В декабре 2014 года во второй раз в своей жизни совершил перелет на рейсах латвийской авиакомпании airBaltic. Выбор в пользу данного перевозчика был сделан благодаря самым низким ценам на маршруте Хельсинки-Москва, прилету в удобный мне аэропорт Внуково, а также возможности сделать в Риге разрыв между рейсами 20 часов и посмотреть этот прибалтийский город.
Итак, информация о рейсах.
1) Хельсинки-Рига, 8 декабря 2014 г.
Рейс BT-304, вылет в 15:15, время полета чуть менее 1 часа.
2) Рига-Москва(Внуково), 9 декабря 2014 г.
Рейс BT-414, вылет в 12:55, время полета почти 2 часа.
Самолет на обеих рейсах - Bombardier Dash 8 Q400.
Далее обо всем по порядку.
1. Покупка билетов на сайте airBaltic
Начну издалека - с регистрации на рейс. Как уважающая себя современная авиакомпания, airBaltic предоставляет возможность зарегистрироваться онлайн у себя на сайте www.airbaltic.com
https://www.airlines-inform.ru/license/
Нужно сказать, если не пройти регистрацию предварительно на сайте, то в аэропорту эта процедура обойдется Вам 10 евро. Впрочем, авиакомпания позаботилась об информировании пассажиров. По наступлении времени начала онлайн-регистрации на электронную почту приходит письмо, в котором некий счастливый Крис в форме пилота airBaltic предлагает пройти на сайт для регистрации.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В этом же письме не менее счастливые девушки предлагают не забыть потратить немного денег на еду и резервирование места.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вообще, airBaltic активно использует в своей коммерческой деятельности подходы лоу-кост авиакомпаний. При дешевой стоимости авиабилетов любые услуги предлагаются за дополнительную плату. Даже багаж бесплатно сдать нельзя.
Цены такие:
Выбор места в салоне - 20 евро;
Сдаваемый багаж - 1 место 20 евро, 2 места 70 евро, 3 - 105 евро, 4 - 140 евро, 5 - 175 евро;
Спортивное оборудование - по 20 евро за место, но нужно выбрать заранее тип оборудования (горные лыжи, сноуборд, дайвинг, рыбалка, гольф, хоккей и т.д.);
Горячее питание - 9 евро;
Регистрация на стойках бизнес-класса - 15 евро.
В общем, на этом все. Если от всего отказываться, то посадочный талон дает право только на проход в самолет, без каких-либо услуг во время полета.
https://www.airlines-inform.ru/license/
По окончании регистрации на электронную почту приходит письмо с посадочным талоном. Его можно либо распечатать, либо скачать на свой смартфон через имеющийся тут же QR-код.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Теперь в полет.
2. Аэропорт Хельсинки Вантаа
В столице Финляндии имеется всего один аэропорт, который носит название Вантаа. У меня было предостаточно времени перед вылетом из Хельсинки, потому я сумел досконально изучить аэровокзал и привокзальную площадь.
Аэровокзальный комплекс состоит из 2-х пассажирских терминалов, которые располагаются буквой "Г" и соединены пешеходной галереей. Далее схема терминалов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Основным считается Терминал 2, который новее и крупнее. Из него выполняются рейсы национального перевозчика Финляндии Finnair, а также средне- и дальнемагистральные рейсы других авиакомпаний, включая российский Аэрофлот.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Правее расположен Терминал 1, предназначенный для региональных и ближнемагистральных рейсов. Именно в этом терминале обслуживается airBaltic.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Если осмотреть аэропорт на 360 градусов, тогда еще правее Терминала 2 будет большая многоэтажная парковка...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и офисные здание администраций аэропорта и авиакомпании.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Добраться до аэропорта за 30 минут можно на фирменном автобусе Finnair, который днем курсирует через каждые 20 минут между железнодорожным вокзалом Хельсинки и Терминалом 2 аэропорта, с заездом в Терминал 1.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
К слову сказать, в 2015 году к аэропорту планируют подвести железную дорогу и пустить Аэроэкспресс. Реклама этого поезда уже висит в коридорах аэропорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Заходим внутрь. Главный вход - в Терминал 2.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Внутри нас встречает эскалатор и большое табло. Первый этаж - прилет. Второй этаж - вылет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наверху снежинки. Все-таки скоро Рождество и Новый год.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рейсы Finnair обслуживаются в центральной части, а иностранных авиакомпаний - в левом крыле терминала (фото этого крыла ниже).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Я же двинулся по переходу в свой Терминал 1 на вылет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
"Водораздел". Налево - Терминал 2, направо - Терминал 1.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Люблю, когда в аэропортах встречается что-то необычное. Вот, например, здесь - выставка работ какого-то финского фотографа на креативную тему "Антигравитационные женщины".
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Табло вылетов и прилетов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Еще один плюс аэропорту - киоск с доступом в Интернет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Минут через 5 ходьбы попадаем в Терминал 1.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь под потолком висит какое-то насекомое, напоминающее стрекозу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Регистрация на первом этаже, выход на посадку на втором. Проход через эскалатор.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Стойки регистрации airBaltic оказались в самом конце здания.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид Терминала 1 снаружи.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проходим спецконтроль и попадаем в зону вылета. Здесь все стандартно - магазины и выходы на посадку.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
"Для галочки" заглянул в зону прилета Терминала 1 - зал выдачи багажа.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мимо проехал наш Бомбардье.
https://www.airlines-inform.ru/license/
И, вскоре после этого, началась посадка.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На региональные самолеты телетрапы не положены. Едем на автобусе, а потом под дождем садимся в самолет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом стоит ATR 72 авиакомпании Flybe Nordic. Отличные обзоры полетов на таком ATR 72 недавно опубликовал Дмитрий (Mr.Aero).
https://www.airlines-inform.ru/license/
3. Bombardier Dash 8 Q400 авиакомпании airBaltic
В последние годы стратегия развития латвийской авиакомпании airBaltic сместилась с магистральных на региональные маршруты. Перевозчик с одной стороны, отказался от использования крупных самолетов Боинг-757, а с другой стороны нарастил парк региональных турбовинтовых Bombardier Dash 8 Q400. Сегодня в парке авиакомпании летает 12 таких лайнеров. Кроме них, еще эксплуатируются 8 Боинг-737-300 и 5 Боинг-737-500.
Латвийские Bombardier Dash 8 Q400 оставляют очень хорошее впечатление. Имеют моносалон из 76 кресел экономического класса. Кресла имеют кожаную обивку и расположены по схеме 2+2.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Светло-серые панели стен, потолка, багажных полок выглядят чисто и свежо.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Понравились лампочки верхнего освещения. Придают салону какую-то "люксовость" дорогого автомобиля.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Туалет в норме. Самолет небольшой, рейсы короткие. Потому нагрузка на сан.узел минимальная.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Инструкция по безопасности.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Во время полета обслуживания со стороны бортпроводников нет никакого. Все, что может быть необходимо пассажиру, написано бортовых журналах, имеющихся в кармане каждого кресла.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Что можно сделать пассажиру в полете? Во-первых, перекусить и чего-нибудь выпить. За дополнительную плату это возможно. Цены доступные, особенно в сравнении с авиакомпаниями Западной Европы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Во-вторых, что-нибудь купить. Для этого имеется отдельный каталог airBaltic Shop.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Удивило также, что много чего можно купить за "пины" - так называются баллы, начисляемый участникам бонусной программы авиакомпании airBaltic. Ассортимент товаров и услуг начинается с фирменных сувениров авиакомпании.
https://www.airlines-inform.ru/license/
И заканчивается такими экзотическими вещами как, например, полеты в аэротрубе или даже на реактивном самолете Л-39, туры на гору Килиманджаро, уикенд в Париже и т.п.
https://www.airlines-inform.ru/license/
50 минут полета из Хельсинки до Риги пролетают незаметно. Пока летели, уже стемнело. Аэропорт Риги в огнях.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наш и соседский лайнеры по пути от стоянки в аэровокзал.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
4. Аэропорт Рига
Рижский аэропорт встретил хмурым и невзрачным залом прилета.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Главные воздушные ворота Латвии представляют собой аэровокзал советской постройки, незначительно расширенный и модернизированный. Со стороны привокзальной площади вообще практически ничего не изменилось.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В двух шагах от аэровокзала и офис администрации аэропорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поскольку время на пересадку специально планировал по максимуму, то успел съездить в исторический центр города. На обычной городском автобусе от аэропорта в центр можно доехать всего за 20 минут.
Привет из новогодней Риги!
https://www.airlines-inform.ru/license/
На следующий день спокойно собрался и проследовал в аэропорт на вылет.
При дневном свете аэровокзал выглядит еще зауряднее, чем вечером. Стандартная бетонно-стекольная коробка "а-ля СССР".
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Офис отделали сайдингом получше.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Впрочем, внутри аэровокзал выглядит гораздо приятнее. Здесь уже все отделано современными красивыми материалами.
Зона регистрации на рейсы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Табло вылетов/прилетов и рядом лестница на второй этаж, где находится спецконтроль и стерильная зона.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Схема аэропорта. По ней видно, что аэровокзал расширялся за счет пристройки помещений вглубь перрона.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кафе и магазинчики внутри, как и положено.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Из плюсов - много доступного остекления. Практически отовсюду можно наблюдать летное поле.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот рулит на стоянку наш самолет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тут же садится Боинг-737.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Еще один Бомбардье обслуживается рядом с аэровокзалом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Интересная особенность аэропорта. Такого я раньше нигде не встречал. Пограничный контроль производится не где-то далеко, перед входом в стерильную зону. Проверяют паспорта и ставят штампы об убытии прямо перед посадкой в самолет. На фото ниже в центре видны кабинки пограничников, а сразу за ними уже и выход на посадку.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наш самолет, прибывший всего несколько минут назад, уже готов принять на борт пассажиров до Москвы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Лететь от Риги до Москвы уже побольше, около 2 часов. Тем не менее, обслуживание ничем не отличается. Все, что написал выше, применимо и к этом перелету.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В заключение скажу, что оба рейса выполнялись точно по расписанию. Загрузка составляла около 50%. В целом, airBaltic оставила о себе приятные впечатления и доставила удовольствие от полета. Да и вообще, я люблю винтовые машины.
Наш Бомбардье по прилету во Внуково.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На этом все. Не прощаюсь, новые обзоры еще будут и не раз.