Приветствую всех!
В один из дней моего пребывания в Вене было решено воспользоваться довольно необычным предложением. Ещё давно, просматривая сайт венского аэропорта, я наткнулся на раздел Besucherwelt (дословно - мир посетителей), посвящённый различным проводимым турам по аэропорту. Приведу ссылки на английскую и немецкую версию. Последняя в нашем случае более интересна, так как содержит подробное описание туров, которые можно посетить:
1. Классический тур по перрону аэропорта, куда также включено посещение мультимедийной комнаты с просмотром сюжетов о работе служб аэропорта и посещение смотровой площадки - 15.90€
2. Вечерний тур по перрону (Night Tour) - 15.90€
3. Посещение диспетчерской вышки аэропорта (Tower Blick Tour) - 35€
4. Посещение пожарного подразделения аэропорта (Feuerwehr-Tour) - 20€
5. Follow me Tour (данный тур проводится лично сотрудником наземной службы follow me, посвящающим посетителей в тонкости своей работы) - 15.90€
6. VIP Tour (посещение терминала бизнес-авиации с комплиментарными угощениями, ангара бизнес-джетов, после чего посетителям устраивают классический тур по перрону аэропорта) - 35€
7. A380 Tour (наблюдение за обслуживанием A380 Emirates в непосредственной близости) - 20€
8. A380 Premium (непосредственное посещение A380 Emirates) - 35€. Безусловно, этот тур для нас всех как любителей авиации был бы незабываемым.
9. Austrian Werft - Kombi Tour XL (посещение ангара Austrian и классический тур по перрону) - цена по договору, берутся группы от 30 человек.
Мне пришлось довольствоваться первым вариантом - классическим туром, поскольку остальные туры не проводились в нужную дату, либо требовалась договорённость на достаточно большую группу.
Обзор я разделю на четыре основных раздела:
1. Терминал Besucherwelt в аэропорту Вена-Швехат
2. Тур по перрону
3. Посещение мультимедийного зала ("комнаты приключений")
4. Смотровая площадка в Терминале 3 аэропорта Вена-Швехат
1. Терминал Besucherwelt в аэропорту Вена-Швехат
Терминал Besucherwelt находится по соседству от Терминала 1, от которого идёт отдельный проход. Ближайший паркинг - P3:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Путь в аэропорт в моём случае оканчивался именно на данной парковке, куда ведёт ответвление от проезда к терминалам. Здесь уже видно, что тогда в Вене стоял густой туман, и это обещало ряд сложностей со споттингом, что я и отразил в названии. Почему "...и не только" - пока интрига. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Спустившись на лифте, выхожу из паркинга и попадаю на обнесённую стройплощадкой зоной. Для попадания в терминал требовалось обойти её справа.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На входе находится стойка ресепшн, за которой приобретаются и распечатываются билеты на тур в виде импровизированного посадочного...
https://www.airlines-inform.ru/license/
А также талон, который понадобится при посещении мультимедийного зала, но об этом позже:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сам по себе зал ожидания представляет собой небольшую комнату, оборудованную рядом интересных деталей:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Таких как, например, кресла со списанных бортов. На втором фото базовая модель, которая была установлена во всех A319/320/321 Austrian до 2011 года:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Привлекают внимание и кресла пилотов со штурвалом от A310. Жаль только, что штурвал по умолчанию завален вбок. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Шкафчики для хранения вещей вместо привычных номеров имеют коды аэропортов:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Раздобыли сюда и ряд сигнальных огней с перрона:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Стена же украшена замечательной фотографией активной жизни на перроне:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем объявили "посадку". https://www.airlines-inform.ru/license/ Проходим на тот же досмотр, что и все пассажиры, вылетающие внутришенгенскими рейсами из Т1, после чего попадаем в самую настоящую чистую зону:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проходим к выделенному специально под туры гейту B32, где сканируют выданный "посадочный":
https://www.airlines-inform.ru/license/
Двухэтажный автобус для тура уже подан. Разумеется, занимаю место наверху, чтобы иметь полноценный обзор перрона. Второй кадр был сделан двумя днями позднее, когда я уже по-настоящему вылетал.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
2. Тур по перрону
Водитель зачитывает приветственную речь, и тур начинается. Проезжаем мимо павильона с автобусными гейтами C71-75:
https://www.airlines-inform.ru/license/
И тут начинается наш споттинг в тумане. Первыми на пути попадаются A321 Wizz Air (HA-LTF), а также Dash-8 Austrian в ливрее Star Alliance (OE-LGP)...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Следом за ними A320 Eurowings Europe (OE-IQC) и частный A319CJ K5-Aviation (D-ALXX):
https://www.airlines-inform.ru/license/
Предстаёт перед глазами крайне необычный экспонат - это истребитель Saab 29 Tunnan, эксплуатировавшийся в австрийских ВВС. По-другому его прозвали "летающей бочкой", что совершенно справедливо описывает его форму. https://www.airlines-inform.ru/license/
К слову, tunnan со шведского и переводится как бочка.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее начинается стройный ряд бортов местного нацпера.
Airbus A321-111 (OE-LBC) в ливрее myAustrian:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Boeing 777-2Z9ER, OE-LPB - один из последних оставшихся бортов в старой ливрее Austrian, которых осталось всего 8 во флоте. Из них 5 - Dash-8 (которые выводят достаточно быстрым темпом) и как раз 3 Б777.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ещё один A321-100, только на сей раз OE-LBB. Однажды я на нём уже летал:
A320-216 (OE-LXD), перешедший в наследство от Air Berlin, под чьей эгидой он летал в мокром лизинге для Austrian последние полгода существования а/к, после чего сменил бортовой и перешёл в собственность последних.

И вот тут меня настигает неожиданный сюрприз! Изначально закрадываются мысли - что же Б737-800 LOT делает у ангаров Austrian в Вене? При приближении выясняется, что это тот самый борт (SP-LWF), на котором я сюда прилетел! Тут же сверяюсь с Flightradar и выясняю, что как раз после моего рейса у него была выявлена поломка. Через несколько часов после нашей второй встречи он отправился восвояси.

Стройный ряд A321 Austrian продолжается самым "свежим" бортом данного типа (OE-LBF), носящим гордое имя Wien. Он во время объезда предстал со всех сторон, поэтому получилась своего рода мини-фотосессия.

Дополнил его мой самый первый A320 у Austrian (OE-LBS), ныне носящий новую ливрею:

Тем временем мы плавно переехали к стоянкам бизнес-джетов. Нас встречают сразу два Cessna 525 Citationjet CJ1 с бортовыми M-DATA и OM-CJI:

И снова две Цессны парой - на сей раз это Cessna 680 Citation Sovereign (SP-RAP) и Cessna 560XL Citation XLS (OE-GHB):

Принадлежащий Glock Bombardier BD-100-1A10 Challenger 350 (OE-HGG) и Dassault Falcon 2000EX (D-BLUE), чьим владельцем является ACM Air Charter:

Два Bombardier BD-700-1A10 Global Express - OE-IRP LaudaMotion (на базе которой был создан одноимённый лоукостер) и VP-CLP:

Тем временем показался и сам VIP-терминал. С удовольствием бы посетил его хоть в рамках тура, будь такая возможность.



А тем временем поток частных бортов не прерывается.
Dassault Falcon 2000S, SP-ARK:

Dassault Falcon 900EX Газпромавиа (RA-09008):

Тем временем мы возвращаемся к гражданским бортам. Самый свежий во флоте Austrian Б777-200 (OE-LPD):


Грузовой Б747-400F Asiana Cargo, с собратьями которого (а может и им самим) я не раз пересекался в Домодедово:

Возвращаемся на исходную позицию мимо уже замеченных ранее бортов, которым составил компанию Б737-800 Ryanair:


Делаем крутой поворот, почти вернувшись к отправной точке тура, и начинаем тур вдоль пирсов C (шенгенского) и D (международного).
Пожаловал один из немногих сохранивших салон ещё от Alitalia A320 Eurowings (D-ABZE). Произошло это потому, что Air Berlin, будучи под руководством Etihad, получил несколько A320 от братской по группе Alitalia, салон при этом не был заменён на некоторых бортах, в том числе и на этом. Ну а Eurowings никто средствами на установку собственных салонов не обеспечивает, и они довольствуются салоном предыдущего (или позапрошлого, как в данном случае) эксплуатанта во всех бортах от Air Berlin.

A320 (OE-IBJ) местного "троянского коня" Ryanair - Lauda(motion), возникшего на обломках обанкротившейся в декабре 2017 Niki. По объёму пассажиропотока именно они являются крупнейшим конкурентом Austrian в венском аэропорту.

Далее следуют не очень качественные кадры, но со своими интересными моментами.
Для Б787-9 тайваньской EVA Air было выбрано необычное место для стоянки в ожидании подготовки к рейсу - у шенгенского пирса:

A320neo Iberia с новой "бандитской маской" кабины пилотов:


A320 (OE-LVR) новообразованной Anisec Luftfahrt, принадлежащей IAG (группе, к которой также относятся Iberia, British Airways и Vueling), под эгидой которой стала частью бренда Level. Флот также состоит преимущественно из наследства Niki - из таковых 4 A321 и этот A320 (правда, успевший полетать прежде в Vueling).

А вот и отечественный гость пожаловал - Б737-800 Аэрофлота (VQ-BHD "И. Фролов"). Весьма удивительным выглядит посадка пассажиров через улицу у гейта с телетрапом.



Ещё один постоянный гость аэропорта - Б787-8 Qatar Airways (A7-BDC):

Его сменяет относительный новичок здесь - саудовский A320 (HZ-ASC). Впрочем, с учётом того, что именно в Вене находится штаб-квартира ОПЕК - неудивительно.

Теперь от гейтов T1 плавно перемещаемся в сторону Т3, и довольно старый пирс D сменяется современной громадой Т3:
Проносимся мимо входа в терминал для прибывших внутришенгенских рейсов, через который я заходил парой дней ранее:

Вот и начинается объезд пирса Т3 с его немногочисленными бортами.
Первым попадается старейший Б767 Austrian (OE-LAT), который через полгода разменяет 29 лет:

За ним следует A319 Eurowings Europe (OE-LYV), на тот момент выполнявший рейсы Austrian в рамках мокрого лизинга, чаще всего в Рим:


У гейта F/G31, откуда я дважды вылетал прошлым летом, своего вылета ожидает "подарок мамы дочке" - A320 (OE-LBY), первые 4 года своего существования отлетавший у LH. К слову, на его собрате я летал прошлым летом - с его не совсем классическим салоном можно ознакомиться здесь.
A320-216 (OE-LXA) и A319-112 (OE-LDA):


И ещё один борт в рамках мокрого лизинга для Austrian - на сей раз это A320SL Eurowings Europe:

3. Посещение мультимедийного зала ("комнаты приключений")
Итак, автобус привозит нас ко входу в терминал, недоступный рядовому пассажиру, после чего на грузовом лифте вместимостью аж 53 человека или 4030 кг мы поднимаемся аккурат в середину прохода к смотровой площадке:

Именно там и находится мультимедийный зал, а если дословно перевести название Erlebnisraum - комната приключений:


На входе можно оставить вещи, и тут нам пригождаются выданные ранее талоны как бы на рейс в Токио.


Один из роликов даже получилось записать:
Из-за плохой погоды на этом тур заканчивается. Мимо огромной коллекции моделей самолётов направляемся по коридору на выход в терминал:
Комната приключений, как и смотровая площадка, находится в Терминале 3 - самом современном в аэропорту и являющимся базовым для Austrian.


Нам же нужно через Терминал 1 попасть обратно в терминал Besucherwelt, чтобы забрать вещи:
Бросается в глаза соседство стоек и рекламы одной из любимых авиакомпаний, Turkish Airlines. В тот момент захотелось снова очутиться на их борту и испытать новый аэропорт Стамбула. Но, увы, в свете последних событий этой возможности придётся дожидаться долго...


4. Смотровая площадка в Терминале 3 аэропорта Вена-Швехат
Сижу я сейчас и думаю - негоже оставлять читателя без посещения, пожалуй, сакрального места всего венского аэропорта - таковым является, разумеется, смотровая площадка.

Далеко уходить от комнаты приключений не требуется - достаточно просто подняться по лестнице, и будет нам всем, любителям авиации, двойная порция счастья:
Предваряют эту самую порцию получение покупка билета и прохождение досмотра. Увы, я тогда забыл взять билет на тур, а ведь мог бы пройти по нему. Пришлось потратиться, но оно того стоило.


На входе встречают плакаты с картой аэропорта и всей интересующей информацией:


Сама смотровая площадка предлагает обзор лётного поля на 180 градусов. Имеется возможность присесть или понаблюдать за бортами в бинокль за отдельную плату:
C противоположной стороны открывается обзор на аэропорт со стороны подъезда:

Активность у старых пирсов на тот момент была довольно невысокой - выделялся только Б787-9 EVA Air...


И его собрат в восьмой версии уже от Hainan Airlines с A350-900 тайваньского конкурента EVA Air - China Airlines:


Жизнь с внешней стороны нового пирса была представлена Б767 и Б777-200 Austrian почтенного возраста в компании Б787-9 японской ANA, у которой в планах с этого года зайти и в Москву (увы, доподлинно теперь неизвестно о точном начале полётов).
Ближе к терминалу не было почти никого:
А вот и гегемония базового перевозчика разбавляется - из Хельсинки пожаловал A321SL Finnair (OH-LZH):

Базовых мелких бортов пока хватает.


A319 тоже в достатке - из них один оказался моим самым первым бортом Austrian, а за ними пожаловали ещё иностранные гости - A220-300 SWISS (HB-JCN) и A320 British Airways:
Швейцарцы причаливают. Накатывают приятные воспоминания о прекрасных перелётах на A220 - пожалуй, комфортнее салона в узкофюзеляжных бортах не найти. Вот, например, мой крайний обзор на него.


Ещё больше разнообразия иностранцев за пирсом C - там в рамках долгих стоянок ожидают своих рейсов Б787 Ethiopian Airlines и Thai, а также A330 Air China:

A321 Wizz Air (HA-LXO) более крупным планом:

Отправляются в свой недолгий путь Dash-8 Austrian (OE-LGG)...


И Embraer E195 (OE-LWK):

A319 (OE-LDA) тоже начинает своё плавное руление в сторону 29-й ВПП. В такие моменты вообще забываешь о ходе времени и становишься готовым бесконечно наблюдать за всеми этими процессами...

Тем более, что оживлённый трафик дополняется умопомрачительным видом на Альпы:

Перемещаемся на внутреннюю сторону нового пирса. Здесь у нас пара A320 (OE-LBK и LBI), на которых удалось однажды полетать именно в такой последовательности. Их, к тому же, разделяет всего несколько дней с даты первого полёта.


У самого дальнего гейта G36 своего вылета ожидает Б787-9 Air Canada (C-FGDX):

На стоянку перед будущими перелётами буксируют один из последних Б777-200 Austrian в старой ливрее (OE-LPC). Всё-таки есть в ней какой-то свой шарм, и возникают воспоминания о былом...

Немного общих ракурсов:


Этот A320 Lufthansa (D-AIQA), скорее всего, больше не взлетит. Недавно было объявлено о досрочном выводе 11 возрастных A320, куда с большой долей вероятности попадает и он, будучи выпущенным в феврале 1991 года:

Больше Эмбраеров Austrian!


С этим A320 (OE-LBU) связан мой самый живописный полёт в прошлом году:

Снимая тогда этот борт (A320 OE-LBO в ретро-ливрее 1980-х годов), я не догадывался, что через неделю мне на нём предстоит лететь вместо запланированного ранее A319.


28-летний Б767 (OE-LAX) ожидает скорейшего вылета. Кто знает, может быть, и он досрочно отправится на пенсию в ближайшее время. Оптимизационные меры точно будут приняты и в Austrian...

Заканчиваю я свой споттинг на данном кадре - с троицей Б787-9 EVA Air, A321SL Turkish Airlines (TC-JTL) и A319 Austrian:

Подводя итог, хочется отметить, что это была интересная возможность узнать для себя работу аэропорта под совсем другим углом. Пусть погода и не благоволила поначалу, но опыт вышел незабываемый. За разумную плату ведь можно было бы и у нас проводить споттинги для всех увлекающихся авиацией. Сейчас же приоритет на посещение только у блогеров, что и сами аэропорты не скрывают.
Ссылка на мой профиль в ВК, принимаю желающих в друзья.
А также рекомендую подписаться на мою группу.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
A321Lufthansa[/S]