Данный обзор является заключительным в моей серии и самым "вкусным". З всех - об одном из флагманов Turkish Airlines, A330-300. Когда узнал о том, что с летнего расписания помимо удобного мне рейса 414 (который идеально подходит для многих европейских стыковок) A330 начнут ставить ещё и на TK415, которым удобно возвращаться, я был несказанно рад. И это при том, что этим рейсом прошлым летом летали A321, а зимой и вовсе Б737-800. Увидев то, что в отдельные дни будет стоять и A333, я был несказанно рад. Впрочем, начиналось всё не так радужно - буквально перед тем, как я купил билет, борт заменили на A330-200 в компоновке от Kingfisher. С одной стороны, интересно, так как компоновка редкая, а с другой - A332 я уже успел опробовать ранее. И радости моей не было предела, когда за два дня до вылета вернули A330-300. Конечно, я до последнего рассчитывал на новый салон, но, увы, не сложилось. Впрочем, и на том спасибо.
Предыдущие обзоры серии:
1) Москва - Стамбул
2) Стамбул - Бари
3) Бари-Стамбул
Содержание обзора:
1. Аэропорт Стамбул-Ататюрк, Терминал 2 (I)
2. Перелёт Стамбул - Москва
3. Аэропорт Внуково, Терминал А
1. Аэропорт Стамбул-Ататюрк, Терминал 2 (I)
О планировке аэропорта я уже много говорил в предыдущих аэропортах, но напомню вкратце - всего имеются 3 ВПП и 2 терминала (Т1 (D) для ВВЛ и Т2 (I) для МВЛ).
Предыдущий обзор я закончил данным кадром. Напомню, что прилетевшие из ЕС рейсы не проходят досмотр и по специальному коридору выходят сразу в чистую зону.
Так как времени до вылета оставалось ещё более 4 часов, то можно было вдоволь закупиться в Duty Free, что и было решено сделать.
Спустя полчаса направляемся в бизнес-зал. Конечно, тут вся перегруженность Ататюрка выходит боком - по пути приходится изрядно петлять между толпами. Очень жаль, что фактическое открытие аэропорта перенесено - 29 октября оттуда отправятся лишь первые дополнительные рейсы. Полное открытие состоится 31 декабря, будет шикарным подарком туркам на Новый Год.
Так как HSBC и Primeclass Lounge я уже посещал, принял решение посетить третий зал в аэропорту для Priority Pass - Comfort Lounge. Увы, судьба распорядилась иначе - он был заполнен.
Поэтому пришлось идти в соседний HSBC Lounge, где уже был годом ранее. В целом, бизнес-зал солидный, так что не так уж и обидно.
Зал был загруженный на сей раз, и найти свободные места было также непросто.
В связи с чрезмерной загруженностью БЗ придётся использовать некоторые фото с прошлого года.
Интерьер весьма приятный, повсюду удобные кресла, столики с прессой:
В буфете же всё было без изменений - разве что только расстановка блюд на полках другая.
Чтобы убить время, я решил прогуляться в другое крыло терминала к новому пирсу. Всё же с наибольшей степенью вероятности это мой последний визит в Ататюрк, а гейт с той стороны могут и не дать.
Не могу не отметить, что крыло гейтов 219-230 и 501-504/700-712 куда спокойнее 201-218 и 300-312 - нет таких безумных толп народу.
Из окна видно близлежащую мечеть:
Зайдём в один из самых тихих закоулков аэропорта - к автобусным гейтам 501-504:
Новый пирс уже близко...
Здесь ощущается колоссальная разница по сравнению не то что с противоположным крылом, а даже с прилежащим - всё так уютно и по-домашнему оформлено, просторные залы ожидания...
Имеется даже собственная парикмахерская, заведений уже в меру:
Вниз - автобусные гейты 700-712, с 700-го я улетал на Мальту.
К сожалению, дальше гейта 228A пройти не удалось - гейты оцепили в связи с вылетом рейса в Вашингтон.
Несомненный плюс данного пирса - так это то, что из панорамных окон открывается отличный вид на лётное поле - просто рай для споттера.
Прилетел Б777-300ER Kuwait Airways:
Своего вылета в Лондон ожидает его местный собрат с красивым бортовым номером TC-JJJ:
Противоположная сторона лётного поля занята преимущественно грузовыми бортами. Среди них новое пополнение Turkish Cargo - Б777F:
Пожаловал гость из Ирака - Б737-700 Iraqi Airways:
К сожалению, на лётном поле было затишье, и на споттинг не особо повезло. Пора выдвигаться назад.
Бизнес-залы Comfort Lounge II (бывший Skyteam) и Emirates:
Чего не стоит ждать в новом аэропорту, так это гейта с таким красивым номером)
Протискиваемся через фудкорт обратно в сторону бизнес-зала, чтобы забрать вещи:
Весьма необычно для аэропорта такого масштаба, что из чистой зоны видно и паспортный контроль, и зал регистрации.
На табло уже прописали номер нашего гейта - увы, снова из той же переполненной зоны - 306. И это для рейса на A330-300...
Из приятного оставалось надеяться на то, что дадут борт с новым салоном. У меня уже и сомнения не было, что это будет он - трёхгодовалый TC-JOL с новым салоном, как раз припарковался на стоянке, близкой к гейту отправления. К сожалению, это оказалось не так. А как именно - чуть ниже.
Забрав вещи из бизнес-зала, возвращаемся в то же крыло, откуда и пришли изначально.
Как поётся в одной известной песне: "Видно не судьба, видно не судьба..."
Спускаемся мимо знакомой с вылета в Бари пчёлки.
Направляемся в сторону нашего 306-го гейта... Да ладно, впервые в этом месте получилось сделать кадр приемлемого качества?
Посадка уже вовсю шла. Рейс совместный с Ютэйром.
Далее случился конфуз - при посадке я предъявил мобильный посадочный. Когда уже садился в автобус, из-за обилия вещей случайно выронил свой обычный посадочный, и на него слетелась куча сотрудников, уже чуть ли не готовых с кем-то созваниваться. Хорошо, что пропажа была оперативно замечена мной, и без сопротивления со стороны работников я забрал его назад.
2. Перелёт Стамбул - Москва
Информация о борте:
Тип: A330-343
Бортовой номер: TC-JNP "Gökçeada"
Первый полёт: 06.04.2012
Дата поставки: 27.04.2012
Тестовая регистрация - F-WWYX
Информация о полёте:
Полёт проходил над Чёрным морем, Украиной (Одесса) и такими российскими городами, как Тула. Расстояние - 1739 км.
Увы, автобус подвозит нас совершенно не к тому борту, который я ожидал, а несколько старшему - 6-летнему TC-JNP уже со старым салоном.
Поднимаемся по трапу. После приевшихся узкофюзеляжных бортов эта махина с мощными движками Rolls-Royce Trent 772B-60 выглядит внушительно. В этом тоже есть плюс - предыдущий раз я летел на борту с GE, а все новые A330-300 турков с ними. В общем, опробовал и RR.
Что мне очень нравится в старом салоне, так это креативное оформление подголовников самыми разными цветами - редко где такое увидишь.
Выбор языков для IFE большой, наличие русского не может не радовать.
Разнесли наушники:
Стояли мы примерно на той же стоянке, что и перед вылетом в Бари, только чуть ближе к ангарам.
Проезжает второй A321 во флоте турков в ливрее Star Alliance (TC-JRB):
За ним следует уже один из новейших A321SL - TC-JTJ:
Запустили видеоинструктаж по безопасности. К сожалению, через несколько дней после полёта его сменили на новый с человечками из Лего. На мой взгляд, этот был значительно лучше и креативнее.
В связи с отсутствием слотов наш борт продержали на стоянке ещё 35 минут после планового времени вылета. Тут проявился и один из минусов A330 - отсутствие индивидуального обдува. Видимо, ВСУ забирала окружающий влажный горячий воздух.
Наконец-то нас отбуксировали со стоянки, и началось руление в сторону ВПП. Что действительно порадовало, так это наличие камер.
Однако, прежде чем развернуться, мы проезжаем ангары. Некогда турецкий Б737-800, который готовят к передаче в американскую Sun Country:
У ангаров ждут обслуживания один из первых Б737-800 во флоте (TC-JFU) и один из уже новых Б777-300ER (TC-LJE, символично, по прилёту прошлым рейсом видел JJE
Один из многочисленных A310F MNG Cargo (TC-MCC):
Этот A321 иракской Zagrosjet (YI-AQU) уже 4 года как выведен из эксплуатации:
Взлетает грузовой Б777 Turkish Cargo:
И весьма редкий борт - A320 ливийской Afriqiyah Airways. У турков также есть один A330-300 в лизинге от них - TC-JOM.
В очереди на взлёт тоже пришлось прилично постоять...
Пропускаем вперёд один из пожилых Б737-800 (TC-JGT), A319 (TC-JLY - между прочим, был гостем двух обзоров на нашем сайте) и Dash-8 Olympic (поразительный контраст на фоне того, что отсюда в Афины можно улететь даже на 77W):
Близится и наша очередь...
На дальней стоянке был замечен ещё один необычный борт - A330-200 Libyan Airlines:
Символично было увидеть и свой предыдущий (он же первый) A330 - TC-JIN, на котором я в январе летел из Москвы в Стамбул:
Farewell Atatürk!
Спустя час после планируемого времени вылета подошла и наша очередь. Стремительно разгоняемся...
И (с наибольшей степенью вероятности) я навсегда покидаю этот порт:
Оставляя лишь огромную тень нашей громадины...
Под крылом остаётся и сам Стамбул, некогда Константинополь. Очень жаль, что в новом аэропорту уже не будет таких видов на город, особенно как во время посадки со стороны центра.
С самой же Турцией не прощаюсь, а говорю "До скорых встреч!"
После взлёта можно проверить уборную. Очень классная фишка именно широкофюзеляжных бортов - наличие одеколона и увлажняющего крема для рук.
По сравнению с прошлым полётом содержимое кармашка было идентичным:
1) Инструкция по безопасности
2) Бортовой журнал Skylife, где не забыли упомянуть и про new IST
3) Всё тот же каталог товаров на борту
Спустя полчаса после набора высоты разнесли горячий обед, состоявший из йогурта с травами в качестве закуски, мяса с баклажанами и рисом на горячее и малиновым муссом на десерт. К рациону также прилагался свежий хлеб. Из напитков взял лимонад. Всё было очень вкусно.
Во время второго обслуживания напитками взял кофе, а у турков он, пожалуй, лучший из всех в эконом-классе, которые доводилось пробовать.
Оставшееся время полёта можно посвятить изучению IFE.
Пульт весьма удобен в использовании:
Сам по себе дизайн очень приятный и удобный. Самое главное, чего так не хватает тем же 330 АФЛ - наличие тачскрина, и сами размеры побольше будут.
Ассортимент музыки и фильмов очень даже хороший.
Карта полёта простенькая, без возможности перемещения оной, что доступно для новой IFE.
Представлены даже телеканалы в прямом эфире!
Можно посмотреть ряд корпоративных фильмов:
А также рассмотреть салон.
Общие виды:
Подголовник мне попался голубенький.
Подлокотник и пряжка ремня в отличном состоянии.
Верхние панели и багажные полки стандартны для A330:
Тем временем мы уже были над Украиной, а на небе при свете дня красовалась Луна.
За 20 минут до прибытия начинаем снижаться, наслаждаясь божественной красоты облачностью под нами...
В отличие от солнечных Апулии и Турции, в Москве погода в тот день совсем не радовала...
Поворачиваем на глиссаду мимо окрестных дачных посёлков...
И с опозданием в 20 минут благополучно совершаем посадку во Внуково. После часовой задержки - отличный показатель!
Turkish Airlines благодарит Вас за то, что воспользовались нашими услугами:
С той стороны ВПП правительственные борта:
Мы же продолжаем руление к терминалу. Как же необычно наблюдать передвижение по перрону аэропорта через камеру...
Заруливаем к гейту 23. Насколько я помню, именно он из всех внуковских способен принимать A380.
Нас уже встречают техники:
Салон наполняется приятной классической музыкой, и начинается высадка пассажиров...
Но перед тем, как выйти, спрашиваю разрешение у старшего стюарда посмотреть бизнес-класс, на что получаю утвердительный ответ. Но как только я заснял общий вид, он начинает по-хамски закрывать мой объектив рукой и кричать Forbidden! (Запрещено!). Ещё как назло фотоаппарат заглючил. Такого возмутительного отношения к фотосъёмке у турков не встречал отродясь. Хорошо, что хоть со съёмкой остального салона проблем не возникало.
3. Аэропорт Внуково, Терминал А
Выходим по телетрапу и направляемся по коридору в сторону паспортного контроля.
Очереди были совсем небольшие, и уже через 5 минут мы были в зале выдачи багажа:
Багаж получали на ленте 11:
Всего путь от самолёта до зала прибытия занял 27 минут. Для прибытия A330-300 отличные показатели.
Пора подводить итоги.
Аэропорт Стамбул-Ататюрк давно исчерпал свои провозные ёмкости, поэтому новый аэропорт необходим как воздух. Тем не менее, даже с учётом данной ситуации он отработал на 5.
Turkish Airlines получают 5 за обслуживание и комфортабельность борта, а вот за агрессивное по отношению к фотосъёмке поведение старшего б/п можно было бы и минус поставить.
Аэропорт Внуково - 5. Всё оперативно.
Ссылка на мой профиль в ВК, принимаю желающих в друзья.
А также моя группа.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
A321Lufthansa