Очередное недолгое пребывание в Стамбуле быстро подошло к концу, и пришла пора отправляться в дорогу домой. Как и на пути туда (оставляю ссылку на обзор Москва - Стамбул), на обратный путь билеты были приобретены на утренний рейс, который также выполнялся на A330-200 - лишь с недавних пор Turkish Airlines стали иногда ставить Б777-300ER в Москву, так как некоторые борта перешли в их полную собственность.
Об онлайн-сервисах я подробнее рассказал в прошлом обзоре, да и зарегистрировался я ещё в Москве на оба рейса, потому сейчас данный раздел будет опущен.
Содержание обзора:
1. Туристическая часть
2. Аэропорт Стамбул
3. Перелёт Стамбул - Москва
4. Аэропорт Внуково, Терминал A
1. Туристическая часть
В этот раз было достаточно свободного времени для основательной прогулки по Стамбулу, чем я непременно воспользовался. Расположение я выбрал крайне удачное для прогулок - отель Blue Gilroy находится в самом сердце Старого города в пешей доступности от его ключевых достопримечательностей. Такой вид открывался из моего номера:
Если Старый город я достаточно подробно описал в прошлой части, то в сегодняшнем обзоре я покажу не совсем тривиальный маршрут.
Пройдясь по старинным улочкам самого сердца Стамбула, постепенно дохожу до пристани Эминёню, где прыгаю в паром, откуда открываются незабываемые виды на европейский берег Босфора:
Пока плывёшь, над головой так и снуют местные многочисленные чайки:
А Старый город остаётся совсем в стороне:
Итак, прибываю я в старинный район Кадыкёй, что в азиатской части Стамбула:
Ощущение здесь такое, что из мегаполиса переносишься в небольшой уютный городок с красочными домами:
Оставила здесь свой след и греческая диаспора в виде такой неприметной церквушки - правда, когда я туда зашёл, там был только смотрящий за приходом турок, вообще не говоривший по-английски:
Так я по местным уютным улочкам незаметно дошёл до южного края района - пристани Мода:
Так как я не знал хорошо район и времени было не совсем много, беру такси и попадаю впритык к отправлению парома (ещё нужно было приобрести билет ценой порядка 10 лир) - пришлось пробежаться, чтобы успеть. Теперь мой путь лежит к пристани Кабаташ, что возле величественного дворца Долмабахче:
Сам дворец, к сожалению, оказался уже закрыт на момент моего прибытия, потому я решил насладиться освещённым вечерним солнцем фасадом и местной часовой башней:
Далее я преодолел километровый путь в гору и попал на знаменитую площадь Таксим, возле которой мой взгляд остановился на столь необычной для Стамбула церкви:
Это оказалась греческая церковь Святой Троицы, выстроенная в стиле, скорее напоминающем католический храм - хотя, безусловно, и не без элементов византийского:
Затем я продолжил свою прогулку по главной торговой улице города Истикляль:
А оттуда я уже свернул к Галатской башне, которую я в прошлый раз посмотрел совсем мельком:
Я решил подняться на неё - к слову, в отличие от многих старинных башен, здесь есть лифт, но он предназначен только для движения наверх. Цена входа - 100 лир (340 руб. или порядка 5.5 евро):
Вид на город отсюда фантастический - всё прослеживается как на ладони:
Это исторические казармы Селимие конца XVIII века, где в настоящее время располагается штаб 1-й полевой армии турецких Сухопутных войск. Они известны также тем, что во время Крымской войны в них располагался британский военный госпиталь.
Время было позднее, поэтому пора было отправляться на ужин. Спуск с Галатской башни осуществляется пешком и явно не предназначен для клаустрофобов - а так, конечно, смотрится очень эффектно:
2. Аэропорт Стамбул
Для начала приложу схему терминала аэропорта. Как я не раз описывал ранее, терминал поделён между международными и внутренними рейсами (последние занимают пирс G, а также 3 гейта пирса F, которые за счёт перегородок могут обслуживать как МВЛ, так и ВВЛ).
Также 26 апреля этого года вновь открылся международный пирс F, который был закрыт с марта 2020. Именно из него и состоялся сегодняшний вылет.
На развилке направляюсь в сторону зоны вылета:
В предрассветных сумерках терминал смотрится особенно красиво при всём своём освещении:
Неподалёку находится остановка автобуса Havaist, соединяющего город с аэропортом:
Сегодня лечу международным рейсом, поэтому вместо 1 входа захожу через 3:
Досмотр на входе прошёл быстро, и вот я направляюсь к стойкам регистрации Turkish Airlines на международные рейсы:
Регистрация для эконом-класса на международных рейсах занимает сразу 4 островка регистрации - от E до H. Я регистрировался на стойках F:
О том, что эти стойки универсальны для всех рейсов, информирует отдельный баннер:
Очередь двигалась относительно резво, и менее чем за 15 минут я сдаю багаж и получаю посадочный. Гейт сегодня F17, что в дальнем конце недавно вновь открытого пирса.
Теперь пора на досмотр и паспортный контроль. На входе специальный человек также направлял потоки вылетающих пассажиров по разным очередям:
Рейсов было много, поэтому там я также провёл порядка 15 минут, и теперь пора идти дальше:
Торговая зона оформлена очень эффектно - в этом стамбульскому аэропорту, безусловно, не откажешь:
Учитывая утренний разлёт рейсов и обилие транзитных пассажиров, количество народу было очень внушительным - прямо как в старые-добрые времена в Ататюрке. Только здесь всё-таки побольше места, и потому не задыхаешься от этого обилия.
Для начала захожу в Duty Free на закупки, а они в Стамбуле особо выгодные:
Закупившись подарками близким, смотрю на часы и вижу, что уже приближалось время посадки, а это значит, что нужно ускориться - гейт далёкий:
Некоторые Duty Free были ещё закрыты - именно поэтому я зашёл в центральный, так как правое крыло терминала ещё не было изученным мной:
Традиционное для Стамбула табло внушительных масштабов, но стоять разинув рот времени нет - оно как раз призывает поторопиться к моему гейту F17:
А коридор всей этой колоссальной плазы не спешит заканчиваться - быстрым шагом я шёл ещё пару минут:
Пока, наконец, не показался спуск к нашему пирсу:
Здесь, в его начале, находится большая зона отдыха, которую я ещё недавно лицезрел через ограду со стороны ВВЛ, когда вылетал в Анталью:
Вот, кстати, и сам внутренний сектор:
На этом участке из быстрого шага приходится ускориться почти до бега - мне ещё нужно добраться до самого конца пирса:
По ту сторону находятся переданные под ВВЛ 3 гейта (ныне - конвертируемые), где я бывал в тот раз:
Половина пути пройдена. Мимо одного из ещё не открытых Duty Free держусь правее:
Ближе к концу пирса появилась зона с обменником и одним из самых распространённых местных кафе, а также спуском в специальную комнату, где мусульманские паломники могут привести себя в порядок в соответствии с традициями (ихрам):
В самом же конце была большая зона отдыха с пальмами. Чудесное место, чтобы передохнуть при долгой пересадке:
Наш гейт прямо. Наконец-то дошли:
А за окном, увы, разочарование. Сегодняшний борт - тот же, с которого 2.5 недели назад начиналась первая поездка в Стамбул. А с другой стороны, символично - первый раз я на нём полетел на 412 рейсе, второй на 413.
Посадка началась на почти 15 минут позже указанного в посадочном времени. Некоторых пассажиров почему-то завернули на дополнительный досмотр - меня, к счастью, сия чаша миновала. Прохожу к телетрапу:
И по пути делаю ещё один кадр борта:
3. Перелёт Стамбул - Москва
Информация о борте:
Тип: Airbus A330-203
Бортовой номер и имя: TC-JND "Antalya"
Первый полёт: 09.06.2006
Дата поставки: 28.06.2006
Тестовая регистрация - F-WWYL
Информация о полёте:
Маршрут проходил мимо городов Бургас (Болгария), Крайова, Орадя (Румыния), Мишкольц (Венгрия), Попрад (Словакия), Тарнув, Белосток (Польша), Алитус, Вильнюс (Литва), Витебск (Беларусь), Смоленск и далее заход на посадку через Калужскую область и Новую Москву. Расстояние за счёт облёта Украины ровно на 1000 км длиннее - 2710 км.
Захожу на борт и по уже знакомому салону направляюсь к своему месту 22K (кстати, в прошлый раз на этом же борту я сидел на 23K):
Как и всегда, очень достойное расстояние между рядами:
Регулируемый брендированный подголовник и пряжка ремня в идеальном состоянии:
По соседству своего вылета в Мадрид ожидает A330-300 в необычной компоновке (ранее летал в японской Skymark, где имел салон исключительно из премиум-эконома). Turkish в итоге установили на них 40 кресел такого же бизнес-класса, как в обычных A321 и Б737, и 265 мест эконома с "попсовыми" креслами сомнительной комфортности Recaro CL3710. Потому данные борта не используются на длительных перелётах, за исключением грузовых.
По традиции для A330-200 система развлечений здесь новая, но с устаревшей бортовой камерой:
К слову, тогда были последние 2 недели масочного режима на борту Turkish Airlines, и всё ещё выдавали гигиенический набор с запасной маской и антисептическими салфетками:
По ту сторону перрона среди многочисленных бортов базового перевозчика затерялся и совсем редкий гость, единственный борт в арабской Mesk Air - грузовой Б747-400:
Вскоре отчаливают сразу два A330-300 с соседних гейтов:
Тем самым они расчистили вид на соседний пирс D, к которому на 2 фото подруливает борт, который раньше часто можно было увидеть у нас в Домодедово - A350-900 Singapore Airlines:
Буквально через минуту начали и нас буксировать, и открылся полноценный вид на соседний пирс. Гейт D8, к которому я прибывал на этом же борту в предыдущий раз, был занят стареньким A320:
Вот и наш гейт, чья посадочная галерея объединена с соседним:
Начинается инструктаж по безопасности, правда, снова с глюком системы, при котором картинка ролика-объявления перекрывается предупреждением об этом.
Сегодня в торце пирса F было просто какое-то утро A330 - сразу 5 бортов, включая наш.
Потихоньку начинаем руление. Параллельно нам отчалил один из A321neo Turkish Airlines:
Проезжаем внутренний сектор, примерно пополам занятый A321 и Б737:
Дальние стоянки со стройными рядами красных хвостов TK:
Взлетать будем с ближайшей к пирсу ВПП 36. Поворачиваем на исполнительный старт:
В итоге практически без него двигатели GE переходят на полную мощность, и мы начинаем стремительный разбег...
И на 6 минут позже расписания отрываемся от земли:
Сразу совершаем лёгкий правый поворот, прежде чем влететь в акваторию Чёрного моря:
До скорых встреч, Турция! Отлетев от берега, берём курс на Болгарию, и турецкая земля окончательно скрывается с глаз.
Посмотрим информацию о текущем полёте. Кстати, со временем в пути угадали просто ювелирно:
Тут мой просмотр неожиданно прервали ролики "Hello, Türkiye" и "Pangea", которые обычно крутят до взлёта. Видимо, слишком быстро прошло руление для того, чтобы их запускать.
Потихоньку я начал жалеть о том, что я не забронировал место по левому борту - утреннее солнце поистине слепило. На этот шаг я пошёл из-за в итоге не оправдавшей себя ставки на то, что будут красивые виды на Москву на посадке.
В кармашке всё без изменений - бортового журнала и не предвиделось:
Через примерно полчаса после взлёта показался Дунай, разделяющий Болгарию и Румынию. Ниже остались болгарский Русе и румынский Джурджу, соединённые проходящим через границу мостом:
Румынские равнины через несколько минут сменились Карпатами:
Населённый пункт Ступарей, река Олт, а на небольшом удалении - городок Рымнику-Вылча:
Вскоре горы стали выше и заснеженными - мы были в районе национального парка с забавным названием Градиштя-Мунчелулуй:
Примерно тогда же и подоспело обслуживание завтраком. Пусть и без альтернативы (как и всегда завтраки у турков), но всё было достойно и вкусно. Из напитков взял кофе с молоком и воду.
1) Закуска - овощная нарезка с оливками и овечьим сыром;
2) Горячее - омлет с томатом и тостом с сыром и ветчиной;
3) Десерт - малиновый йогурт.
За сытным завтраком время пролетало незаметно, и вот мы уже были над Венгрии. Вдалеке виднеется Дебрецен и местный аэропорт:
Венгерская река Тиса:
Где-то недалеко от границы со Словакией:
После завтрака решаю прогуляться по салону и заснять общие виды:
Багажные полки были с подсветкой над ними, а верхние панели стандартные и с индивидуальным обдувом, что не всегда характерно для A330:
Над словацкими Татрами совершаем довольно резкий поворот направо:
Это означало, что буквально несколько минут, и мы будем на середине пути:
После этого, как и на предыдущем рейсе, по салону прошёлся экипаж и принудительно потребовал закрыть шторки иллюминаторов. Я сам был уставший после непродолжительного сна, видов интересных не было, потому решил вздремнуть. Когда проснулся через 45 минут, мы уже подлетали к польско-литовской границе:
Это снято где-то в предместьях Вильнюса. Сам город не было видно, так как путь пролегал ровно над ним:
Через полчаса мы уже были где-то над Смоленской областью, и до начала снижения оставалось совсем недолго:
После начала снижения показались окрестности Вязьмы, включая местный аэродром:
Над Московской областью совершаем поворот направо в направлении Вереи и Калужской области:
Парк "Этномир" в Калужской области. Довольно интересное место, бывал там однажды:
И не менее замечательный город Боровск, известный в том числе тем, что именно там начинал свою научную деятельность К.Э. Циолковский:
Военный аэродром Ермолино:
Деревни Машково и Спас-Прогнанье - интересное, конечно, название:
Радиолокационная станция "Дунай-3У" недалеко от Чехова:
Где-то в окрестностях села Вороново пересекаем Калужское шоссе:
Московское малое кольцо ("малая бетонка"), а между ними посёлок Шишкин Лес - 2:
После поворота выходим на глиссаду. Сегодня будем садиться с юга
Деревня Акиньшино, что в нескольких километрах от Внуково:
И прилегающие немногочисленные леса:
До касания остаётся совсем недолго - вот уже Киевское шоссе и даже предместья аэропорта:
Всего на 3 минуты раньше расписания плавно касаемся ВПП 01 Внуково. Сегодняшний перелёт выдался несколько дольше обычного на приблизительно 15 минут - сказалась не самая высокая скорость из-за ветра на многих участках. Выпускаем спойлеры:
Добро пожаловать домой!
Сворачиваем к терминалу, а по другую сторону ВПП остаётся стоянка правительственных бортов:
Вслед за вереницами азуровских бортов нас встречает SSJ Азимута с притаившимся позади Б767-200 Ютэйра:
Вот это сюрприз! Собственной персоной одна из легенд советского авиапрома - Як-40 Вологодского авиапредприятия:
Проезжаем мимо отдыхающего A330 iFly и такого маленького на фоне нас CRJ (теперь, кстати, не Bombardier, а Mitsubishi) Руслайна:
И поворачиваем к тому же самому гейту 19, с которого я улетал и днём ранее, и в апреле. В общем, этот гейт у меня связан только с A330-200 Turkish Airlines.
Менее чем через 10 минут после остановки начинается высадка:
Впервые на борту A330-200 камера не подвела с фокусом, и получилось на выходе мельком заснять бизнес-класс:
4. Аэропорт Внуково, Терминал A
Прощаюсь с экипажем и покидаю борт по телетрапу:
Снимаю напоследок наш борт. Имя у него, пожалуй, особо значимое для нашего туриста.
Путь по длинному коридору занял более 5 минут - сказывается, что 19 гейт - предпоследний в международной зоне:
Иду себе спокойно, иду, и вдруг вижу издалека борт - думаю, что же Белавиа забыла во Внуково (через пару месяцев они всё-таки начали сюда летать, кстати). Прохожу далее и вижу, что это не Белавиа, а Aircompany Armenia - армяне ещё не успели перекрасит борт:
Следом ещё один борт из солнечного Еревана - на сей раз это FlyOne Armenia:
На паспортном контроле ожидал почти коллапс (в местных масштабах, разумеется) - в длинной очереди с нашего рейса я провёл без малого 15 минут. Конечно, тут я не застал времена с чартерами на Б747-400 России или Б777 Азура - но всё-таки во Внуково никогда ранее так не попадал.
Отдав заполненную анкету (с 15 июля, кстати, их больше не требуется заполнять), направляюсь к своей ленте. Пусть и пришлось долго простоять на паспортном, зато багаж ждать почти не пришлось:
Пройдя таможню, выхожу в зал прибытия:
Далее предстояла дорога домой, но это уже совсем другая история. На этой позитивной ноте откланиваюсь с очередной стамбульской серией. Переделывая слова Анатолия Вассермана - будет следующая неделя, будет следующий обзор! Обзор, кстати, будет очень нетривиальным - он будет посвящён одному из двух последних оставшихся A340-500 в мире.
Подведём итоги:
- Аэропорт Стамбул - 5. Крайне удобный для пассажира аэропорт, настоящий город в городе с внушительными расстояниями и обилием торговых точек и зон для отдыха.
- Turkish Airlines - 5. Комфортные борта и приятное обслуживание, вкусное питание - что ещё нужно для счастья?
- Аэропорт Внуково - 4. Паспортный контроль подкачал, а в остальном всё оперативно.
ВК - @a321lufthansa (мой профиль); @a321lufthansaofficial (группа).
Instagram - @a321lufthansa.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
© A321Lufthansa