В июне 2015 года воспользовался услугами ирландской бюджетной авиакомпании Ryanair для перелетов из Риги в немецкий город Кёльн и обратно. Это был уже второй случай полетов с крупнейшим европейским лоукостером (смотреть обзор рейса Мадрид-Порту), потому интересно было увидеть, что изменилось за год. Тем более, что авиакомпания Ryanair уже третий год реализует программу по улучшению сервиса, которая предполагает создание своим клиентам более комфортных условий.
В рамках этой программы ирландский лоукостер уже уменьшил штрафы за изменение пассажиром условий перевозки, отказался от свободной рассадки в салоне, позволил брать на борт второй предмет ручной клади, а также ввел премиальные тарифы и услуги бизнес-класса. Заметно изменился и веб-сайт авиакомпании www.ryanair.com, который стал менее агрессивным, более приятным в пользовании. Исчезли навязчивые предложения покупки разных доп.услуг, теперь они предлагаются более спокойно и элегантно. Как выглядел сайт ранее, можно увидеть в моем прошлом обзоре про Ryanair.
Вылет из Риги
Нужно сказать, что мне было все равно куда лететь из Риги. Просто хотелось не ограничиться в своем автомобильном путешествии по Прибалтике только Латвией и Эстонией, а еще посмотреть что-нибудь в Европе. Город Кёльн из маршрутной сети Ryanair подошел лучше всего по цене, удобству расписания и своей интересности. К слову сказать, билеты туда-обратно на 3-х человек (2 взрослых +1 ребенок) обошлись мне в 195 евро при покупке за 2 недели до вылета.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Еще немного заплатил позднее за доп.услуги, расскажу об этом в ходе обзора. В общих чертах, в стоимость билета входит только сам перелет и провоз ручной клади в салоне весом до 10 кг. В целом, для обычного полета этого вполне достаточно. Остальные услуги, которые я покупал, были уже излишествами, без которых можно было обойтись. Кому интересно, смотри по ссылке перечень платных услуг Ryanair. Общее правило такое: если что-то хотите купить дополнительно, лучше делать заказ на сайте авиакомпании. Таким способом услуги продаются дешевле, чем при оформлении в аэропорту.
Переходим к полету. Наш рейс FR-3025 вылетал из Риги 9 июня 2015 года в 19:40 местного времени. Мы прибыли в аэропорт на своем автомобиле и оставили его на время поездки на парковке, которая находится у привокзальной площади, в 5 минутах ходьбы от аэровокзала.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Авиакомпания Ryanair позволяет регистрироваться на рейс дистанционно через свой сайт. Поскольку весь багаж помещается в рюкзаках, сразу же идем через контроль безопасности в чистую зону. "Однобордчане" уже выстроились в очередь на посадку.
https://www.airlines-inform.ru/license/
По-быстрому огляделся вокруг. За окном видна диспетчерская вышка аэропорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через пару минут на пустое место уже зарулил лайнер еще одного европейского бюджетного перевозчика - авиакомпании Wizz Air.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На фото выше особенно заметен старый "прикол" бюджетных авиакомпаний - подъехать к гейту с телетрапом и потом высаживать пассажиров через обычный колесный трап. Экономия...
Ryanair такие же. Только до самолета еще нужно ехать автобусом. Вид на аэровокзал со стороны перрона:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Хотел бы отметить, что пассажирский комплекс аэропорта Рига, изначально состоявший из аэровокзала-коробки советской постройки, уже раскинулся по перрону вширь и вглубь до довольно внушительных размеров и продолжает расширяться. Далее на фото новое крыло терминала - галерея с выходами на посадку.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А это уголок терминала, в котором осуществлялась посадка на наш рейс.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проезжаем мимо самого первого здания аэровокзала, за 20 лет изменившегося до неузнаваемости.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолет португальского чартерного перевозчика "White Airways" каким-то ветром занесло в Ригу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ну и НАТО тоже своим вниманием столицу Латвии не обделило. Вот такие "птицы" можно увидеть в рижском аэропорту - на фото ниже самолет-заправщик американских ВВС Boeing KC-135 Stratotanker, созданный на базе пассажирского Боинга-707.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Полет с Ryanair
Авиакомпания Ryanair на всех своих маршрутах эксплуатирует единственный тип самолета - Боинг-737-800. На рейсах из Риги и обратно салон был абсолютно таким же, как и в моем прошлом полете с Ryanair в Испании: кресла, обшитые темно-синей кожей и желтые багажные полки с перегородками.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На рейсе из Риги в Кёльн я забронировал за отдельную плату определенные места, чтобы всем нам троим сидеть рядом. Сделал это абсолютно зря. На обратном рейсе из Кёльна в Ригу бесплатные, автоматически назначенные при онлайн-регистрации места, оказались точно такими же - все 3 кресла рядом. В виде платных услуг Ryanair использует 3 уровня цен на бронирование мест - 5,99 евро за обычное кресло, 10,99 евро за кресла с увеличенным пространством для ног (у аварийных выходов) и 15 евро за места в первом ряду, которые считаются премиальными. Цены указаны при бронировании на сайте. Оформление определенного места в аэропорту будет стоить в 1,5 раза дороже.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Спинки кресел не откидываются, но места для ног достаточно много.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Неудобно также, что в креслах вообще нет никаких карманов. Обязательные инструкции по безопасности при этом наклеены прямо на спинки.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В туалетной комнате все в норме.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Загрузка на обеих наших рейсах (из Риги в Кёльн и обратно) составляла примерно 80-90%, то есть была высокой, но не полной.
Время полета составляет 2,5 часа. Чем в это время можно развлекаться на борту?
1. Поучаствовать в лотерее.
Весело и задорно, практически сразу после взлета и набора высоты, бортпроводник "втюхивал" в полете какие-то бумажки с лотереей. Я в этом аттракционе не участвовал, так как не понял вообще что это такое.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
2. Что-нибудь пожевать.
Питание и напитки на рейсах Ryanair платные. Впрочем, цены приемлемые и имеется даже какой-то ассортимент, из которого можно выбрать.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Себе, например, взял кофе за 3 евро и хлопья за 2 евро.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ребенок перекусил кофе и кексом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
3. Купить что-нибудь из товаров "duty-free".
Хотя как Латвия, так и Германия, состоят в Евросоюзе и в аэропортах не нужно проходить пограничный контроль, рейс все равно считается международным. Потому на нем предоставляются услуги беспошлинной торговли. Перечень товаров можно найти в каталоге, который бортпроводники раздают в полете вместе с меню.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Оплачивать можно как наличными, так и банковской картой. Переносные терминалы для приема карт имеются на борту. К покупке прилагается и кассовый чек.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В общем, в полете нашлось чем заняться. Далее следует описание аэропорта Кёльна, которое будет достаточно подробным, поскольку этого аэропорта еще не было в обзорах.
Виды сверху
Полет проходил летом и погода была ясной почти на всем маршруте. Потому сделал несколько фотографий земли из иллюминатора.
Для начала отличный вид на рижский аэропорт. После взлета самолет сделал крутой поворот налево и аэропорт открылся во всей красе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее набор высоты над густыми лесами Латвии. Живописное лесное озеро внизу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Латышский город Елгава и река Лиелупе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Польский город-порт Гдыня. Полоска песка вдоль побережья вверху фотографии - курортный городок Сопот, ранее известный своими песенными фестивалями.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Потом небо покрылось дымкой и вынырнули из облаков уже в Германии. Перед самой посадкой пролетаем небольшой город Зигбург, расположенный всего в нескольких километрах от кёльнского аэропорта. В центре на фото ниже главная достопримечательность Зигбурга - монастырь на горе Михаэльсберг. А высокие дома вдали - это уже город Бонн.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Аэропорт Кёльн/Бонн имени Конрада Аденауэра
На аэропорту остановлюсь поподробнее, поскольку его описания еще не было на этом сайте. Аэропорт имени Конрада Аденауэра обслуживает сразу 2 крупных города, расположенных рядом с аэропортом - Кёльн и Бонн. Потому он и несет сдвоенное название с именами обеих городов.
Аэропорт занимает внушительную территорию, обслуживает как пассажирские рейсы, так и грузовые рейсы. Кроме того, в аэропорту базируются и какие-то военные самолеты.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Причем, грузовые перевозки для аэропорта имеют не меньшее значение, чем пассажирские. В аэропорту располагается основной сортировочный центр в Европе глобальной компании экспресс-доставки UPS. Для сравнения можно увидеть каким маленьким выглядит пассажирский аэровокзальный комплекс (в верхней части летного поля) по сравнению с грузовой инфраструктурой (в центре летного поля).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ну а сам аэровокзал состоит из двух пассажирских терминалов - более старый Терминал 1 с шестиконечными звездами по краям и новый прямоугольный Терминал 2.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее схема терминалов на информационном табло внутри.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Итак, вечером 9 июня наш самолет произвел посадку в аэропорту Кёльн/Бонн. Путь по перрону к стоянке занял довольно много времени. Проезжаем упомянутый выше грузовой комплекс и сортировочный центр UPS.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее движемся мимо Терминала 1.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Airbus A320 авиакомпании "Air Berlin" поехал на взлет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
И, наконец, подруливаем к Терминалу 2, из которого и выполняются рейсы авиакомпании "Ryanair".
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Уже упомянутый выше "прикол" лоукостеров. Рядом стоит пустующий телетрап...
https://www.airlines-inform.ru/license/
...а мы идем из самолета пешком.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На целый ряд пустующих телетрапов вдоль всего смотреть вообще забавно.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На всем перроне только "Air Berlin" позволяет себе такую роскошь - обслуживать пассажиров через телетрап.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Заходим внутрь. В зале прилета кругом реклама немецкой компании SIXT.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наш путь лежал в Терминал 1, где находятся офисы автопрокатных компаний. Далее фото интерьеров зоны прибытия Терминала 2, сделанные по пути.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
2 дня в Кёльне вот с такими видами и 11 июня вылет обратно.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наш рейс с номером FR-3024, вылет из аэропорта Кёльн/Бонн в 16:10. На въезде в аэропорт стоит указатель, из которого следует, что из Терминала 1 выполняются только рейсы авиакомпаний "Lufthansa" и "Germanwings" (сейчас - "Eurowings"). Все остальные авиакомпании обслуживаются в Терминале 2.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Еще один интересный знак на въезде - большое шоколадное сердце. Кто не знает, авиакомпанию "Air Berlin" и шоколадную компанию "Lindt" связывает многолетнее партнерство. Для пассажиров оно выражается в раздаче фирменных шоколадных сердец по окончании каждого рейса "Air Berlin". Именно таких, как на фото ниже.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Общий вид привокзальной площади. Слева за рекламой Турецких авиалиний Терминал 2, справа - Терминал 1.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В центре площади располагается большая автомобильная парковка и подземная станция немецких железных дорог.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Заходим в Терминал 1.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Терминал по современным меркам уже тесный и неуютный. Даже нормальные ракурсы для фотографий сложно найти. Для иллюстрации показаны стойки регистрации авиакомпании "Люфтганза".
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как я понял, на верхних этажах здания располагается администрация аэропорта. Пассажирам выделено только небольшое пространство на нижних ярусах.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Терминал 2 - это простая коробка из стали и стекла. Без изысков, но зато внутри светло и комфортно.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Внутри большой зал регистрации на вылетающие рейсы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Стойки авиакомпании "Ryanair", где можно сдать багаж на любые рейсы - самые крайние в общем ряду.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проходим спецконтроль и попадаем в аналогичное помещение, только с другой стороны здания. Под металлической крышей магазины и кафе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
У каждого гейта небольшие залы ожидания - накопители.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сразу за стеклом летное поле. Прямо перед нашим гейтом готовится к вылету Боинг-737-800 германской чартерной авиакомпании "TUIfly".
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через несколько минут паркуется и наш самолет. Всего через 5-10 минут объявляется посадка. Идем на борт пешком.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом уже знакомая картина пустующих телетрапов аэропорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Посадка в самолет производится с обеих дверей - передней и задней. Наши места в хвосте, потому посадка сзади.https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолет трогается практически сразу после рассадки пассажиров. Все очень быстро. Стоянка лайнера на перроне заняла всего 25 минут. Последний взгляд из иллюминатора на кёльнский аэропорт и мы полетели.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пассажирский салон и обслуживание на обратном пути было полностью идентичным описанному выше в данном обзоре. Отмечу только, что на рейсах Ryanair из Риги примерно половина бортпроводников говорят на русском языке, поскольку являются Латвии.
Приятно было, что моя просьба сфотографироваться не вызвала возражений.
Вот такие вот они - бортпроводники авиакомпании Ryanair:
https://www.airlines-inform.ru/license/
По прилету в Ригу опять идем пешочком к вокзалу и получаем багаж. На этом наше 3-х дневное путешествие закончилось.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/