За 2-3 года, прошедшие с того момента, когда крупнейшие российские авиакомпании отказались от советской техники, я уже так привык к Боингам и Аэробусам, что все остальные самолеты кажутся экзотикой. На Ту-154 я последний раз летал летом 2009-го года, а на Як-42 – в декабре 2007-го. Поэтому этот перелет мне был интересен уже тем, на чем он совершался. Тем более, что Яки в ближайшие годы будут выведены из строя. Вон, авиакомпания Кубань избавляется от них уже в ближайшее время, а это один из крупнейших операторов воздушных судов этого типа. В Грозный можно было попасть также Руслайном на самолете Бомбардье, но там и билеты дороже и расписание нам не подходило, так что летели авиакомпанией Грозный-авиа: и нам хорошо, и деньги, заплаченные за билеты, остались в республике.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Грозный-авиа (я бы на месте руководства сменил название) летает во Внуково, куда мы прибыли на Аэроэкспрессе. К началу регистрации подошло всего несколько человек, и я уже начал надеяться на полупустой самолет, что частое явление на непопулярных маршрутах внутри страны. У стойки крутилась группа людей в камуфляже и с оружием. Они одним своим видом спустили меня с небес на землю, давая понять, что это не обычная туристическая поездка. "Вы не переживайте, – успокоил нас представитель авиакомпании, когда мы поинтересовались на чем полетим, – этот самолет может планировать." Прошу место у окна и иду к выходу на посадку.
Внуково все перекопано, идут работы по расширению. Может, я так попал, но аэропорт показался пустым, людей мало, кафе свободны. Улетать отсюда удобно, единственный минус в том, что аэроэкспресс ходит один раз в час, и если не успел, то придется терять время в ожидании следующего.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Нас везут к самолету. Вход через "задний проход":
https://www.airlines-inform.ru/license/
Спереди тоже стоит трап, часть пассажиров отправляют туда:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Двигатель:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поднимаемся. В нос ударяет ни на что не похожий запах салона советского самолета. Независимо от типа судна, он неизменно живет в каждом самолете.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Занимаю свое место и осматриваюсь. Салон оказался заполненным полностью и это второй рейс сегодня. Стюардессы попросили не фотографировать, но мне показалось, что они это сделали лишь потому, что сами не хотели попадать в кадр, а не из-за каких-то запретов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В строю осталось немногим меньше сотни Як-42, то есть около половины произведенных машин. Они до сих пор экономически выгодны в эксплуатации и сертифицированы для полетов в европейские аэропорты по уровню шума. У Грозный-авиа 4 самолета или около 5% всей популяции Яков.
Видимо, салон здесь немного уже, чем у Ту-154, и два ряда по три кресла не вмещаются, поэтому крайние места подрезаны.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Если бы нумерация мест в самолетах велась с конца, то мое место было бы 1А. Мало того, что это "туалетные" места с неоткидывающимися спинками, так еще и вид в окошко был на турбину. (На заглавной фотографии в турбине отражается круг иллюминатора.) Не комфортно, зато весело. Аэрофотосъемкой, конечно, не позанимаешься, но и такие снимки тоже не у каждого есть:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Зато какая была посадка – сели как будто горячим ножом вошли в масло. Даже не могу вспомнить, когда так идеально приземлялся последний раз. Так что летайте самолетами Грозный-авиа, там пилоты мастера. Учитывая, что почти все катастрофы происходят по вине людей у штурвала, то уж лучше лететь на старом самолете с первоклассным экипажем, чем на новом Боинге с неопытными чайниками. Снял видео посадки на мыльницу, обрезать было нечем, поэтому выкладываю полностью.
В аэропорту нас встречают Путин (фото периода больших надежд и второй чеченской войны) и Ахмат Кадыров. Впрочем, изображения Кадыровых и Путина встречаются по всей республике очень часто. Такие местячковые культы личности в отдельно взятом субъекте РФ. И это немного напрягает, чувствуешь себя как в Северной Корее (там тоже на аэропорте висит портрет) или Туркменистане. Только не думайте, что это восток, кавказ и на стене должен кто-то висеть, это не так. Все навязано, я считаю. Я уж не говорю про то, что это не по-христиански, не по-мусульмански и вообще не по-человечески. Стоит отметить, что если в рабочих кабинетах в России портрет Путина вешают потому что надо, а не из любви и уважения, то здесь Кадырова любят и помнят. В какой-то момент мне вдруг стало интересно, а если бы гипотетически Чечня получила независимость, висели бы сейчас здесь портреты? И если да, то чьи?
https://www.airlines-inform.ru/license/
Путиных даже два. Еще один на башне. Правильно, оттуда лучше видно...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наконец, кто-то из сотрудников СБ заметил, что я фотографирую и показал мне знак, что нельзя – это его пальцы на фото. Но тоже как-то не настойчиво и без агрессии. Вообще, в Чечне фотофобии нет. Кроме двух вышеописанных случаев снимали, что хотели. Такое ощущение, что война была во всей остальной России, потому что где-нибудь в Москве на вокзале, фотоаппарат для полиционера как палка для собаки, как красная тряпка для быка.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Получив багаж, покидаем здание аэропорта. (Хотел уже написать "проходим паспортный контроль". Вообще, несколько раз за поездку возникало ощущение, что мы находимся где-то зарубежом, и не только у меня.)
Снаружи цитата Ахмата Кадырова:
https://www.airlines-inform.ru/license/
На стену повесили большой портрет Рамзана Кадырова, которому на голову собирается приземлиться Боинг:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Напротив аэропорта – мечеть, слева от которой стоят машины встречающих и такси. Грузим вещи в микроавтобус Мерседес, который на ближайшие дни будет нам родным домом и уезжаем в гостиницу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Следующая встреча с аэропортом Грозного произошла спустя пять дней. Улетали утренним рейсом. Стойка регистрации напомнила регистратуру в больнице. Если бы я не сам снял эту фотографию, то подумал бы, что на шее женщины в очках висит стетоскоп:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Недавно где-то проскочила новость, что аэропорт будут модернизировать. Странно, здесь все очень прилично. Многие даже крупные аэропорты (типа Красноярского или Нижегородского) выглядят как деревенские сараи по сравнению с этим.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На поле все тот же Як. Еще один московский рейс (на заднем плане) вылетает чуть раньше. Помимо одного-двух ежедневных рейсов в Москву из Грозного случаются еще и международные рейсы: раз в неделю в Киев, а также редкие чартеры в Турцию и во время хаджа – в Мекку.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
ВПП:
https://www.airlines-inform.ru/license/
В этот раз сидел в удачном для фотографирования месте, но погода была не лучшая, поэтому удалась всего пара фотографий.
Добыча чего-то, наверное, нефти в окрестностях Грозного.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
У Як-42 полностью круглый иллюминатор, сейчас такое практикуется только на бизнес-джетах:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пейзажи Ставрополья:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Снижаемся над Москвой и плавно садимся.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кладбище советских самолетов во Внуково:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Высадка из самолета:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Во Внуково я всегда испытываю легкую ностальгию, потому что в былые времена, когда еще существовала авиакомпания Внуковские авиалинии, самолеты из Норильска прилетали сюда. Я каждый раз узнаю места, запавшие в мою память с детства. На втором этаже были игровые автоматы. И самый крутой среди них – в котором нужно смотреть в перископ и стрелять по вражеским кораблям. Сейчас здесь зал прилета и выдачи багажа. Мы ждем наши вещи.
https://www.airlines-inform.ru/license/
И идем на выход:
https://www.airlines-inform.ru/license/
24, 29 июля 2012 г.
Оригинал обзора в ЖЖ
Другие фоторепортажи из Чечни