Чем же заняться? Начнём со споттинга. За окнами виднеются:
А32x
A333 TC-JNK "Sanliurfa" с двигателями RR Trent 772
A332 TC-LNA "Camlica" с двигателями PW4168A. Почувствуйте разницу - двигатели PW значительно больше в размере, чем компактные сигарообразные "роллсы". Сейчас этот борт наряду с ещё одиннадцатью 332 Туркишей находится на хранении - "спасибо" турецкому кризису. 332 Туркишей немолодые и не блистают топливной эффективностью, поэтому авиакомпания была вынужденая временно "заземлить" их большую часть, оставив в эксплуатации лишь 5 бортов.
Кстати, по совокупности эксплуатируемых А330 всех модификаций Туркиши - крупнейший эксплуатант этого типа в мире. Если же брать во внимание только пассажирские модификации 330, то пальма первенства принадлежит Air China.
Взгляд на перрон со стороны ответвления к гейтам 201-204. В кадр попал топливозаправщик. На заднем плане - подсвеченные хвосты бортов Туркишей и, в общем-то пока больше ничего интересного. Надо ждать рассвета.
Табло ближайших вылетающих рейсов. Мой рейс вылетает через 2:20, гейт ещё не назначен.
Возвращаюсь в центральный зал чистой зоны...
...и решаю поглядеть на рестораны и кафе, расположенные здесь на двух уровнях.
Моё внимание привлекает изображение Галатской башни, возвышающейся над Босфором, выполненное наподобие португальского азулежу - в сине-белых тонах на плитке. Красота!
А вот примеры того, что предлагается на витринах: дары моря...
... и всевозможная выпечка
Тем временем моему рейсу назначают гейт 308 - автобусный гейт, расположенный в очень загруженной зоне гейтов 301-312, откуда производилась посадка на рейс ТК70 в Гонконг
Иду туда разведать обстановку. Мда, опять толпы народа
Взгляд на табло, расположенное здесь
Здесь же - реклама AtlasGlobal
Пойду, пожалуй, наверх, подальше от этих толп и продолжу споттинг, пока есть время. Тем более, за окном светает.
A321 TC-JRA "Kütahya" в ливрее Старальянса - самый возрастной 321 Туркишей
У гейта 209 готовится к рейсу TK15 в Буэнос-Айрес через Сан-Паулу 77W TC-JJK "Akdeniz". Когда я улетал в Гонконг, этот же борт стоял у этого же гейта. Мистика
Вид на перрон, расположенный со стороны гейтов 201-204. Справа - зелёная крыша маленького Т1 ВВЛ и его скромная башня АТС
Справа у гейтов Т1 - А319 и А321, а вдалеке виднеется хвост борта Туркишей в ретро-ливрее
Слева - стоянка А321, между которыми стоит один А332, а также виден хвост AtlasGlobal
Взглянем на перрон со стороны основной части Т2. А там - B77W TC-JJN в специальной ливрее "Batman vs Superman", которая была на нём до ноября 2016 г. За ним - хвосты древних А300 уже несуществующей компании BEA (Bosphorus European Airways)
Пора возвращаться вниз к моему гейту, приближается время начала посадки. Рейс, кстати, совместный с UTAir
Мой посадочный. Первоначально на этот рейс был заявлен А332, но я уже знал, что сегодня полечу на А321, т.к. незадолго до поездки проверил рейс в expertflyer и обнаружил, что борт сменился. Причина смены борта, по всей видимости - недостаточная загрузка.
Снаружи холодно, и в автобусе тоже прохладно, зато облачность разошлась и выглянуло солнце.
B738 TC-JVA "Sultanbeyli" и только что прибывший В772 9V-SVB сингапурцев - в настоящее время это самый возрастной их борт.
Тот же В738 и показанный выше 77W TC-JJN
B77W TC-JJK, освещённый утренними лучами солнца. "До встречи!" - мысленно говорю ему, предполагая, что, по-видимому, через 3.5 недели полечу в Сан-Паулу именно на нём. И, как потом выяснилось, я угадал.
Над ВПП 17L/35R-17R/35L и виднеющейся за ними городской застройкой висит стареющая луна
Проезжаем мимо А332 TC-JIM "Erenköy" (двигатели GE CF6-80), который взят Туркишами в лизинг у Jet Airways. В настоящее время он находится на хранении.
Далее автобус останавливается и стоит достаточно долго. В это время по рулёжной дорожке движется B738 TC-JVD "Şile"
Солнце не поменялось местами с луной, а просто отражается в окне автобуса
С 17L/35R вдогонку отступающей тёмной облачности взлетает В738...
... а за ним - А332
Вот и наш борт - А321 TC-JRZ "Maltepe". На момент полёта борту было немногим менее 4 лет, винглеты старого типа. А332 "не обрыбился", зато впервые в жизни полетаю на 321 - раньше из "узких" эрбасов у меня были лишь 320 и один 319.
Двигатели - IAE V2533-A5
Сосед слева - А321 TC-JSR "Kırklareli" с шарклетами
Мимо проезжает А300F MNG Cargo 1996 года постройки. Замурованные иллюминаторы выдают его пассажирское прошлое, а под буквой "М" - дверь грузового отделения.
Ну а теперь можно и внутрь. Бизнес-класс в этом А321 полноценный и такой же, как в B738
Первый ряд эконома с увеличенным пространством для ног. Расстояние до перегородки здесь действительно приличное, в отличие от В738
Обычные ряды эконома. Как и в В738, кресла обтянуты чёрной кожей и имеют красные и чёрные подголовники
Вот и моё место 24F. Пространства для ног достаточно.
С шириной кресел тоже всё хорошо, благо 320-й фюзеляж позволяет. Когда посадка оканчивается, обнаруживаю, что весь блок кресел в моём распоряжении и, более того, в хвосте самолёта немало свободных мест. Получается, не то что А332, даже А321 сегодня загружен не полностью!
IFE и её пульт те же, что в B738
А вот пластик спинки кресла в одном месте разбит.
Верхняя панель
Взгляд назад в сторону лаваторий и кухни
Содержимое кармана:
Safety card
Waste bag
Журналы
Меню
Выглянем в окно. Справа от нас стоит А320 AtlasGlobal
Мимо движется шарклетный А321
В отдалении на стоянке - два 77W: TC-JJI "Ege" и за ним - TC-LJD "Selimiye", на котором я прилетел из Гонконга рейсом ТК71. Собственно, это та стоянка, с которой производилась высадка с борта. С неё же производилась и посадка на рейс ТК70 в Гонконг.
Тем временем взлетает А343. В отличие от большей части А332, Туркиши во время нынешнего кризиса не стали "заземлять" старые 343, а приспособили их для перевозки паломников в Мекку
За ним - А332.
По рулежке в сторону ВПП 17L/35R (с которой будем взлетать и мы) движутся:
А333 TC-JNJ "Kapadokya" с двигателями RR
А321 TC-JSI "Tunceli"
A332 TC-JIN "Tarabya" с двигателями GE CF6-80, взятый в лизинг у Jet Airways (сейчас на хранении)
Начинается буксировка борта на запуск
У гейтов Т1 стоят B738 и A321 TC-JRD "Balikesir"
Проезжаем мимо TC-JJI и TC-LJD
А320, стоящий у ангара
А330 и проходящий сервисное обслуживание B77W TC-JJJ "Erzurum"
B737 TC-JKJ, готовящийся к передаче в Southwest Airlines (сейчас у Туркишей остался всего один 737) и A333 TC-JOH
Стоянка грузовых A300F MNG Cargo
Ангар Туркишей
На предварительном старте ВПП 17L/35R - сразу два А332. Сегодня прямо какой-то парад 332, видимо, в компенсацию замены борта
Первый из них поехал. Это борт TC-JIN, который я уже видел
После двух А332 на предварительный встаёт A321, аналогичный нашему...
... а после него - А319 и такой же А321, но в специальной ливрее "Discover The Potential", рекламирующей Турцию (борт TC-JRG "Finike")
И, наконец, приходит наша очередь. Пока ждём разрешения на взлёт, бросаю взгляд на Т2...
... около которого замечаю А321 в ливрее "Borussia-Dortmund" (TC-JSJ "Keçiören"), движущийся по рулёжной дорожке. А на стоянке выстроились в ряд борта четырёх турецких авиакомпаний: флагманских Туркишей, грузовой MNG Cargo, лоукостера Onur Air, а также AtlasGlobal.
За нами ждёт очереди A321 TC-JMM "Erciyes", справа от которого видны А300 BEA
Поехали! Окраины Стамбула оказываются заснеженными, притом что в аэропорту и его окрестностях снега не было!
Проходим над облаками...
... и взбираемся в чистое небо, где ярко светит утреннее солнце. Моя сторона - солнечная.
Карта перелёта
На левой стороне облаков поменьше, но тоже ничего особо интересного.
Иду на экскурсию в лаваторию. Всё чисто, но предыдущие посетители были не очень аккуратны...
Подоспела еда.
Это омлет со шпинатом, томатом и сендвичем...
... сыр с томатом, огурцом и оливками
... и десерт - йогурт с мюсли
Всё вкусно и сытно. Из напитков беру лимонад и пиво
Тем временем за окном продолжается облачность...
Солнце нагрело правый борт и стенку салона, и в состоянии сытости и тепла потянуло в сон. Я спал в летящем самолёте и мне снилось, что я лечу куда-то, и я испытывал неземное блаженство. Снилось, что лечу явно не в Москву...
Не в Москву?!
Сейчас мы нырнём в эту облачность, которая без слов говорит о том, какая погода сейчас в Москве - типичная зимняя...
Наконец, под облаками начинает мелькать заснеженная земля, сливающаяся с небом. Опять зима! Только не это! Лучше бы сон не заканчивался...
Спустились ниже кромки облачности. Заснеженные ёлки - единственное, что выглядит красиво в этой белой мгле
Глиссада, тачдаун, спидбрейки, реверс.
На пробеге проезжаем мимо стоянки Ил-96 и Ил-62 СЛО "Россия". О тех, кто летает на этих бортах, я лучше умолчу...
Среди самолётов и вертолётов "особого назначения" сиротливо виднеется хвост В73x ТСО
Далее - пребывающие в летаргическом сне широкофюзеляжники ТСО, засыпанные снегом. B744, B762, B772, и за ними - В752 "Якутии" (в настоящее время у "Якутии" остался всего 1 такой борт)
B744 имеет бортовой номер EI-XLF. В настоящее время он летает в "России" с именем "Нижний Новгород". За ним стоит уникальный В735, имевший компоновку "империал + бизнес" без эконома и желто-коричневую ливрею. Дальше - хвосты "обычных" 73x ТСО.
B762 имеет б/н EI-CXZ. Его первым эксплуатантом был чилийский LAN. 26 октября 2015 г. этот борт выполнил последний коммерческий рейс ТСО (которая в этот день уже лишилась сертификата) из Гонконга во Внуково. B772 имеет б/н EI-UNX - это борт, который до ТСО успел полетать в United, в уже давно несуществующей бразильской VARIG, а также в Royal Brunei. Борт стоит в совершенно недопустимой для хранения конфигурации - с выпущенными закрылками и открытыми нишами шасси
Ещё один взгляд на В744 и стоящие поодаль В73x
Снега просто горы. В кадр попал самосвал, вывозящий снег
Ещё один борт "Якутии" - B738
B738 "Победы"
Заруливаем к терминалу ВВЛ...
... и паркуемся рядом с В762 UTAir и B737 грузинской Airzena (флот которой состоит из двух таких 737 и двух CRJ-200)
Фото салона во время высадки
Далее всё стандартно для прибывающих в терминал ВВЛ Внуково - из телетрапа в длинный коридор...
... откуда удаётся сделать пару снимков борта
Вдалеке стоят пара B734 ABC
И вперёд на паспортный контроль
Табло вылетающих рейсов для трансферных пассажиров. Через час с небольшим наш борт полетит обратно в Ататюрк рейсом TK414
Штамп получен, и можно двигаться на выдачу багажа
Табло прибывающих рейсов
На улице метёт метель. Добро пожаловать в Россию...
Но всего через 3 недели мне предстояло лететь в Южную Америку, и также с участием туркишей, которые сыграли в этом главную роль. Впрочем, это уже другая история...
Подводя итоги:
Туркиши получают 5+++ за отличный сервис, который и не снился многим авикомпаниям, доброжелательность экипажей и отличные комфортабельные салоны дальнемагистральных самолётов, благодаря которым многочасовые перелёты проходят легко и незаметно. Эта авиакомпания - один из немногих ярких огоньков в надвигающемся мраке всеобщего жлобства, оскотовозивания и рутинизации перелётов. Туркиши превращают полёт в яркое событие.
Аэропорт Ататюрк получает 4 балла. Ориентироваться в нём достаточно просто, но многое в нём уже устарело и он перегружен. Хорошо, что есть зона дальних гейтов, где можно спрятаться от толп. Надеюсь, что когда будет введён в строй новейший Istanbul New Airport, наконец-то наступит гармония между уровнем базовой авиакомпании и уровнем аэропорта
Аэропорт Гонконга получает 5 баллов. До Чанги он, конечно, не дотягивает, но и недостатков у него не обнаружено.
Аэропорт Внуково - оценивать не буду
Спасибо за внимание и летайте Турецкими авиалиниями!