Авиакомпания SWISS может похвастаться как национальным крестом Швейцарии на хвосте, так и непростой историей. Код IATA LX достался от региональной Crossair, код ICAO SWR достался от такой же Swissair. Последняя обанкротилсь в начале 2000-х, положив начало Swiss International Air Lines. Правда, это ни капли не изменило ситуацию - новая авиакомпания все также терпела убытки, пока в конце концов не вошла в группу Lufthansa и сразу же в Star Alliance. Да, даже сейчас билеты на SWISS можно приобрести в полном объеме на сайте Lufthansa, вместо родного сайта швейцарцев.
Флот насчитывает 80 с небольшим самолетов, самых разных классов. Однако есть один нюанс - все "маленькие джамбики" Avro RJ100 принадлежат де-факто Swiss European Air Lines. Эти самолеты используются для региональных перевозок в Европе. Описываемый мной дневной рейс Люксембург-Цюрих как раз раз из таких, и будет выполняться именно на таком самолете. Он всегда выполняется на нем. Кстати, уже анонсирована в будущем замена Avro RJ100 на Bombardier CS100. Так что совсем скоро целых два десятка джамбиков отправят на покой. Видя текущее состояние моего самолета, вполне заслуженно. Но об этом дальше.
Прибываем в Люксембург-Финдел LUX. Я уже упоминал этот аэропорт в обзоре Luxair. Теперь же остановлюсь на нюансах, и что бросается в глаза.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А в глаза бросается продуманная логика подъезда. Да, пассажиропоток небольшой и придумывать ничего не нужно. Все равно радует отдельная зона для автобусов с остановкой, маршруток, такси с выделенной полосой. Автомобили заезжают через "среднюю" полосу к шлагбаумам. 15 минут бесплатно. Прямо перед терминалом надземная и подземная парковки. Из подземной естественно есть вход в зону прилета, удобно. Главное, что отличается от нашего Домодедово - различный транспорт подъезжает по различным дорогам, а не по одной-единственной.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В противоположном конце терминала - зона для курения с урнами. Рядом стоит (прокуренный) желтый почтовый яшик. А если пройти чуть дальше, откроется вид на один из угловых гейтов и стоянку аэропортовых автобусов. Чаще всего к гейту паркуют British Airways.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Заходим на регистрацию. Людей не то, чтобы много, но есть - в мое время идет активная регистрация в Португалию. Стойки SWISS, напротив пусты, но я уже зарегистрировался по интернету (присылают письмо на почту). Мне нужно отдать сумку, распечатать посадочные и добавить в перелет бонусную карту. Все это сотрудница выполняет без нареканий. Рядом на стойке лежат ярлычки SWISS для ручного багажа. А за спиной - стойка проверки габаритов. Не брезгуйте, уже при посадке (на гейте) сотрудники активно пользуются ей, и разворачивают пассажиров с огромными чемоданами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Справа и слева от стоек регистрации (по углам аэропорта) - выходы на посадку. У меня есть время, я туда не спешу. Замечаю на летном поле борт Belavia, вот это неожиданный гость! Чартер, что ли?
https://www.airlines-inform.ru/license/
Прогуляемся по терминалу. Первым замечаем BMW на подиуме. Модели меняются, я часто летаю и видел штуки 4 разных! Справа от постамента планируют открыть кафе, а пока что поесть можно в закусочной в противоположном углу, или в ресторане (шведский стол) на втором этаже с видом на летное поле.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Магазины - это дьютик и сувенирный. В последнем есть книги, открытки, снэки, сигареты.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Нагулявшись, топаем на посадку. Контроль без проблем. Даже когда образуется очередь из взволнованных португальцев, сотрудники все быстро разруливают. Необычного на моей памяти не было ничего, кроме попыток пронести напитки и духи. Дама с духами долго возмущалась и не верила правилам. Плавали, знаем.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Дальше... А дальше - эскалатор вниз, в чистую зону. Сначала создается впечатление, что паспортного контроля для не-шенгена нет, но мы-то с вами видели Belavia! Просто парочка гейтов для остальных стран спрятаны в углу терминала, там же два окна для таможенников.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Остальное пространство заполнено магазинами, кафе, креслами зоны ожидания. По центру зоны - большая информационная стойка, не заметить ее нереально. Дьютик в чистой зоне в разы больше, но цены все равно кусаются. Вместо походов по магазинам, идем смотреть летное поле.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Слева припаркован "оранжевый апельсин" easyJet. Эти ребята летают в Люксембург из трех аэропортов, и в принципе прилететь сюда из Москвы можно было бы ими (и дешевле), если бы не откровенно неудобное расписание из Домодедово. Да, выбить время в DME покрасивше не получилось. А потому летаем швейцарцами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
За окном пока что нашего самолета не видно, зато активно снуют туда-сюда грузовики. Сначала прилетел домашний борт, потом китаец, а потом подоспел и наш AirBridgeCargo. Все они паркуются в грузовом терминале, который слева от ВПП, если стоять к ней лицом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наконец садится мой борт - Avro RJ100 в красивой зеленой раскраске "ZRH Airport Shopping Experience". Номер: HB-IYS. В этот самый момент отчаливает easyJet. По старинке борт SWISS паркуют к 11 гейту. Тут есть один нюанс - у Luxair'а, кроме Боингов, парковать к трапам нечего - все самолеты стоят на поле. Их размеры банально не рассчитаны на рукав. А вот другие авиакомпании, в том числе и SWISS, активно паркуются к трапам для большего удобства пассажиров (и без необходимости платить за автобусы). По привычке и для удобства, самолеты определенных авиакомпаний стараются парковать к определенным гейтам.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Борт только прилетел, наблюдаем за высадкой пассажиров, разгрузкой сумок и заправкой. Все движется довольно быстро. На моей памяти была только одна задержка этого рейса, из-за позднего прибытия самолета. Обслуживание всегда расторопное. Это подтверждается тем, что пускать людей в самолет начинают буквально через 15-20 минут. Да, самолет небольшой, это тоже сказывается.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Конечно же, образуется очередь в трапе. Не страшно, гораздо хуже, если кто-то опаздывает на рейс, и его ждут. Пока идем, изучаю экран трапа и ливрею вблизи. Потрепанный нос с облезшей краской заставляет задуматься.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В салоне нас встречает улыбчивая команда и обычные европейские кресла. Для бизнеса - всего пара рядов, остальное - эконом. Места для ног достаточно, а бонусом идет место под иллюминатором (а такое далеко не в каждом самолете).
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Однако при взгляде на панель сверху все становится ясно - компоновку изменили. Вместо 3+3 мы имеем 2+3, и мне повезло сесть в эти "два". Смотрите - вентиляторов и ламп три, а со мной рядом всего один сосед.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолет вскоре начинает движение, на связь выходят бортпроводники и капитан. Показывают инструктаж. За окном последний раз виден терминал LUX. Самолет начинает движение, и после пассажирского терминала видим еще и грузовой (там как раз припарковались прилетевшие гости).
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взлет достаточно быстрый, без резкого набора высоты. Но этот рейс короткий - меньше часа, поэтому стюардессы встают практически сразу в процессе набора высоты. А я пока делаю снимки.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот этот красный (а с обратной стороны - белый) ангар - на самом деле здание техобслуживания Cargolux. Внутри уже виден один клиент. Здание длиной 200 м и высотой 40 м вмещает два В747 и массу оборудования. Было бы неплохо сходить туда на экскурсию!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Дальше - большой бетонный завод. Два РБУ, дробилки, экскаваторы и погрузчики - куда едет бетон с этого предприятия, догадаться несложно. Скорее всего, даже за пределы Люксембурга.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Это американское кладбище и мемориал. Узнаваемая форма и 20 гектаров занимаемой территориии. Де-факто находится в квартале Hamm, западная часть княжества. Значит, взлетаем мы на восток, а значит в направлении 24/06 (полоса-то одна). Все очень просто. На схеме видно расположение города относительно аэропорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взлетаем, таким образом, в направлении города. Вместо облаков на высоте дымка. Последнее, что более-менее различимо - железнодорожная станция и развязка в Bonnevoie.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ладно, на виды из окна полюбовались, а что в салоне? А в салоне... Во время взлета открывается багажная полка и категорически отказывается закрыться снова. Экипаж тратит время на ее "починку". Как только они ее сделали, у пассажира с кресла отлетает.. ну казалось бы, что? Подлокотник! Просто отваливается и падает на пол. Пассажир с виноватым взглядом пытается приладить его назад, а то подумают, что сам сломал. Ужас.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Салон заполнен не до конца. Пока сидим, курим бамбук и ждем, что еще сломается - экипаж раздает шоколадки и напитки. Шоколадку я употребил тут же, а из "попить" взял чай и воду. Стюардессы хорошо говорят по-английски, по-немецки и по-французски. Конечно, расстояние и время полета ни о чем, но Luxair на похожем рейсе раздает сэндвичи.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Не успел я поесть и попить - тут же забирают стаканы. Проверяю кармашек впередистоящего кресла, помимо стандартного набора журналов обнаруживаю как-то затесавшийся туда журнал Business & IT. А следом из кармашка выпадает открытка с кодом и просьбой оставить на сайте отзыв о перелете. Ну, это сделаем.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
За окном между тем началось снижение, а небо решило продемонстрировать все возможные оптические эффекты. Начинаем с глории. Можно почитать на википедии. Наблюдается на облаках, расположенных прямо напротив источника света. Наблюдатель должен находиться на горе или в воздухе, а источник света (Солнце или Луна) - за его спиной. Все верно - мы как раз разворачивались.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Следом замечаю Луну. Она уже высоко, практически полная, но все еще очень тусклая.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Перед посадкой видим еще одно явление - подсвеченное облако. То ли паргелий, то ли дуга. Действительно, многовато за раз https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А на земле тем временем замелькали домики с красными крышами. Видно реку Рейн, и какую-то стройку. Снижаемся плавно и достаточно медленно, но без поворотов и резких перепадов высоты. Кстати, турбулентности тоже не наблюдалось за весь рейс.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наконец плавное касание полосы в Цюрихе, выпускаются спойлеры и наш джамбик начинает тормозить. Скорость не гасят до упора, на ней же выезжают с полосы и продолжают движение к стоянке. В Цюрихе самолеты такого размера никто, естественно, не будет парковать к трапам. Место на стоянке уже сторожит наш автобус. Попробуйте найти крыло на фотографии заката https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Довольно долго нам не давали выйти. Все терпеливо ждали (конечно же стоя), и наконец дверь открылась. На пол-пути к автобусу фоткаю самолет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В целом перелет проходит очень быстро, незаметно и без существенных нареканий. Этим рейсом я часто летаю, и на нем перед посадкой всегда объявляют гейты на трансферные рейсы. Удобная стыковка на Москву при этом продается по самому дешевому тарифу за день.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В Цюрихе чертовски красивый аэропорт. Удачно подобранные цвета, обилие иллюминации, продуманные трансферные потоки - одни плюсы. Потеряться в этом аэропорту практически невозможно - отовсюду виден хотя бы один указатель. Перед доступом в чистую зону мы проходим досмотр.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Дальше предлагаю несколько фотографий этой самой зоны, пока я шел до моего следующего самолета. К сожалению, фотографии нечеткие, но думаю и на таких можно увидеть все внутреннее убранство аэропорта. Именно этому аэропорту я бы присуждал награду каждый год, единственный его недостаток - сильно загруженное небо. Небольшая задержка - и ты уже в конце очереди на вылет. Ах да, и не забудьте купить шоколад Toblerone по самой выгодной цене в Европе!
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В заключение об авиакомпании. Не все так гладко, как хотелось бы. Задержки случаются, и очень часто - на ночном рейсе в Москву из Цюриха или Женевы (причины - от позднего прибытия самолета до попадания молнии). Конечно, авиакомпания старается держать марку, но если вы летите швейцарцами, готовьтесь все-таки к небольшой, но лотерее. После многочисленных задержанных рейсов каждый полет по расписанию я воспринимал как подарок. Удачи!