но это тоже зависит от продолжительности полета), да вроде еще как есть какие-то бенефиты по части веса багажа, в том числе и в Economy Flex.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взлетели. У нас еще зима...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Порт Усть-Луга и устье самой реки Луги.
https://www.airlines-inform.ru/license/
It's pure Scandinavian!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Но "губу" уже кто-то подбил - то ли птичка, то ли камушек.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Летим над побережьем Эстонии, на переднем плане - остров Хийумаа, на дальнем - Сааремаа.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А в открытой Балтике льда нет; на дальнем плане на втором фото - шведский остров Готланд.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Начинаем снижаться и заходим на посадку в аэропорт Kastrup. На юге Швеции и Дании снега уже нет - кое-где попадается; хотя и нежарко - было около +5 С днем и примерно -5 С ночью. Город на переднем плане - шведский Мальмё, на заднем - датский Копенгаген. Пролив Эресунн (Зунд) разделяет Данию и Швецию, и является проходом из Балтийского моря в Северное. Посередине пролива расположен искусственный остров Peberholm; от шведского берега до острова идет мост длиной 7845 м, а от острова до датского берега - тоннель длиной 4050 метров для прохода судов по проливу. По мосту и тоннелю проложены 2 железнодорожных пути и четырехполосная автомагистраль. Эресуннский мост строился с 1995 по 1999 г. и является самым длинным совмещенным (железнодорожный + автомобильный) мостом в Европе. Правее искусственного острова Peberholm расположен естественный остров Saltholm. "Кукурузина" в Мальмё на берегу пролива - небоскреб Turning Torso (54 этажа, 190 метров, второе по высоте здание в Европе после московского Триумф-Паласа). В проливе расположена "плантация" ветряных электрогенераторов - в тот момент, когда мы пролетали над ними, не крутился ни один! Неоднократно слышал байку, что эти ветряки, натыканные по всей Европе, на самом деле никакого электричества не вырабатывают, а наоборот, тратят его - там установлены не генераторы, а электромоторы, которые периодически включают, чтобы можно было изобразить вращение этих "мельниц" и продолжать невозбранно пилить деньги на экологических проектах и программах по переходу к "экологически чистой электроэнергии". https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Достаточно редкий самолет. Но с 1-го июня Icelandair начинает летать из Питера в Рейкъявик - разумеется, расчет не на туристов, желающих посетить экзотическую и крайне дорогую Исландию, а на тех, кто продолжит путь в пару десятков городов США и Канады, в которые летает Icelandair.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Первый раз я увидел мост через пролив Эресунн осенью 99-го года - как сейчас помню, летел в Копенгаген на пулковском Ту-134, - эх, старые добрые времена!.. Мост открылся (проезд по нему, кстати, платный) за пару месяцев до моего пролета над ним; я про него до этого что-то слышал, - мол, "открыли самый длинный мост в Европе", - но деталей не знал, и про наличие тоннеля между островом Peberholm и датским берегом тоже. Мы заходили на посадку с севера и пролетали как раз над мостом и островом Peberholm. Первое впечатление - шок! Ты видишь, как по мосту движется поток автомобилей, доезжает до острова... и просто исчезает! Более того, на маленьком острове откуда-то берется масса автомобилей, которые едут в обратную сторону, по мосту в Швецию! Уже потом, когда высох холодный пот, догадался про наличие тоннеля. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Это уже день вылета - самолет вылетал в 9-35 утра, поэтому пришлось встать в 5 утра, чтобы успеть доехать почти 100 км от аэропорта, сдать прокатную машину и т. п. Раннее свежее утро, терминалы 2 и 3 аэропорта Kastrup, соединенные в виде буквы Г. Есть еще и отдельно стоящий терминал 1, до которого пассажиров возят на автобусах, но из него вылетают только местные линии. Аэропорт удобный, просторный, но несколько, я бы сказал, "переразмеренный" - утром в пятницу там было достаточно мало пассажиров.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот такой смешной Happy Kebab был припаркован у аэропорта. Снимал уже из зоны досмотра, поэтому подойти к фургону не было возможности - интересно, что за машина? Учитывая уровень цен в Дании, всякие разные "кебабы" являются наиболее распространенными точками общепита, и их действительно много. Но наша шаверма (или шаурма) все равно вкуснее - проверено! https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Бродил по терминалу в ожидании посадки, и снимал самолеты у гейтов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сели в самолет - А-320 OY-KAO, точной такой же, как и тот, на котором летел в Копенгаген, и с такими же "тонкими" сиденьями. В общем, слетал на обоих SAS-овских А-320 - жаль, хотел хотя бы обратно на MD-82 прокатиться.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вылета ждали, наверное, полчаса, хотя никакой "пробки" на ВПП не наблюдалось. Но движение весьма оживленное - 3 самолета Norwegian прилетели один за другим, с интервалами в пару минут. На стоянке я сфотографировал их аж 4 сразу - интересно, где норвежцы нашли такое количество выдающихся соотечественников для портретов на килях - там народу-то меньше 5 млн.?.. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взлетели, уже знакомый пейзаж.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Это вовсе не Арктика, а всего лишь Финский залив в начале апреля - северный у нас город, что поделать... Какой-то паром зачем-то стоит на якоре у кромки льда, а ледокол прокладывает путь очередному контейнеровозу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Прилетели; таджикский В-737 Somon Air ждет выруливания на ВПП, на заднем плане уже почти построенный новый пассажирский терминал.
Отчет окончил!