Раннее утро 23 февраля 2016 г. Сквозь тяжёлую облачность над аэропортом Гуарульюс несмело пробиваются лучи восходящего солнца. Накануне был перелёт из Стамбула длительностью более 13 часов, эпичный, и при этом давшийся легко. Я в Бразилии, но до сих пор не верится, что я перепрыгнул Атлантику и нахожусь на другом континенте...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как бы то ни было, мне предстоит перелёт авиакомпанией GOL в Рио-де-Жанейро.
Примерно так выглядит регистрация на рейс GOL в терминале 2 ВВЛ Гуарульюса. Онлайн-регистрация открывается за неделю(!!!) до вылета, и посадочный, распечатанный с сайта, на стойках при сдаче багажа даже не заменяют на фирменный. Свои распечатки я почему-то не сфотографировал ни на одном из перелётов с GOL. Но чего-то особенно примечательного в них всё равно не было.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Табло вылета внутренних рейсов. Моего рейса, время вылета которого 07:40, на нём ещё нет. По этому табло можно изучать географию Бразилии - представлены и север, и юг, и центральная часть страны.
https://www.airlines-inform.ru/license/
"Грязная зона" Т2, равно как и схема аэропорта, были показаны в обзоре перелёта в Сантьяго, и мне добавить к этому нечего, т.к. там были использованы все имеющиеся фотографии.
На контроле безопасности мой малогабаритный рюкзак с объективами, powerbank-ами, зарядными устройствами и аккумуляторами тщательно досматривают, уже было подумал, что заставят что-то оставить в аэропорту, но нет, меня в итоге отпускают.
Терминал 2 состоит из двух конкорсов - восточного и западного. Западный используется для внутренних рейсов, восточный поделен между ВВЛ и МВЛ, причём гейты МВЛ расположены в восточной части восточного конкорса, смотрящей на терминал 3, а гейты ВВЛ - в западной, смотрящей на западный конкорс. Таким образом, имеет место чёткая сегментация аэропорта на зоны МВЛ и ВВЛ.
Самая примечательная часть чистой зоны Т2 ВВЛ - галерея между конкорсами, имеющая панорамные окна, позволяющие наблюдать за жизнью на перроне. Около них установлены оранжевые и чёрные кресла, а пол покрыт ковровым покрытием, на котором при желании можно спать.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На стене напротив - симпатичные "картины" на тему аэропортовой жизни, рекламирующими слоган "новый аэропорт каждый день".
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сами конкорсы и накопители у гейтов выглядит невыразительно. Почему-то я сделал только пару кадров.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В качестве элемента, вносящего некоторое разнообразие, около одного из кафе есть "тук-тук" в итальянском стиле.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как и в Т3, здесь есть питьевые фонтанчики, но более примитивные. Но и так хорошо.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ну а теперь посмотрим на перрон. У западных гейтов восточного конкорса готовятся к вылету А320 и А321 ТАМ. Как можно видеть, терминал 2 снаружи выглядит серым и невзрачным.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Совершает посадку A332 Air Europa из Мадрида. Кстати, Air Europa приписана как раз к Т2.
https://www.airlines-inform.ru/license/
У восточных гейтов западного конкорса обслуживается B738 GOL, аналогичный тому, на котором я скоро полечу. За ним - хвосты его собратьев, а также TAM и Авианки.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
GOL Transportes Aereos (Gol Linhas Aéreas Inteligentes S.A) - вторая по величине авиакомпания Бразилии (после TAM), существует с 2000 года и является правообладателем бренда VARIG, однако имеет лишь небольшое отношение к существовавшей с 1927 по 2006 г. знаменитой первой бразильской авиакомпании - то был "старый" VARIG, а у GOL - "новый". GOL работает по схеме "гибридного" лоукостера: его тарифы несколько ниже, чем у конкурирующих полноформатных авиакомпаний, при этом в них включён бесплатный багаж 23 кг, а питание является чисто символическим. В этом он очень напоминает, например, Thai Lion Air. Однако латиноамериканская реальность такова, что летать за "три копейки", как в Азии, здесь пока что невозможно, хотя по мере роста латиноамериканского рынка авиаперевозок и увеличения конкуренции ситуация с ценами на внутриконтинентальные перелёты постепенно меняется к лучшему и время от времени на некоторые направления бывают весьма адекватные цены.
Маршрутная сеть GOL весьма обширна и охватывает собой всю огромную Бразилию, а также крупнейшие аэропорты Чили, Аргентины, Уругвая, Парагвая, Боливии, Суринама и Доминиканы, наглядно демонстрируя, что основным транспортом в Латинской Америке является самолёт.
Флот GOL состоит из узкофюзеляжных самолётов B737-800 и 737-700, причём среди них, несмотря на винглеты, немало весьма немолодых бортов. Ливрея авиакомпании, на мой взгляд, удачная - сочетание белого с апельсиново-оранжевым будет выглядеть оптимистично даже в хмурую погоду.
Сайт авиакомпании, адрес которого нанесён на самолёты, требует хотя бы примитивного знания португальского языка для покупки билетов. Отмечу, что этот сайт принимает к оплате не все российские карты, поэтому очень полезно иметь аккаунт в Paypal с привязанной картой. В моём случае было именно так. Билеты из Гуарульюса в городской аэропорт Рио Сантос-Дюмон и обратно обошлись примерно в 240 реалов.
По соседству с показанным выше типичным бортом GOL готовится к вылету не менее типичный A320 TAM
https://www.airlines-inform.ru/license/
Переместимся к западным гейтам западного конкорса. Здесь стоит А320 Avianca Brasil, за ним - стоянка узкофюзеляжных бортов внутренних рейсов. За деревьями - трасса, соединяющая аэропорт с Сан-Паулу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Правее над оранжевыми хвостами GOL совершает посадку португальский ТАПок А343 из Лиссабона, а в правой части кадра за вышкой слегка виднеется тёмно-синий терминал 1.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Авианку буксируют на запуск. Бразильцы в оранжевых и кислотно-зеленых жилетах смотрятся очень колоритно.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В737-700 GOL. Большая часть 700-х оранжевых "бобиков" не оборудована винглетами, однако на этом они в наличии.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Авианка в ливрее Старальянса.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Совершает посадку В772 Алиталии из Рима. Специфика европейских рейсов в Сан-Паулу (кроме KLM) такова, что они летят сюда ночью (т.е. являются red-eye), отстаиваются до вечера, раннего или не очень раннего (видимо, у бразильцев гуманные расценки за столь продолжительные стоянки бортов), и летят домой также навстречу ночи. Возможно, для многих ночные рейсы удобны, но я предпочитаю, чтобы полёт полностью или большей частью приходился на светлое время суток. Ночь не позволяет насладиться полётом в полной мере.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Е195 Азуля.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через такие незатейливые трапы производится посадка на узкофюзеляжники внутренних рейсов
https://www.airlines-inform.ru/license/
Фотографирую ещё один В738 GOL, и пора идти на посадку. Гейт с выходом к автобусу остался несфотографированным.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Автобус привозит к B738 с бортовым номером PR-GUL. Кстати, у GOL есть борт PR-GOL - пожилой 737-700, который, увы, выведен из эксплуатации ещё в 2012 году.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Фото самолёта в профиль со споттерского сайта
https://www.airlines-inform.ru/license/
С трапа открывается вид на ангар несуществующей с 2012 года грузовой авиакомпании VARIG Logistica. Ну а пассажирский VARIG канул в лету шестью годами ранее. Sic transit gloria mundi.
https://www.airlines-inform.ru/license/
GOL не состоит ни в одном альянсе и даже не состоит в IATA, но имеет кодшер с членами Skyteam - Delta и AirFrance-KLM, о чём свидетельствует наклейка на двери.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Компоновка салона - 178-183 кресла эконом-класса.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В передней части салона находятся кресла "комфорт+" с увеличенным шагом
https://www.airlines-inform.ru/license/
Места у аварийного выхода в середине салона
https://www.airlines-inform.ru/license/
"Простой" эконом. Шторки иллюминаторов опущены. Пассажиры сами откроют, кому надо https://www.airlines-inform.ru/license/. Кстати, несмотря на то, что самолёт уже не слишком молодой - 2011 года постройки, салон в нём новейшего типа - с овальными иллюминаторами и Sky Interior! За 4 перелёта с GOL это был единственный раз, когда мне достался самолёт с новым салоном.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Моё место изначально было 24F (места можно выбирать сразу при покупке билетов), однако соседи по салону попросили меня поменяться на 23F, я отказывать не стал. Место выбрано с правой стороны неспроста: фото ниже скажут сами за себя. Шаг кресел совсем не лоукостерский; более того, он больше, чем у всех эксплуатантов В738, которыми приходилось летать, и близок к шагу в дальнемагистральных самолётах! Ну а с шириной кресел чудес ждать не приходится: стандартные для узкого В737 17 дюймов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В случае приводнения самолёта в водоём предлагается использовать кресло в качестве плота.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В кармане кресла:
Safety card
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Платное меню. Цены умеренные, но не низкие. Но на коротких перелётах в таком питании и нет необходимости.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Журнал
https://www.airlines-inform.ru/license/
За окном - аналогичный борт с бортовым номером PR-GUT. Zehr gut!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Начинается буксировка на запуск
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проезжаем мимо ангара и грузового терминала, около которого стоят пассажирские B763 LAN и B738 GOL
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Терминал 1 со стоящим около него "Эмбраером" Азуля. Т1 - "бедный родственник" Т2 и Т3. Он мал, не имеет телетрапов и не связан с Т2 напрямую, добраться до него можно только на шаттле.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выруливаем на исполнительный и взлетаем
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как было написано на спинке кресла, "Descubre-se nas nuvens" - окажитесь в облаках!
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Внизу - река и пересекающая её автодорога
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ненадолго снова погружаемся в облачность...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и под крылом показывается побережье Атлантики
https://www.airlines-inform.ru/license/
Доворачиваем и продолжаем лететь над океаном
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Питание - вот в чём проявляется "лоукостерность" GOL. Пачка снеков и вода.
https://www.airlines-inform.ru/license/
И уже начинается снижение. Океан всё ближе. Гораздо ближе, чем вчера, когда я видел его с огромной высоты.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пробиваем облака...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и внизу показываются стоящие на рейде корабли
https://www.airlines-inform.ru/license/
Под крылом - длинная и узкая коса, на которую обрушивается мощь океанского прибоя
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Начинаются западные окраины Рио. С первого взгляда становится понятно, что город у океана - это круто!
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолёт отходит от береговой линии и справа появляются горы Тижука, являющиеся частью хребта Serra-do-Mar.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проходим над трассой, которая в правой части кадра ныряет в тоннель
https://www.airlines-inform.ru/license/
На этом кадре, который, с сожалению, получился нерезким - железная дорога. В Рио есть вокзал Central do Brasil, откуда есть железнодорожное сообщение с рядом пригородов Рио. Также муссируется тема постройки скоростной железнодорожной магистрали Рио - Сан-Паулу - Кампинас, но в целом с железными дорогами в Бразилии ситуация очень печальная - они вытеснены автобусами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В Рио, как и в Сан-Паулу, прилично выглядящие многоэтажки соседствуют с фавелами. Отличие состоит в том, что фавелы ютятся на крутых склонах Serra-do-Mar, а многоэтажные здания расположены внизу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мгновение, и в иллюминаторе появляется гора Корковаду со статуей Христа-Искупителя (Christo Redentor), которая является визитной карточкой Рио!
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолёт делает крутой левый поворот, справа остаётся вторая знаменитая достопримечательность Рио - Сахарная Голова (Pão de Açúcar)
https://www.airlines-inform.ru/license/
И после крутой глиссады почти в воду в последний момент появляется ВПП аэропорта Сантос-Дюмон. На видео заснято снижение и заход на посадку. Кроме показанных выше достопримечательностей, в кадр попали очень живописная гора с фавелой (если не ошибаюсь, это тот самый "Cidade do Deus" - "Город Бога"), над которой с крыла сходит конденсационный след, знаменитый стадион Маракана и залив Ботафого с яхтами около Сахарной головы.
Остров Ilha Fiscal с замком и фрагмент моста Рио - Нитерой за ним.
https://www.airlines-inform.ru/license/
A319 Авианки
https://www.airlines-inform.ru/license/
На пути к стоянке открывается вид на центр Рио. Аэропорт Сантос-Дюмон - истинно городской аэропорт, расположенный около делового центра города.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Желтый Азуль, мост в Нитерой и взлетающий собрат нашего борта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На выходе из самолёта в лицо ударяет горячий и влажный воздух. Здравствуй, Рио! Погода отличная, а ещё накануне вечером, когда я пролетал над Рио на могучем B77W "туркишей", всё было затянуто облаками. Вовремя я прилетел!
Рядом стоит кофемолка ATR72-600 Азуля
https://www.airlines-inform.ru/license/
Получаю багаж, и, в общем-то, про зону прилёта аэропорта Сантос-Дюмон сказать больше нечего.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На синем автобусе маршрута 2018, который курсирует между международным аэропортом Галеан (GIG) и главными пляжами города, еду на Ипанему. Фото не мое, для представления о том, как выглядят эти автобусы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Я провёл в Рио всего 3 дня, что очень мало. В этом удивительном городе надо задерживаться минимум на неделю. Но и за короткий срок увидеть можно многое.
Поскольку Рио - это город, где правит Его Величество Случай (в виде неравнодушных к чужой собственности жителей фавел, которые могут проникать в любой район города), я не стал искушать судьбу и всё снимал мыльницей и телефоном. Так что просьба простить за не слишком высокое качество снимков.
Статуя Христа-Искупителя на горе Корковаду, которая входит в состав национального парка Тижука - крупнейшего в мире парка, расположенного в городской черте.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Виды с горы Корковаду на Сахарную Голову, напоминающую стратовулкан (хребет Serra-do-Mar удивляет своими формами рельефа), залив Гуанабара, которому Рио-де-Жанейро обязан своим названием (1 января 1502 года португальские мореплаватели приняли Гуанабару за устье реки - наверное, накануне хорошо отметили Новый Год https://www.airlines-inform.ru/license/ ) и залив Ботафого со стоящими в нём яхтами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на аэропорт Сантос-Дюмон и город Нитерой на противоположной стороне Гуанабары
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на деловой центр города с кафедральным собором в виде усечённого конуса и мост Рио - Нитерой
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на стадион Маракана и оконечность Гуанабары, где на острове Губернатора расположен международный аэропорт Рио-де-Жанейро Галеан (GIG), названный в честь музыканта Тома Жобима, автора песни "The Girl from Ipanema".
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на оконечность Копакобаны, Ипанему (где я жил все 3 дня), Леблон, Лагуну, ипподром и ботанический сад Jardim Botanico.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Панорама Рио от аэропорта SDU до Леблона
https://www.airlines-inform.ru/license/
Панорама Рио от Сахарной Головы до аэропорта GIG
https://www.airlines-inform.ru/license/
В небе над Рио постоянно курсируют экскурсионные вертолёты. Такая прогулка по воздуху - удовольствие недешёвое, однако при помощи небольшой хитрости можно увидеть виды не хуже, чем те, которые видят пассажиры этих вертолётов. Скоро узнаете, как https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сахарная голова, на которую подняться можно только по канатной дороге.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Отсюда аэропорт SDU виден как на ладони, делая Сахарную голову идеальным местом для споттинга.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Гуанабара с надвигающейся на неё грозой и множеством стоящих судов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сахарная голова - одно из лучших место в Рио для наблюдения закатов. Если у вас много времени, можно провести здесь целый день за споттингом, а потом встретить закат.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рио интересен не только видами сверху.
Конический собор Св. Себастьяна и его отражение в высотках даунтауна
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Лестница Селарона
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Jardim Botanico
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Копакобана - самый знаменитый пляж на планете Земля и Леме - её продолжение
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Форт Caxias с его обитателями и видами на горы нац. парка Тижука
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Уютная и атмосферная Ипанема, которая мне понравилась гораздо больше Копакобаны. Выбор района проживания был абсолютно правильным.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мыс Апроадор на стыке Ипанемы и Копакобаны - отличное место для наблюдения закатов
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Время в Рио промчалось стремительно и настал день прыжка с атлантического побережья на тихоокеанское. О первой, короткой, части этого прыжка, оказавшейся очень насыщенной впечатлениями, и будет следующий обзор.