Приветствую всех!
В мае понадобилось вновь отправляться в величественный город контрастов Стамбул. На этот раз подвернулась возможность остаться там с ночёвкой, чем я непременно воспользовался, так как данный вариант идеально подходил по наличию билетов.
Если в апреле альтернативами Turkish Airlines были лишь Red Wings и Ираэро на Суперджетах, то теперь на линию вернулся Аэрофлот с выкупленными A330-300. Конечно, их устаревший салон в подмётки не годится перекомпонованным турецким A330-200, поэтому выбор был очевиден - да и по наличию билетов оставались лишь турки. Изначально моя поездка должна была состояться на два дня раньше вечерними рейсами в обе стороны, однако по вынужденным обстоятельствам пришлось перебронироваться. Из-за покупки билетов через контрагента пришлось ехать до Внуково - сайт TK позволяет поменять онлайн только купленные на нём билеты. Благо от меня до Внуково всего полчаса, да и перебронирование вышло бесплатным.
Содержание обзора:
1. Услуги Turkish Airlines перед вылетом
2. Аэропорт Внуково, Терминал А
3. Перелёт Москва - Стамбул
4. Аэропорт Стамбул
1. Услуги Turkish Airlines перед вылетом
Процедуры при управлении бронированием у Turkish Airlines за короткий срок не поменялись - однако, в этот раз за выбор мест пришлось заплатить в районе полутора тысяч рублей за сегмент.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На онлайн-регистрации я подтвердил заранее выкупленные места, причём система позволила их подтвердить на оба рейса:
2. Аэропорт Внуково, Терминал A
По традиции прибываю в аэропорт чуть более, чем за 2 часа до вылета - он был в 6:25, потому приехал я как раз на самом рассвете:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вход во Внуково всё так же работал один, и, быстро пройдя досмотр, совершаю марш-бросок к своим стойкам регистрации:
https://www.airlines-inform.ru/license/
У Turkish Airlines они всегда одни и те же - с 82 по 89, а дополнительные открываются только для получартерных рейсов в Анталью:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В очереди на регистрацию пришлось провести порядка 15 минут, и в отличие от прошлого раза, спросили QR-код о вакцинации с Госуслуг. Наконец выдают посадочный - гейт всё тот же, что и в прошлый раз - 19. Для A330-200 турков редко бывают исключения в этом плане.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Табло внушительных масштабов - как видно, мой рейс является ближайшим международным на вылет:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Несмотря на ранний час и пока что единственный мой рейс, народу на предполётных формальностей было много - как раз большинство пассажиров с моего рейса, поэтому их прохождение заняло без малого 20 минут. Наконец оказываюсь в чистой зоне:
Поначалу я решил прогуляться к ротонде, освещённой рассветом. Пожалуй, в такие часы это самое живописное место чистой зоны Внуково:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Заодно я решил проверить, можно ли попасть в бизнес-зал Turkish Airlines Lounge Istanbul, как в прошлый раз. Оказалось, что попасть можно, но цена почему-то теперь уже была все 4000 рублей вместо 2100 в апреле. Разумеется, отдавать столько за получасовое пребывание (а примерно столько оставалось до начала посадки) жаба задушила.
И потому я решил потихоньку выдвигаться в сторону гейта - теперь открыли прямой проход от бизнес-зала к дальним гейтам, который в апреле был загромождён блоками сидячих мест.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом с моим гейтом стал потихоньку собираться народ с рейса:
В другую сторону же не было ни единой души - оно и неудивительно, так как следующий международный рейс вылетает из другого конца чистой зоны:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мой борт на тот момент только недавно прибыл, и потихоньку начиналось его обслуживание:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пока же решаю расчехлить телеобъектив и заняться немного споттингом. Разнообразие правительственных бортов по ту сторону перрона радует глаз:
Жить с такими видами, конечно, рай для споттера. https://www.airlines-inform.ru/license/ А вот насчёт шумоизоляции сомневаюсь.
https://www.airlines-inform.ru/license/
CRJ Руслайна в обеих раскрасках:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Перерегистрированные Боинги Azur Air во всей красе. Увы, почти со всеми Б777 авиакомпании пришлось расстаться, вернувшись к гегемонии очень возрастных Б767:
Между ними отдыхает один из немногих A330 iFly:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Этому Б737-500 Ютэйра днём предстоит лететь в Ереван:
https://www.airlines-inform.ru/license/
После небольшого споттинга пришло время возвращаться к гейту. На его табло уже вывели рейс:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Обслуживание борта тем временем пошло полным ходом, а это значит, что посадка начнётся с минуты на минуту, потому никуда не присаживаюсь, а занимаю выгодную позицию, чтобы потом не стоять в больших очередях.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
К слову, спереди это не очень хорошо можно рассмотреть, но сегодняшний борт с прошлого года носит ливрею Team Türkiye в честь турецкой олимпийской сборной:
https://www.airlines-inform.ru/license/
И действительно, в 5:30 (за 55 минут до вылета) началась посадка. В числе первых прохожу на борт:
https://www.airlines-inform.ru/license/
3. Перелёт Москва - Стамбул
Информация о борте:
Тип: Airbus A330-203
Бортовой номер и имя: TC-JNB "Konya"
Первый полёт: 16.11.2005
Дата поставки: 21.12.2005
Тестовая регистрация - F-WWKF
Информация о полёте:
Маршрут полёта немного отличался от апрельского и проходил над северной Беларусью (Витебск), Литвой (Вильнюс, Алитус), Польшей (Варшава, Краков), Словакией (Попрад), Венгрией (Мишкольц, Дебрецен), Румынией (Сибиу, Бухарест) и Болгарией (Варна). Расстояние более чем на 1000 км превысило маршрут по прямой и составило 2832 км.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В числе первых захожу на борт и попадаю сразу в салон эконом-класса, где с конца 2017 установлены обновлённые кресла:
Прохожу к своему месту в самом начале второго салона - 21K (это его второй ряд). Люблю такие места за ощущение простора впереди в связи с близостью аварийного выхода и всего одним рядом впереди.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подлокотник и подголовник кресла почти что блестят новизной - лёгкие следы эксплуатации всё-таки есть:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Салон весь брендированный с фирменными гравировками, и пряжки ремней безопасности тому не исключение:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Каждое кресло оборудовано выдвижной подножкой, что, конечно, весьма и весьма удобно:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Для пользования системой развлечений были заранее разложены упакованные наушники:
https://www.airlines-inform.ru/license/
За бортом был озарённый лучами утреннего солнца перрон:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Система развлечений здесь обновлённая, предпоследнего поколения:
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот про бортовую камеру этого никак не скажешь - качество дай Бог чтобы 240 пикселей, а сверху высвечивается старый логотип а/к:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Посадка подошла к концу довольно быстро, и буксировка начинается аж за 15 минут до планируемого времени вылета. Тогда же запускают инструктаж по безопасности, но из-за какого-то сбоя в системе картинка перекрылась значком "Идёт объявление". В прошлый раз такого не было...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Инструктаж сразу же сменился рекламным роликом "Hello, Türkiye":
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через несколько минут приступаем к рулению. Традиционно для Внуково много бортов Победы на перроне:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот у терминала разнообразия побольше - и Б737-800 Ютэйра, и SSJ России, и Б767 Azur Air в Сочи:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пунктуальность данного рейса прямо удивила! До планируемого времени вылета ещё почти 10 минут, а мы уже почти на точке исполнительного старта:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Недолго мы простояли - почти сразу же начинаем стремительный разгон...
В 6:19, на 6 минут раньше расписания, мы плавно отрываемся от земли:
Внуковские ангары с вереницами правительственных бортов остаются внизу, а выше как на ладони открылись западная и северо-западная часть столицы:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Теперь посмотрим и на окрестности Внуково - Боровское шоссе и деревня Марушкино:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Толстопальцево, Кокошкино и Шарапово:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Деревня с необычным названием Большое Свинорье:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом с Апрелевкой совершаем резкий поворот направо...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На переднем плане - развязка Киевского шоссе с дорогой на Крёкшино:
https://www.airlines-inform.ru/license/
После поворота как на ладони открывается вид на ярко освещённую Москву и Внуково на переднем плане. С таким курсом взлёта я уже не надеялся на такие виды, но за счёт резкого поворота всё-таки повезло!
Через минуту сворачиваем налево, и Киевское шоссе за бортом сменяется Минским:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Показывается величественный Главный храм ВС РФ:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А следом военный аэродром Кубинка:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наш борт тем временем продолжает набор высоты, летя параллельно Минскому шоссе:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вдали Рузское и Озёрнинское водохранилища:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через несколько минут мы заняли крейсерский эшелон, и можно пройтись по салону, засняв несколько общих видов:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Традиционные для A330 багажные полки и верхняя панель - на удивление, здесь на редкость для данного типа есть индивидуальный обдув:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В кармашке на этом рейсе была лишь инструкция по безопасности:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через полчаса мы были над Беларусью, и за бортом виднелись Ушачские озёра, что в Витебской области:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Нарочанские озёра, находящиеся в Минской области недалеко от литовской границы:
https://www.airlines-inform.ru/license/
И лежащие неподалёку Свирские озёра:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тут подоспело обслуживание - сегодня был такой же рацион на завтрак, как в апреле. Нужно сказать, что хоть блюда и редко меняются, но на вкус они беспроигрышны, и на этот раз было всё так же очень вкусно.
1) Закуска - овощная нарезка с оливками и овечьим сыром;
2) Горячее - турецкая выпечка с сыром бёрек со шпинатом;
3) Десерт - миндальное пирожное.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Среди напитков теперь вновь стал доступен вишнёвый сок:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Во время обслуживания завтраком мы пролетали Вильнюс - сегодня повезло его увидеть, потому что обычно маршрут проходит чётко над ним, и потому ничего не видно:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Река Неман с прилегающим к ней заповедником:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Озёра Гилутис и Симно:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Литва закончилась достаточно быстро, и началась Польша. Город Ломжа:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Где-то в этот момент по салону прошёлся прошёлся экипаж с требованием принудительно закрыть шторки иллюминаторов. Конечно, это несколько расстроило, поэтому пришлось снимать забортные виды тайком. Вот и Варшава с рекой Висла. Рядом можно разглядеть и аэропорт Варшавы, через который я летал в начале 2020 местным нацпером LOT (Москва - Варшава и Варшава - Вена).
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тут, признать, и меня склонило в сон почти на полтора часа, тем более что занимательные забортные виды сменились густой облачностью. Прежде чем отдаться в царство Морфея, я прошёлся по салону ещё раз:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проснувшись, вновь открываю шторку иллюминатора - а там уже болгарский Солнечный Берег, чуть далее в облаках скрылся Бургас:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На экраны вывели информацию о стыковочных рейсах. Сразу бросается в глаза по количеству стыковочных рейсов, что ныне Стамбул по сути единственный путь в Европу:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Суша сменилась морской гладью, но ненадолго - совершаем поворот над Чёрным морем в сторону турецкого побережья:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Что символично, первым населённым пунктом, показавшимся на турецкой земле, стал городок с говорящим названием Ататюрк - а следом ещё несколько окраинных посёлков провинции Стамбул:
Черкезкёй и Чорлу с местным аэропортом, что в провинции Текирдаг. Из этого аэропорта лишь изредка летают рейсы в Анкару.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Посёлок Сеймен на границе провинций Текирдаг и Стамбул:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через минуту показалось Мраморное море с городом Мармара-Эреглиси, после которого берём курс собственно на Стамбул:
https://www.airlines-inform.ru/license/
На горизонте виднеются горы на противоположном берегу моря:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Город Бейликдюзю, входящий в Большой Стамбул и находящийся в 43 км к западу от его центра:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Лагуна Кючюкчекмедже, а на её другом конце старый стамбульский аэропорт Ататюрк, где теперь остались лишь некоторые рейсы частной авиации и база техобслуживания бортов:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Эта лагуна дала название и одноимённому населённому пункту, также входящему в состав Стамбула:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Олимпийский стадион имени Ататюрка, находящийся в районе Башакшехир:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Водохранилище Сазлыдере Баражи - именно на его базе (а также на базе вышеупомянутой лагуны) планируется соорудить Стамбульский канал, который станет полноценным дублёром Босфора:
Под нами городок Арнавуткёй, находящийся в непосредственной близости от стамбульского аэропорта, а это значит, что до касания остаются считанные минуты:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Платная дорога О-7, огибающая Стамбул с севера - по её бесплатному дублёру я чуть позже поеду в город:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Служебные постройки аэропорта, среди которых штаб служб Turkish Airlines и цех бортового питания:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Посадку сегодня совершаем на дальнюю полосу 34L, а это значит, что рулить до терминала придётся ощутимо дольше, чем обычно:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В 9:49 (на 36 минут раньше расписания) совершаем плавное касание полосы. Добро пожаловать в Стамбул!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Диспетчерская башня с одним из нескольких ангаров Turkish Technic и нашим одиноким собратом:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Съезжаем с полосы и начинаем довольно долгий путь до стоянки:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Местный метеорадар:
https://www.airlines-inform.ru/license/
За нами совершает посадку самый новый Б777-300ER во флоте Turkish Airlines, прибывший из Канкуна:
https://www.airlines-inform.ru/license/
У грузового терминала DHL стоят несколько A300 MNG Airlines - во многом раритеты по нынешним меркам:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Путь к терминалу немалый - нас отправили в обход ближайших к нему ВПП, и это позволило поближе рассмотреть многие постройки аэропорта - это, например, метеорологическая служба:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Офис оператора наземного обслуживания Çelebi - к слову, распространённого и за пределами Турции:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Цех бортпитания DO&CO - именно здесь готовят вкуснейшее бортовое питание для рейсов Turkish Airlines. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Следом идёт ранее замеченный головной офис различных служб Turkish Airlines:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сразу две новинки флота Turkish Airlines - A350-900 (снятый борт на тот момент был новейший во флоте) и Б787-9. К слову, на первом мне скоро предстоит полететь:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Погода сегодня просто отличная на фоне пасмурного апреля, а это значит, что в свободное время получится сполна насладиться городом:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подъезжаем к терминалу. Конечно, со стороны размах поражает:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот и наш сегодняшний гейт A9 - один из самых дальних в терминале:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Всего наше руление заняло 15 минут - и это ещё повезло, что относительно нашего маршрута гейт прибытия наоборот ближайший возможный:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Красивый, конечно, бортовой номер у этого Б777 - TC-JJJ. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через 7 минут довольно оперативно начинается высадка. Полёт прошёл приятно и быстро, и за это отдельно благодарю экипаж перед выходом:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
4. Аэропорт Стамбул
Неспешными темпами покидаем борт и выходим по телетрапу:
https://www.airlines-inform.ru/license/
По соседству припарковался совсем редкий гость - A310 Mahan Air из солнечного Ирана:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поток с моего рейса уходит прямо по коридору, а я решаю прогуляться в конец галереи прибытия к самому дальнему гейту A11:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Народу в чистой зоне в тот момент было не очень много:
К сожалению, гейт, куда поставили мой борт, не позволяет удачно его заснять, так как находится в дальней части целой связки телетрапов для сразу трёх гейтов:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот так выглядит вся эта монструозная конструкция сверху:
https://www.airlines-inform.ru/license/
У соседних двух гейтов были сразу 2 A321neo Turkish Airlines - на одном из таких мне однажды довелось полетать:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь находится самый дальний край терминала, откуда открывается вид на терминал и привокзальную площадь:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Теперь пора выдвигаться по коридорам в сторону выхода. Терминал в Стамбуле, конечно, очень стильный - по мне так он давно заслуживает место в пятизвёздочном топе Skytrax, но это ребята очень продажные - ставшая по уровню обслуживания лоукостом и имеющая довольно посредственный комфорт на борту Lufthansa у них до недавнего имела 5*, зато Turkish они понизили до 3*...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Данный сектор, видимо, чаще всего весьма и весьма немноголюдный - так было и в прошлый раз:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь новинок флота Turkish Airlines также много - сразу 2 Б787-9 и замеченный ранее A350:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Длинный коридор пирса наконец-то заканчивается, и теперь пора идти на спуск к паспортному контролю:
Здесь царство Turkish Airlines разбавили редчайший A318 TAROM и A320neo Air Astana:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
С этим Б777 мы ранее пересеклись, когда только съехали с ВПП:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Спускаемся в просторный и светлый коридор прибытия, в котором уже не раз бывал до этого:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На паспортный контроль очередей практически не было - у каждой из кабинок максимум 1 человек. Турецкие пограничники никогда не задают вопрос, только иногда могут попросить посмотреть в камеру.
https://www.airlines-inform.ru/license/
За 3 минуты я всё прошёл, и пора идти дальше:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Спускаюсь к залу выдачи багажа:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Большой Duty Free на прибытии - это, конечно, вещь. Здесь же узнаю заранее, с какой ленты буду получать багаж:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Закупившись по мелочи всем необходимым, выдвигаюсь в сторону своей ленты:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сегодня багаж с моего рейса выдают на ленте 24, что в самом конце зала выдачи багажа:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Багаж не пришлось долго ждать - видимо, с моего рейса я был одним из немногих тех, у кого Стамбул - конечный пункт. Теперь пора идти дальше, попутно попробовав обменять деньги на лиры - но комиссия оказалась слишком большой, потому поменял минимальную сумму, достаточную для такси. В общем, к обменникам в Турции стоит подходить очень избирательно, а в такси и заведениях общепита можно спокойно рассчитаться валютой и получить сдачу в лирах.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выхожу в зал прибытия и направляюсь к выходу по тому же маршруту, что и в тот раз. Теперь я был уже научен горьким опытом с агрегаторами и потому взял такси на месте.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Впереди был замечательный день в Стамбуле и затем обратный перелёт, но это уже совсем другая история - теперь же пора подвести итоги данного рейса:
- Аэропорт Внуково, Терминал А - 5-. На предполётных формальностях потерял довольно много времени, так как было достаточно мало работающих кабинок паспортного контроля и рамок досмотра.
- Turkish Airlines - 5. Как всегда, достойный A330-200 с обновлённым салоном и замечательное обслуживание.
- Аэропорт Стамбул - 5. Замечательный аэропорт, где чисто, уютно, просторно, но за счёт постановки к дальнему гейту пройти пришлось, судя по шагомеру, ощутимо побольше километра.
ВК - @a321lufthansa (мой профиль); @a321lufthansaofficial (группа).
Instagram - @a321lufthansa.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
© A321Lufthansa
Следующий обзор: Стамбул - Москва на A330-200 Turkish Airlines