Приветствую всех!
С началом последних событий казалось, что до лета вряд ли суждено состояться каким-либо поездкам, однако в апреле понадобилось отправиться в ряд командировок, позволивших посетить Стамбул и Дубай, а заодно опробовать перекомпонованные A330-200 Turkish Airlines и даже A380 Emirates.
Где-то с середины марта Turkish Airlines стали ставить в Россию исключительно те борта, которые у них в собственности - к таковым относятся почти все A321 до 2012 года выпуска и 5 A330-200, несколько лет назад прошедших перекомпоновку с заменой кресел на схожие с таковыми в новых A330-300/Б777-300ER.
Билеты в Стамбул пришлось приобретать крайне оперативно, поэтому в наличии был только прямой ночной рейс туда, а вот обратно пришлось полететь через Анталью. Вопрос цены остаётся в стороне, так как не мной оплачивались билеты в данной командировке. Надо сказать, что в то время ещё не существовало альтернативы в виде Аэрофлота, а потому можно было долететь только ИрАэро или Red Wings на SSJ. Ну и только турки могут облетать Украину по кратчайшему возможному пути через Европу, а не через Казахстан и Каспийское море.
Содержание обзора:
1. Услуги Turkish Airlines перед вылетом
2. Аэропорт Внуково, Терминал А
3. Перелёт Москва - Стамбул
4. Аэропорт Стамбул
1. Услуги Turkish Airlines перед вылетом
За сутки в приложении Turkish Airlines удалось зарегистрироваться сразу на все рейсы, однако на плечо Стамбул-Анталья система автоматически прописала место 19C, но я смог запросто поменять его на регистрации в аэропорту.
2. Аэропорт Внуково, Терминал А
Итак, отправившись в путь в аэропорт за 3 часа до вылета, обнаруживаю неприятное известие, заглянув в приложение Flightradar - борт только вылетел из Стамбула с задержкой в 2 часа. Что ж, придумаю что-нибудь - в конце концов, бизнес-залы в наличии имеются во Внуково.

После недолгой дороги подъезжаю к терминалу:


В рамках оптимизации работает всего один вход - ночью, правда, оно не особо критично, поэтому без стресса прошёл досмотр, и можно идти дальше:


Вылетов, особенно международных, совсем немного, и те преимущественно Turkish в Анталью:


На регистрацию народу немного, хотя борт, разумеется, был полным. Предварительно раздобытая на 1 этаже в одном из салонов связи распечатка с QR-кодом оказалась бесполезной - на регистрации о ней ничего не спросили, хотя на тот момент наличие вакцинации или ПЦР-тест были обязательными для въезда в Турцию. На практике даже там на паспортном контроле никто ничего не спросил.

Прежде чем зарегистрироваться, я поинтересовался, можно ли перебронироваться на прямой вечерний рейс из Стамбула, на что получил отрицательный ответ. Ну и ладно, зато испытаю аэропорт Антальи.
Получаю посадочные до Стамбула и до Антальи - на втором сегменте мне как раз бесплатно обменяли место 19C на 25А. Система решила почему-то, что мой конечный пункт - Анталья, а не Стамбул.

Паспортный контроль и досмотр, вопреки ожиданиям, прошли крайне оперативно, никаких вопросов при прохождении границы не было.

Проход к ближайшим гейтам перекрыт блоками скамеек для ожидания - необычная практика. Надо сказать, что в мае всего этого уже не было:

В чистой зоне Внуково, как и всегда, очень свободно, но везде царит полумрак. Хотя ночью такое освещение в самый раз:
Бизнес-залы левее - туда нам надо:


Один из них как раз был закрыт. Если точнее, как я понял из указателей - это так называемая "зона отдыха", куда раньше пускали по Priority Pass.

Я же решил попытать удачу и попробовать попасть в бизнес-зал Turkish Airlines - здесь он называется Lounge Istanbul:

По соседству находится бизнес-зал Art Lounge:

Чутьё меня не подвело - приветливый сотрудник за стойкой сказал, что вход стоит всего 2100 рублей, что на четверть дешевле других бизнес-залов во Внуково. Перевод на карту - и можно насладиться замечательным сервисом уже на земле, коротая время задержки рейса. Как раз в бильярдном зале я и решил расположиться.


А теперь перейдём к самой вкусной части - в этом туркам не откажешь. Выбор холодных и горячих закусок крайне порадовал - любой другой бизнес-зал во Внуково нервно курит в сторонке. Так как была ночь, то в это время турки уже сервируют завтрак как на борту, так и на земле:


Отдельно была стойка с симитами - традиционными турецкими кренделями с кунжутом:

Алкоголь и традиционный турецкий чай разливались сотрудником за барной стойкой, в то время как безалкогольные напитки можно было свободно взять в отдельном холодильнике:


В качестве ночного перекуса было решено взять овощи, турецкие сыры и два вида яичницы с овощами. Всё было очень вкусно:

В бизнес-зале было также несколько других зон для отдыха и работы помимо бильярдной, где я расположился:
Проведя в зале более 2 часов, за 40 минут до планируемого нового времени вылета направляюсь к своему гейту, сделав небольшой крюк из-за перекрытия прямого прохода:

Им оказался традиционный для турецких A330-200 19 гейт. Вокруг столпилось много находящихся в пограничном между сном и бодрствованием состоянии пассажиров, да и я был не лучше, и только предвкушение предстоящего полёта держало на ногах.



Тем временем шло полным ходом обслуживание борта - символично, что имя соответствует пункту пересадки на обратном пути.


В итоге посадку начали только в 3:20 при планируемом времени вылета в 3:35. Прохожу по телетрапу:


3. Перелёт Москва - Стамбул
Информация о борте:
Тип: Airbus A330-203
Бортовой номер и имя: TC-JND "Antalya"
Первый полёт: 09.06.2006
Дата поставки: 28.06.2006
Тестовая регистрация - F-WWYL
Информация о полёте:
В связи с облётом Украины расстояние увеличилось с 1710 до 2689 км. Маршрут рейсов Turkish Airlines теперь проходит через север Беларуси (Витебск), Литву (Вильнюс, Алитус), Польшу (Варшава, Краков), Словакию (Кошице), Венгрию (Дебрецен), Румынию (Крайова) и Болгарию (Плевен, Стара Загора):


Заходим на борт. Попутно снимаю салон бизнес-класса, который после перекомпоновки стал оснащён полностью такими же креслами, как в новых A330-300 и Б777-300ER. Подробно можно ознакомиться с ним в моём прошлогоднем обзоре из Стамбула в Афины.

По эконому же есть некоторые косметические различия, состоящие в несколько иной форме кресел - чуть более округлой:


Занимаю своё место 23K:

Шаг кресел очень достойный:


Под каждым креслом есть выдвижная подножка. Не каждому удобна, но опция, безусловно, приятная:

Подголовники у кресел регулируемые и очень удобно подстраиваются под шею:

Подлокотник слегка исцарапанный, а вот пряжка ремня как новенькая:


Система развлечений установлена предпоследнего поколения, как на всех бортах 2015-2017 годов:
На каждом кресле были заранее разложены наушники:

За бортом было пустынно, и лишь одинокий Б737-800 Ютэйра отчалил от одного из соседних гейтов:

Время на часах приближалось к 4 утра, и вот на экранах был запущен инструктаж по безопасности, в том числе с дополнением на языке жестов для глухонемых пассажиров:
Нас же параллельно начали буксировать:

После инструктажа запустили рекламные ролики "Пангея" и "Hello, Türkiye" - последний связан с продвижением нового международного названия Турции - с недавнего времени в ООН по просьбе турецких властей его сменили с английского Turkey на турецкое Türkiye (Тюркие).


Продолжаем руление мимо нескольких бортов Победы на хранении:

Занимаем позицию на исполнительный старт. На часах ровно 4:00, задержка составляет уже 2:10...


И начинаем разбег...


С опозданием в 2:11 отрываемся от земли. Был уверен, что пилоты постараются максимально нагнать задержку, и оказался прав.

Почти весь полёт пройдёт в полумраке, а рассвет будет нас догонять:

Система не в курсе последних событий и продолжает рисовать кратчайший маршрут. После взлёта бросаются в глаза архаичные названия отдельных наших населённых пунктов вроде Загорска - ошибка, кочующая из одного поколения карт в другое (аналогично было и в A321 с IFE первого поколения.


В кармашке на этом рейсе была только инструкция по безопасности - на тот момент на борту ковидные меры ещё не были отменены, и действовал масочный режим. Однако так строго, как до этого, за положением масок на лице уже не следили.


После взлёта решил вздремнуть и перед этим предупредил экипаж, чтобы разбудили на завтрак, который принесли где-то через полчаса - здесь выбора не предлагалось:
1) Закуска - нарезанные овощи, сыр и оливки
2) Основное блюдо - турецкий пирог бёрек с сыром
3) Десерт - миндальное пирожное

Нужно сказать, что всё было весьма и весьма вкусным - отдать должное туркам, что хоть у них и почти не меняются блюда, но варианты всегда беспроигрышные. Кейтеринг DO&CO всё-таки рулит.

За завтраком наблюдал брюзжащий вдалеке рассвет, создававший особую атмосферу:


Прежде чем продолжить сон после завтрака, решаю осмотреть салон, а заодно и размяться, пройдясь по салону:

Верхняя панель и багажные полки стандартные для A330. Радует, что на этих бортах присутствуют клапаны обдува, что далеко не всегда бывает на широкофюзеляжных бортах. Кроме того, при перекомпоновке борт оснастили подсветкой.


На оставшуюся часть перелёта освещение в салоне выключили, а я провалился в сон. Нужно сказать, что так крепко я ещё никогда не спал на борту - вот что значит бессонная ночь и комфортные кресла.


Проснулся я где-то над Болгарией, и в это время начинает светать:

Вскоре начинают звучать объявления о скорой посадке - долгий путь подходит к концу:

Впервые попадаю на посадку в Стамбуле с севера, потому можно разглядеть едва ли обитаемое черноморское побережье европейской части Турции:
Через 5 минут после поворота выходим на глиссаду, и до касания остаётся буквально пара минут:


Вскоре появляются и признаки жизни в виде окрестных деревень:


Вот уже и аэропорт. Показался один из наших грузовых собратьев:

С задержкой в 1 час и 13 минут мы плавно совершаем посадку в аэропорту Стамбула. Итого время в пути составило всего 3:13 при заявленных 4:10 - в общем, почти час задержки по расписанию нагнан. Впечатляет, не правда ли?

По ту сторону перрона видно стоянку грузовых A330, и удивило, что один из них в остатках ливреи Thomas Cook - по-видимому, конвертированный:

Начинаем достаточно стремительное руление к терминалу, и бросается в глаза всё многообразие флота базового перевозчика:
Даже на руление вдоль терминала выстроились целые колонны бортов:

А вот и A350 - одна из двух главных новинок дальнемагистрального флота Turkish Airlines наравне с Б787-9. К слову, теперь им достанутся и некоторые борта из заказа Аэрофлота, причём с сохранением салонов.


А это самый возрастной Б777-300ER во флоте Turkish Airlines - теперь, кстати, они возвращаются на московские рейсы и будут иногда прилетать - пока всего один Б777 во флоте допущен.

Поворачиваем к нашему гейту D8 - получается, всего в двух стоянках от гейта, с которого я отсюда вылетал в прошлый раз.


Тот гейт D12 был в этот раз занят одним из многочисленных A330-300:

Через пару минут начинается выгрузка багажа, но меня эта чаша сегодня минует - я налегке.


Всего через 13 минут после касания началась высадка - вот это я понимаю желание экипажа наверстать задержку рейса.


4. Аэропорт Стамбул
Поблагодарив экипаж за приятный и комфортный перелёт, выхожу по телетрапу. На выходе оттуда уже слышны зазывания пассажиров с короткими стыковками - вернее, не бывшими таковыми изначально.


Снимаю борт напоследок. На нём мне предстояло вновь лететь через порядка трёх недель, потому до скорых встреч, TC-JND!

Неспешно направляюсь по указателям, попутно наслаждаясь окружающей атмосферой мегахаба.


По мере приближения к центру терминала жизнь в чистой зоне начинает кипеть всё активнее:
По пути снимаю местное разнообразие бортов. На таком же A321 из числа тех, на которые установили шарклеты незадолго после их поставки в 2013 году, мне предстояло лететь в Анталью.

Этот A330-300 является первым во флоте Turkish Airlines с новым салоном:

Самолёты взлетают, рулят... одним словом, работа аэропорта кипит. Можно было бы и дальше наслаждаться происходящим, но дела ждут, и пора двигаться дальше.
Гегемонию базового перевозчика нарушил гость из туманного Альбиона, а именно A321neo British Airways:

На пути попадаются такие вот дизайнерские инсталляции:

Вот и заканчивается длинный коридор пирса, и я спускаюсь в направлении паспортного контроля:
Перед этим бросаю последний взгляд на перрон:


Прохождение паспортного контроля было мимолётным - ни одного вопроса, пограничник просто молча поставил штамп в паспорт и отпустил с миром. Merhaba Türkiye!



В честь Рамадана коридоры были украшены исламскими полумесяцами:

Спускаюсь в зал выдачи багажа:


Сразу же встречает огромный Duty Free на прибытии, где закупаюсь мелочёвкой для обмена наличных евро. Вернее получился обмен на купюру поменьше, а уже потом в обменнике поменял себе на такси.


Как я уже отметил ранее, багажные ленты мне сегодня неинтересны, потому следую сразу на выход:


Далее мне предстояло разобраться с вопросом вызова такси. Как и у нас, в зале прибытия можно встретить одиноких назойливых "бомбил", но я же предпочёл воспользоваться официальным сервисом.


Тут я настоятельно порекомендую не повторять моих ошибок - количество полос для подъезда к терминалу огромное, и потому обозначить желаемое место в приложении Uber просто невозможно. Пришлось поначалу до пота побегать в поисках своего вызванного такси, и эти попытки не увенчались успехом - даже указанный номер выхода не поможет найтись с водителем.


Потому я попросту переместился на уровень вылета и взял там одно из официальных такси, которое домчало с ветерком, без нервов и тоже по разумной цене.

Подведём итоги данного рейса:
- Аэропорт Внуково, Терминал А - 5. Все формальности пройдены оперативно, в терминале просторно, а бизнес-залу Lounge Istanbul не грех поставить и все 10 баллов.
- Turkish Airlines - 5. Приятно, что при их традиционном безразличии к обновлению салонов своих бортов для данных A330-200 было сделано исключение, и они получили очень достойный по меркам индустрии продукт. Обслуживание тоже не подкачало, хотя за задержку, пожалуй, можно и минус поставить.
- Аэропорт Стамбул - 5. Как всегда, тут всё на высоте, и придраться не к чему.
ВК - @a321lufthansa (мой профиль); @a321lufthansaofficial (группа).
Instagram - @a321lufthansa.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
© A321Lufthansa




