Всем доброго времени суток!
Серия обзоров с отдыха в августе подходит к долгожданному концу. Должен признаться, что этого перелёта я ждал всё путешествие - нет, не потому что мне не понравилась поездка, и мне хотелось домой. https://www.airlines-inform.ru/license/ Обратно я взял достаточное время стыковки специально для того, чтобы показать не только гейты D цюрихского порта, откуда вылетают московские рейсы, но и посетить сателлит (гейты Е), откуда вылетает большинство дальнемагистральных рейсов - в частности, хотел посетить местный бизнес-зал с собственной террасой. Забегая вперёд, скажу, что и сам перелёт вышел очень богатый на забортные красоты. Впрочем, обо всём по порядку.
Для начала настоятельно рекомендую ознакомиться с предыдущими обзорами серии, если вы ещё не успели это сделать.
1) Москва - Франкфурт
2) Франкфурт - Милан
3) Милан - Цюрих
Содержание обзора:
1. Аэропорт Цюрих-Клотен
1.1 Общая информация, схема терминалов
1.2 Путь к сателлиту (гейтам Е)
1.3 Сателлит аэропорта Цюрих-Клотен (гейты Е)
1.4 Бизнес-зал Primeclass Lounge
1.5 Обратный путь в основное здание (гейты D)
1.6 Зона международных вылетов D
2. Перелёт Цюрих - Москва
2.1 На земле, руление
2.2 Взлёт и набор высоты, забортные виды
2.3 После набора высоты - содержимое кармашка, обслуживание
2.4 Забортные виды на эшелоне
2.5 Салон A320 SWISS
2.6 Снижение и посадка в аэропорту Домодедово, руление
3. Аэропорт Домодедово
1. Аэропорт Цюрих-Клотен
Общая информация, схема терминалов
Аэропорт Цюрих-Клотен состоит из трёх ВПП (10/28, 14/32 и 16/34).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Терминал (в свою очередь поделённый на зоны регистрации Check-in 1, 2 и 3) состоит из пирсов A (гейты А (только внутришенгенские рейсы), открыт в 1971 году, с тех пор глобально не реконструировался, планируется к сносу в 2021 году, а на его месте отстроят новый пирс) и B (гейты B (внутришенгенские рейсы), D (международные). Открыт в 1975 году, в 2008-2011 годах глобально отреконструирован). Два пирса соединены с помощью Airside Center.
https://www.airlines-inform.ru/license/
С противоположной стороны ВПП 10/28, между ВПП 14/32 и 16/34, в 2003 году открылся сателлит для международных рейсов (гейты Е). Именно он способен принимать борта вплоть до A380.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Путь к сателлиту (гейтам Е)
Поднявшись по коридору прибытия гейтов А (куда мы прибыли из Милана), направляемся по указателям к остальным гейтам. На втором кадре (прошу прощения за смазанность) видно указатель Lift to/zu Gates E.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Спустившись на нём, попадаем к паспортному контролю.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее по указателям спускаемся к платформе пипл-мувера (так называемого Skymetro):
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Прибывает поезд:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Время в пути занимает 3 минуты. По факту домчались за две - видимо, учли посадку и высадку.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Нашёл на YouTube видео, как едет данный пипл-мувер. Его уникальная фишка заключается в том, что поездка сопровождается различными звуками, будто находишься в Альпах (начиная с 0:37), например, блеяние овец. С 1:06 начинают петь йодль, а с 1:26 - мычать корова. https://www.airlines-inform.ru/license/ С 1:51 видно необычный указатель, что горы находятся в 30 секундах езды. https://www.airlines-inform.ru/license/
Поднимаемся к гейтам:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сателлит аэропорта Цюрих-Клотен (гейты Е)
Сам терминал производит приятное впечатление - весьма светло и просторно. Стиль (да простят меня за возможное незнание архитекторы) напомнил мне лофт - голые бетонные стены, колонны и потолки, местами окрашенные.
Огороженный книжный магазин по центру коридора с Duty Free и сувенирным магазином по бокам вызвал стойкую ассоциацию с Терминалом 2F парижского Шарля де Голля. https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем компанию A330-300 SWISS решил составить Б787-8 United:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мы же направляемся в бизнес-зал Primeclass Lounge. Зал той же сети я уже посещал в Ататюрке. Поднимаемся туда на лифте, что на первом фото слева.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Бизнес-зал Primeclass Lounge
https://www.airlines-inform.ru/license/
На входе выставлен рахат-лукум в честь Курбан-байрама, зал всё же турецкий.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Интерьер очень стильный и уютный. В следующий раз надо закладывать большее время для пересадки, чтобы прекрасно провести здесь время перед вылетом.
В буфете выбор очень даже неплохой, на одном из фото видно даже дизайнерский тостер Smeg, да и кофеварка тоже стильная. https://www.airlines-inform.ru/license/
Безусловно, главная фишка данного бизнес-зала - шикарная терраса с уютными плетёными креслами и панорамным видом на лётное поле.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Споттинг отсюда бесподобен - тут и Б787-8 United, и два A340-300, а также Б777-300ER SWISS:
Б787-9 Etihad (A6-BLL):
https://www.airlines-inform.ru/license/
Первый CS100 SWISS (HB-JBA):
https://www.airlines-inform.ru/license/
Их же A330-300 (HB-JHE):
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взлетает Б737-800 турецкой SunExpress (TC-SNP):
https://www.airlines-inform.ru/license/
Обратный путь в основное здание (гейты D)
К сожалению, длина стыковки не позволяла пробыть здесь дольше 15 минут, и за 20 минут до посадки выдвигаемся в обратную сторону по указателям, ведущим к гейтам D.
И снова оказываемся на платформе, куда мы прибыли - только с противоположной её стороны:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Второй (и заключительный) раз мчимся в сопровождении звуков альпийских лугов...
https://www.airlines-inform.ru/license/
И также с другой стороны платформы уже основного терминала поднимаемся в сторону наших гейтов. Правда, уже перед самыми гейтами D встретилась неприятная засада - дополнительный досмотр. Здесь, конечно, минус аэропорту, что не развели прибывающие и просто перемещающиеся внутри терминала потоки.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Зона международных вылетов D
Данный сектор тоже весьма просторный и светлый - видно, что не так давно с реконструкции. По сравнению с сателлитом он более камерный, обшивка стен деревом вместо голого бетона создают уютную атмосферу. Безусловно, при этом нельзя умалять достоинства как одного, так и другого международного сектора - все по-своему хороши.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
К нашему гейту D41 подогнали стойку для проверки паспортов. Весьма странная процедура, учитывая то, что попасть без паспорта в эту зону пассажиры не могли. Видимо, проверяют наличие визы у иностранных граждан. Только тогда для граждан РФ она неуместна.
https://www.airlines-inform.ru/license/
За 20 минут до вылета начали посадку на рейс. Отличительной чертой данного пирса является то, что международные вылеты здесь находятся внизу, а не наоборот, как, например, в Терминале 2 Мюнхена или гейтах A/Z Т1 Фрапорта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот и наш борт. За ним, кстати, по-прежнему стоит CS300 с предыдущего моего рейса. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
По соседству стоит A320 HB-IJP, на котором Вадим Костылев летел из Цюриха в Гамбург.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проходим по телетрапу:
https://www.airlines-inform.ru/license/
2. Перелёт Цюрих - Москва
Информация о борте:
Тип: A320-214
Бортовой номер: HB-JLP "Allschwil"
Первый полёт: 21.02.2011
Дата поставки: 18.03.2011
Тестовая регистрация - F-WWBP
Информация о полёте:
Полёт проходил нестандартно южной траекторией - через Южный Тироль, затем над Австрией (Вена), Словакией (Братислава), Польшей (Краков, Люблин), Белоруссией (Брест, Минск).
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Перед тем, как войти на борт, нас встречает табличка с именем борта. Привет, Allschwil!)
https://www.airlines-inform.ru/license/
У SWISS модель кресел хоть и та же, что у материнской и сестринских а/к, но за свой стиль респект.https://www.airlines-inform.ru/license/ Невооружённым взглядом порой сложно отличить кресла Lufthansa, Eurowings (практически копия материнской а/к) и Austrian (те хоть красные вставки сделали).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Занимаем наши места:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Расстояние между креслами добротное, но, думаю, в конце салона должно быть потеснее. А всё из-за того, что у Свиссов компоновка A320 такая же, как в 320neo или новых 320SL Люфтов - 180 мест, причём шаг кресел идёт на убыль к концу салона.
https://www.airlines-inform.ru/license/
По соседству стоит некогда Свиссовский A320 Edelweiss (HB-IJW):
https://www.airlines-inform.ru/license/
Единственный A320SL SWISS (HB-JLT):
https://www.airlines-inform.ru/license/
E190 TAP Express (CS-TPP) отчаливает в Порту. Завидую пассажирам этого рейса...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Один из старейших A321 во флоте SWISS (HB-IOD, или просто ЙОДhttps://www.airlines-inform.ru/license/):
https://www.airlines-inform.ru/license/
Запустили карту полёта - полностью идентичную таковой в A320 Turkish Airlines (приложу фото для сравнения):
Вскоре началась демонстрация аварийно-спасательного оборудования:
Нас же начали буксировать. Собрат нашего борта в ливрее Star Alliance (HB-IJN) - к слову, изначально именно он значился на этот рейс.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ещё один A320, но уже в обычной ливрее (к слову, наш сосед по бортовому - HB-JLQ) с британским коллегой:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Авиакомпания поприветствовала нас на борту. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Нашу стоянку тем временем занял E190 Helvetic Airways (HB-JVM):
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ранее замеченный A321 уже взлетает:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мы же порулили к торцу ВПП 16 и ожидаем разрешения на взлёт:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На ВПП 14 сел ещё один "старовский" A320 (HB-IJM):
https://www.airlines-inform.ru/license/
Взлёт и набор высоты, забортные виды
Спустя 39 минут после планируемого времени вылета разгоняемся мимо сателлита, где ещё час с небольшим назад я споттил с террасы бизнес-зала...
И отрываемся уже над основным терминалом. Со взлётом, конечно же, очень повезло - виды, словно в авиационном журнале.
Возле ангаров стоят готовящийся к передаче Б777-200 МАУ, третий A320 SWISS в ливрее Star Alliance (HB-IJO) и их же A340-300:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Разворачиваемся над окрестными городками:
https://www.airlines-inform.ru/license/
И снова открывается ещё более завораживающий вид на аэропорт:
На горизонте показался сам Цюрих:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Озёра Оберер и Унтерер Катцензее:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пролетаем сам Цюрих с другой стороны, в отличие от предыдущего рейса. Снова почти как на ладони. https://www.airlines-inform.ru/license/
Оставляем Цюрихское озеро со смежным Оберзее позади:
Начинаются живописные горные гряды Альп, на 3 фото - горное озеро Клёнталерзее:
Близлежащая гора горного массива Эггштёке:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем мы уже потихоньку покидали территорию Швейцарии и заканчивали набирать высоту.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Возле городка Кур (Chur) делаем крутой поворот:
https://www.airlines-inform.ru/license/
После набора высоты - содержимое кармашка, обслуживание
Как только мы набрали высоту, можно посмотреть, что для нас оставили в кармашке. В принципе, оказалось то же самое, что и на предыдущем рейсе:
1) Инструкция по безопасности, но уже для A320
2) Бортовой журнал SWISS Magazine
3) Каталог SWISS Shop
Тут и обслуживание подоспело. Сначала взял воду со льдом и колу zero:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Разнесли ланчбоксы, где лежали греческий салат, яблочный пирог и кусок сыра Грюйер. На горячее в отдельной коробочке был киш с сыром и зеленью.
И куда же без фирменных шоколадок? https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем на экранах включили Тома и Джерри:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Забортные виды на эшелоне
В это время мы уже были в районе города Штерцинг (Випитено) в Южном Тироле:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Гора Хоэр Дахштайн (Hoher Dachstein) в регионе Зальцкаммергут на границе Штирии и Верхней Австрии:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Горный массив в том же регионе с горой Гроссер-Приль (Großer Priel):
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот и Вена показалась, снова как на ладони. Было приятно разглядывать потом знакомые до боли места. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
И поля Нижней Австрии:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Деревня Бронная Гора в Белоруссии:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Карта также отображала то, что мы уже где-то рядом:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Барановичи и местный аэродром:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Аэропорт Минск-2:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Салон A320 SWISS
Оставшееся время можно посвятить изучению салона.
Общий вид. Всё же цвет кресел выглядит поинтереснее, чем у мамы-ганзы. https://www.airlines-inform.ru/license/ В это время произошёл курьёз - когда я пытался пройти назад к своему месту, путь мне преградили стюардессы с обслуживанием горячими напитками. Пришлось мне простоять минут 10, опираясь полусидя на спинку одного из свободных кресел. Могли бы и сдать назад чуток, а не вынуждать пассажиров подолгу выжидать в неудобных позах. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Стена в бизнес-классе также украшена логотипом SWISS:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подголовник, как и во всех креслах на A320 Lufthansa Group, нерегулируемый. Впрочем, не критично для рейса такой продолжительности.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подлокотник и пряжка ремня также новенькие. Пряжка причём необычной формы, в отличие от других а/к группы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Каждое кресло оборудовано крючком для верхней одежды:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Верхние панели и багажные полки уже новые, как и на всём семействе A320 начиная с 2007 года.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Снижение и посадка в аэропорту Домодедово, руление
Незадолго до Калуги начинаем снижение:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ока в районе Тарусы:
https://www.airlines-inform.ru/license/
И на границе Московской и Тульской области в районе Ступино:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пробиваем облачность:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Река Ситня:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Посёлок Шугарово в районе М4:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выходим на глиссаду ВПП 32L:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Добро пожаловать в Москву! С опозданием в 20 минут прибываем в Домодедово.
https://www.airlines-inform.ru/license/
У внутреннего сектора встречает куча зелёных хвостиков, среди которых затерялся один уральский:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Б777-200 ИрАэро (VP-BLI), на днях они должны получить третий также от Вимов:
https://www.airlines-inform.ru/license/
За двумя A319 S7 стоит один из новейших A320neo в их флоте (VQ-BRA):
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ещё один их A319 и люфтовский A320SL (D-AIUK):
https://www.airlines-inform.ru/license/
A320 VQ-BDM Уральских:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наш гейт пока занят A320 Air Moldova, поэтому ждём его буксировки, о чём с некоторым недоумением доложили пилоты. Я же был подготовленным и знал, что прибудем мы именно к этому гейту. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наконец-то его отбуксировали, и наступил наш черёд:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот и мы паркуемся у гейта 1. Несомненный его плюс - эффектные отражения хвостов бортов. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подогнали телетрап:
https://www.airlines-inform.ru/license/
3. Аэропорт Домодедово
Поблагодарив экипаж за приятный полёт, выходим по телетрапу:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Несколько кадров борта напоследок:
Выходим в сторону паспортного контроля, прохождение которого заняло не более трёх-четырёх минут:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Багаж выдают на ленте 2. Его тоже не пришлось долго ждать.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Спустя несколько минут мы уже были в зале прибытия. Домодедово очень порадовал оперативностью по прилёту, как и всегда.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пора подводить итоги данного рейса.
Аэропорт Цюрих-Клотен - заслуженная 5+ - очень удобный, современный и уютный аэропорт. Шикарный бизнес-зал Primeclass Lounge.
SWISS - 5. Качественное обслуживание, весьма новый борт.
Аэропорт Домодедово - 5+ за оперативность.
Ссылка на мой профиль в ВК, принимаю желающих в друзья.
А также моя группа.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
A321Lufthansa