Рад приветствовать всех в продолжении летней серии обзоров!
Заключительным шагом на пути в Австрию стал перелёт из Стамбула в Вену в бизнес-классе A321 Turkish Airlines. Билет со скидкой смог подобрать знакомый в агентстве, что и позволило опробовать продукт, который доводилось часто наблюдать лишь со стороны. Забегая вперёд, не могу не отметить, что ничуть не пожалел об этом. Конечно, это не бизнес-класс A330 и уж тем более не современный бизнес в Б787-9 и A350, но это по-прежнему очень достойный продукт.
Ссылки на предыдущие обзоры серии:
1. Москва - Анталья в обновлённом классе Комфорт Б777-300ER Аэрофлота
2. Анталья - Стамбул в бизнес-классе экс-кенийского Б777-300ER Turkish Airlines
Содержание обзора:
1. Аэропорт Стамбул
2. Перелёт Стамбул - Вена
3. Аэропорт Вена-Швехат
1. Аэропорт Стамбул
Как известно, аэропорт Стамбула состоит из 5 пирсов - A, B, D, F и G, последний из которых обслуживает внутренние рейсы. Кроме того, есть также 8 телетрапов, примыкающих непосредственно к основному терминалу и обозначенных как гейты C1-C4 и E1-E4.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выгоднее было приобретать раздельные билеты, поэтому по прибытии из Антальи я получал багаж, и покинув зону прибытия внутренних рейсов, направился к лифту, ведущему в зону вылета:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выйдя из лифта, прохожу по коридору в масштабный зал регистрации, протянувшийся на огромное расстояние:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ориентироваться в столь огромном зале проще по буквам, которыми обозначены островки регистрации. Стойки бизнес-класса Turkish Airlines находятся в зоне регистрации L. На первом кадре можно также увидеть вдали диваны для пассажиров, ожидающих регистрации:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь ощущалось, что львиная доля пассажиров Turkish Airlines - стыковочные, поэтому стоять в очередях не пришлось от слова совсем. На регистрации меня моментально зарегистрировали на рейс и приняли оплату за небольшой перевес багажа.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее я направился на паспортный контроль и досмотр, которые благодаря приоритетному каналу (находится слева от основного входа туда) были пройдены также очень быстро. К слову, теперь в аэропорту Стамбула внедрили новые аппараты на досмотре, благодаря которым не нужно ничего извлекать из ручной клади.
https://www.airlines-inform.ru/license/
По прохождении всех предполётных формальностей пассажиры оказываются в масштабной чистую зону с огромными зонами Duty Free, в которых найдутся товары на любой вкус и кошелёк. К слову, здесь всегда сотрудник заботливо сопровождает пассажира, проводя к наиболее свободной кассе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Чуть правее от центра терминала находится вход в бизнес-зал, работавший исключительно для инвалидов и пассажиров с детьми, поэтому всех остальных оттуда заворачивают. Достаточно странно, почему нельзя было оборудовать здесь более крупный вход.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поэтому пришлось пройти за угол к отдельному входу, что напротив гейта E1:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сначала, однако, я решил сходить в близлежащий пирс D, чтобы сфотографировать изначально заявленный на мой рейс A321 (однако, позднее его заменили, как и гейт вылета):
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На обратном пути удалось снять вид на окна бизнес-зала снизу. Совсем скоро буду сидеть по другую их сторону. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Теперь же пора идти на вход в предвкушении полного удовольствия от нахождения в этом замечательном месте:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поднявшись на эскалаторе, попадаю к стойке с сотрудниками, всегда готовыми помочь, если возникнут какие-либо вопросы:
https://www.airlines-inform.ru/license/
У меня же вопросов нет, поэтому мне прямо к автоматическим турникетам:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Напротив входа расположился огромный экран, показывающий красивые виды Стамбула:
https://www.airlines-inform.ru/license/
А чуть правее - достаточно большая камера хранения. Пришлось потратить много усилий, чтобы понять принцип функционирования местных шкафчиков, да так они мне и не поддались, потому пришлось все вещи и дальше тащить на себе. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Также имеется целый стол с компьютерами для свободного пользования, а рядом баннеры с инструкцией по подключению к местной сети Wi-Fi. По факту же достаточно просто ввести фамилию, номер рейса и место.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Так как уже был подуставшим после двух перелётов, решил испытать одну из ключевых фишек этого бизнес-зала, а именно принять душ. Для этого нужно подойти к стойке консьержа в левом торце зала:
https://www.airlines-inform.ru/license/
На стойке доброжелательный сотрудник выдаёт магнитный браслетик для открытия комнаты и направляют по коридору к душевым и спальным комнатам:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот так выглядят местные роскошные душевые. В общем-то, ничем не отличается от отеля, и всё было в идеальной чистоте:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наконец-то освежившись и переодевшись, направляюсь в зал отдохнуть и перекусить. По пути попался такой вот интересный стенд, позволяющий вживую отслеживать все находящиеся в данный момент в воздухе рейсы Turkish Airlines:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Натыкаюсь на интересную комнату, посвящённую сотрудничеству Turkish Airlines и Лиге чемпионов УЕФА - место, которое, пожалуй, будет очень ценным для многих поклонников футбола. В одном из углов этой комнаты даже стояла модель кресел из бизнес-класса Б787 и A350, оба из которых заняли увлечённые видеоигрой дети:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кроме того, в бизнес-зале есть даже симулятор игры в гольф:

Сначала в зале находится ресторанная зона, расположенная непосредственно возле буфета и стоек со свежеприготовленной пищей:


С пылу с жару можно было отведать некоторые фирменные турецкие блюда (отведать их в этот раз не хватило времени), а также свежеиспечённые лепёшки пиде:


Ассортимент закусок, как и всегда в этом бизнес-зале, был очень богатым и представлял собой огромный ассортимент различных салатов и прочих закусок, в том числе из турецкой кухни:
В большом ассортименте были традиционные турецкие чай и кофе, а также лимонады, которые всегда подают в качестве приветственных напитков в бизнес-классе:


Как и всегда, я предпочёл провести оставшееся время перед вылетом в более спокойной и тихой части бизнес-зала, часть которой, правда, была на частичной реконструкции:


Наиболее тихим был уголок, оформленный под библиотеку, и при этом с шикарным видом на зал вылета и перрон. Столики, конечно, были менее удобными для приёма пищи, зато здесь спокойнее, чем в ресторанной зоне.


Всегда приятно, когда детали продуманы до мелочей - такой интерьер очень импонирует:

Приступив к перекусу, я решил параллельно свериться с данными табло и Flightradar, актуальны ли мой борт и гейт, и именно в этот момент интернет дал сбой. Пришлось подбежать к табло, и здесь интуиция меня не подвела - один из ближайших к бизнес-залу гейтов E2 был заменён на A8A - одним из дальних гейтов в дальнем от зала пирсе A. Вcледствие этого пришлось выдвигаться в сторону гейта за час до вылета. Напоследок снимаю роскошный рояль бизнес-зала:

Жаль, конечно, что в этот раз было маловато времени на бизнес-зал. Но ничего, не последний раз. Вновь прохожу через центральную часть терминала с обилием Duty Free и бутиков самых разных брендов:
В одном закутке расположились СПА, бизнес-залы IGA Lounge и SkyTeam, аэропортовый отель YotelAir (по очень завышенным ценам, разумеется) и даже музей аэропорта, чего не припоминаю ранее. Было бы интересно его посетить при более продолжительной стыковке.

Табло подтверждает, что мы движемся в верном направлении. Как и всегда, обилие маршрутной сети из аэропорта Стамбула будоражит сознание:

Спускаемся к распутью между пирсами A и B:


В прошлом году перед вылетом в Вену мой путь лежал направо, теперь же мне предстояло пойти налево. Надо сказать, что ещё ни разу не вылетал отсюда, а вот прилетал целых 2 раза.

В этом пирсе располагаются единственные автобусные гейты в международном секторе терминала - они обозначены как A1 и A4, при этом по факту этих гейтов много, и для их обозначения добавляются буквы после номера.


По пути встречается магазин Duty Free - правда, по масштабам и ассортименту уже куда более скромный по сравнению с центральной частью терминала. Видимо, это на случай, если пассажир что-то забыл докупить из менее существенных товаров. На обратном пути такой случай был и у меня.



С одной из сторон пирса расположилась масштабная зона отдыха, весьма полезная при длительных пересадках при путешествии эконом-классом - теперь пассажирам не придётся валяться на креслах в зале ожидания.

В конце пирса путь к гейтам разделяется, хотя на практике к ним можно пройти с любой из сторон:

За этим разветвлением расположилась масштабная зона ожидания с мягкими креслами, что также поднимает комфортабельность ожидания вылета на качественно новый уровень:


Около гейтов скопилась уже немалая очередь в ожидании посадки - как-никак, в этом углу сконцентрированы сразу 3 гейта.

Данный гейт A11 можно по праву считать одним из наиболее удалённых в терминале - дальше него уже ничего нет:


Отсюда открываются виды на выезд с привокзальной площади терминала и его, так сказать, внутренний двор, используемый лишь для проезда служб аэропорта:


Б777-300ER только что прибыл из Лос-Анджелеса, и его дальнейший путь лежал в Анталью. В общем, в Анталью в летний сезон можно здорово налетаться на широкофюзеляжных бортах.

На дальних стоянках было несколько бортов Turkish Airlines и, по-видимому, сломавшийся Б737-800 KLM:

Теперь пора вернуться к моему гейту A8A. Здесь пока только шла подготовка к посадке, а сотрудник проверял документы для въезда в Австрию у пассажиров, о чём делал отметки в посадочном:


К сожалению, расположение гейта не позволило полностью увидеть борт - сегодня им оказался самый новый A321 прежнего поколения во флоте Turkish Airlines (TC-JTR). Именно на нём состоялся мой первый полёт на данном типе у них в далёком 2017 из Стамбула в Москву, когда ему было всего полгода:

Через несколько минут объявили о начале посадки, и в числе первых прохожу на борт. К сожалению, заснять борт из телетрапа также не удалось.
2. Перелёт Стамбул - Вена
Информация о борте:
Тип: Airbus A321-231SL
Бортовой номер и имя: TC-JTR "Bahçelievler"
Первый полёт: 23.01.2017
Дата поставки: 31.01.2017
Тестовая регистрация - D-AZAV
Информация о полёте:
Полёт проходил мимо городов Бургас (Болгария), Крайова и Тимишоара (Румыния), Будапешт и Дьёр (Венгрия). Фактическое расстояние составило 1235 км, время в пути - 1:44.


Попадаю на борт первым, что позволяет удачно заснять ещё пустой салон. С первых секунд стало понятно, что экипаж на рейсе будет очень доброжелательным.


Изначально моим местом было 4А, так как из доступных мест у окна в системе бронирования оно оставалось единственным доступным (фото в вертикальном положении и с откинутой спинкой):


От соседнего гейта буксируют собрата нашего борта по компоновке и салону:

У терминала было достаточно большое разнообразие бортов авиакомпаний, отличных от базового перевозчика:


Конечно, место у окна всегда хорошо, но я понимаю, что все виды на взлёте и посадке на этом рейсе будут по правому борту. Посадка закончилась, и поэтому решаю поменяться с человеком с 4F местами, так как по нашему маршруту все интересные виды будут по правому борту. Очень любезный мужчина без проблем согласился поменяться, пусть и не до конца поняв моих мотивов.


По другую сторону от нашего борта к вылету в Мешхед готовился Б737-900 Turkish Airlines - именно на его собрате и состоялся мой обратный перелёт из Вены.

Расположившись на новом месте, решаю продолжить осмотр салона. Расстояние между креслами, разумеется, роскошное. Ширина же кресла составила щедрые 51 см или щедрые 20 дюймов.

Подголовник кресла очень удобно регулировался, в том числе в высоту (в отличие от A321neo и Б737MAX, где с подъёмом подголовника в высоту проблематично):

Подлокотники были в достойном состоянии. Из одного из них извлекался монитор, из другого - столик:


Пряжка ремня была с фирменным логотипом, как и подобает большинству других бортов авиакомпании:

Между кресел находились розетки и разъёмы для наушников:

В каждое кресло были также встроены регулируемые лампы для чтения:

Тем временем раздали приветственные напитки, из ассортимента которых я выбрал апельсиновый сок:

А также меню, которое на международных рейсах отличается куда большим разнообразием, чем на внутренних - здесь и выбор блюд, и большее разнообразие напитков, включая алкогольные:


Ещё были розданы наушники для системы развлечений:


На выдвижных мониторах запустили демонстрацию аварийно-спасательного оборудования:

И вскоре началась буксировка. Стало понятно, что сегодня мы вылетим вовремя - обычно этот рейс часто задерживался:

По соседству от моего гейта стоял Б737-800 литовской GetJet, ранее летавший в отечественном Nordwind:

А у других гейтов пирса А - Б777-200 Korean Air и A330-200 ливанской MEA:

Порулили на взлёт, огибая обе 35-е ВПП с юга:


Салон в это время озарился лучами заката, от игры которых в салоне создалась особенно уютная атмосфера:

На мониторах тем временем вывели карту полёта. Она также была доступна и на индивидуальных мониторах в подлокотнике кресла, однако на время взлёта они должны были быть убраны.

На подъезде к ВПП вновь показался терминал в лучах заката. Если делать кальку с известного английского выражения golden hour - золотой час. Поистине подходящее выражение, которое, однако, не имеет аналога у нас:


По другую сторону от ВПП виднеется офис Turkish Airlines:

Занимаем точку исполнительного старта на ВПП 35L. Примечательно, что за все перелёты отсюда я взлетаю лишь второй раз - до этого все мои вылеты были с ВПП 36, что по правую сторону от терминала.


Командир постепенно запускает полную тягу двигателей, и раздаётся мощный гул наших двигателей IAE (конечно, не таких зычных, как их конкурент от CFM), и мы начинаем стремительный разбег:


Недолго борт разгонялся, и вот мы с лёгкостью отрываемся, оставляя внизу перрон аэропорта с только приземлившимся Б737-800 Белавиа:

А затем и озарённое заходящим светилом безжизненное турецкое побережье севернее аэропорта. До скорых встреч, Турция! После этого мы сразу берём курс на северо-запад и направляемся в сторону болгарского побережья.


После взлёта заглянул в кармашек, где оказалась лишь инструкция по безопасности. Даже интересно, вернутся ли однажды печатные бортовые журналы...


Также посетил уборную, в которой был фирменный набор косметики от Molton Brown, а именно жидкое мыло и крем для рук:

Теперь пора изучить систему развлечений на борту. Неискушённому пассажиру покажется, что кроме выдвижных экранов над креслами здесь ничего нет, однако это не так, на что намекает пульт, расположенный в кресле. В бизнес-классе он также дублирует показания монитора:


Сам же монитор извлекается из подлокотника, противоположного от того, в котором находится столик. Требуется нажать кнопку на подлокотнике и потянуть монитор за крючок. Для начала открывается настройка выбора языка системы, а затем стартовая страница системы:


Обилие контента было в лучших традициях Turkish Airlines с колоссальным выбором как фильмов и передач, так и музыки:
А также видеогидов по городам - в том числе и по Вене:
Карта полёта также была достаточно интерактивной - можно было свободно масштабировать карту, её ракурсы и выводить информацию о полёте:
Кроме того, был также ракурс как бы с видом из кабины пилотов:

Пока я копошился в системе развлечений, по салону начали разноситься ароматы разогреваемых блюд и звон приборов,
что означало приближение обслуживания. Для начала экипаж раздал горячие полотенца:

И затем подоспели закуски - салат из креветок с коктейльным соусом и ассорти зелени (прежде всего шпината), обжаренной по технологии стир-фри (быстрой обжарки) с клубникой и йогуртом сюзме. В общем, новое меню Turkish Airlines получилось очень изощрённым.


На горячее был предложен следующий выбор блюд:
1) Отбивная из говяжьего филе с рагу из баклажанов и томатов с рисом и зелёным перцем;
2) Обжаренная куриная грудка с полентой, рататуем и соусом из тимьяна;
3) Ньокки по-римски с рагу из чёрной чечевицы Белуга.
Учитывая, что закуска была лёгкой и из морепродуктов, я предпочёл взять курицу, оказавшуюся весьма достойной на вкус. Дополнить её решил испанским белым вином Torres Vina Sol Parellada:

Приборы, разумеется, были металлическими и с логотипом авиакомпании:

Пока пассажиры вкушали основные блюда, борт находился над болгарско-румынской границей:
На десерт был подан бисквит Трес Лечес с карамельной глазурью. К нему я взял чай из предложенного в меню ассортимента:

После сытного ужина я решил разложить кресло. В отличие от Б737 и новых А320/321 Аэрофлота, здесь его можно разложить под очень хорошим углом и с выдвигающейся оттоманкой. Количество регулировок также щедрое. Но в отличие от A321neo, оттоманка не регулируется по длине.


По окончании обслуживания пассажиры утихли и погрузились в полное расслабление - кто-то уснул, кто-то смотрел фильмы. Ну а я воспользовался моментом для съёмки вида сзади:

Закат играл самыми яркими красками где-то в небе над Румынией и Венгрией. К сожалению, из-за вечерней дымки уже трудно было чего-то разглядеть на земле.


Однако когда мы пролетали Будапешт, всё-таки удалось заснять вид на него - конечно, не так удачно, как в прошлом году, но в остальном город легко узнаётся:


Вскоре после этого борт приступил к снижению. Продолжаем путь параллельно Дунаю с постепенно исчезающим в небе светилом:
По мере приближения к пункту назначения мы потихоньку начинаем отдаляться от Дуная. Небо было освещено последними солнечными лучами, и полностью воцарились сумерки, которые уже будут завершаться на момент нашего прибытия:


До Вены остаётся всего 32 км. Дорисованный на карте маршрут соответствует действительности - мы как взяли курс на 290 градусов от Будапешта, так и будем его придерживаться до конца маршрута, так как будем садиться на ВПП под тем же курсом:

Показались традиционные для местных краёв поля с ветряными электростанциями, а между ними проходит автобан А6, являющийся ответвлением от автобана А4 в столицу Словакии Братиславу:

Над местными полями выходим на глиссаду ВПП 29, в большинстве случаев используемую на взлёт. Однако в связи с поздним временем на неё же мы и будем садиться. Надо сказать, что это происходит нечасто - в последнее время борта в это время всё чаще садятся с северо-запада, нежели чем с востока.


Пролетаем штаб-квартиру одного из местных генподрядчиков по строительству железных дорог и метро - там же находится и депо товарных поездов:

Вот и показался торец ВПП. Вдали виднеется уже не работавшая на тот момент ВПП 16/34:

До касания остаются считанные метры. По телу идут мурашки от радостного предвкушения скоро прибытия - вот и прошли почти 11 месяцев с моего прошлого пребывания здесь, и вот как я вылетал отсюда на борту A350 Turkish Airlines, так и теперь вновь приземляюсь на ту же самую полосу:


И вот с опережением расписания почти на 10 минут плавно приземляемся. Надо сказать, что мой рейс стал одним из немногих за последнее время, прилетевших ранее планируемого времени прибытия:


На дальней стоянке и в ангаре оказываются сразу 2 Б777-200 Austrian. Со следующего момента наступит долгожданное обновление их дальнемагистрального флота передаваемыми из материнской Lufthansa Б787-9.

Съезжаем с ВПП, и в салоне заиграли первые ноты фирменной музыки Turkish Airlines, используемой во время посадки на борт и прибытия рейсов в пункт назначения:

И начинаем плавное, но достаточно непродолжительное руление к нашей стоянке:


Поворачиваем к гейту D27, что в старом пирсе для международных рейсов терминала 1:

У гейтов соседнего Т3 было относительно оживлённо - стоял Б777-300ER Emirates, а также среди бортов был замечен новейший A320neo во флоте Austrian. Всего в течение прошедшего года поступило 4 борта, и в скором времени ожидается ещё один:

Проезжает один из многочисленных E195 Austrian, а заодно виднеется и автобус, который повезёт нас к терминалу. Чуть позже объясню, почему именно автобус:

Высадка начинается за считанные минуты. Делаю заключительный кадр своих мест:

Пришла пора покидать борт. Время в этих очень комфортных креслах пролетело незаметно, и грустно покидать пригретое комфортное место.



Прощаюсь с экипажем со словами благодарности, выхожу по трапу, что позволяет сфотографировать борт в разных ракурсах:

И спускаюсь к автобусу. Казалось бы, почему не подогнали телетрап? Дело в том, что раньше в этом пирсе у каждого гейта был отдельный досмотр, и всех пассажиров по умолчанию выпускали в здание терминала, так как оно не считалось контролируемой зоной аэропорта. Теперь же из пассажиров международных рейсов сразу в терминал могут попадать только те, кто прибыли, например, из нешенгенских стран ЕС, Великобритании, США или Канады. Остальных же приходится возить автобусом.


С перрона также делаю напоследок пару кадров нашего борта:


Потоку выходящих пассажиров придётся подождать - двери автобуса для бизнес-класса закрылись. Говорить до скорых встреч не буду, с TC-JTR их мне пока хватило.


Начинаем наш короткий двухминутный вояж к терминалу - благо, в венском аэропорту все расстояния очень короткие:

3. Аэропорт Вена-Швехат
Прибываем к бывшим автобусным гейтам для вылетов в пределах Шенгена, которые теперь полностью переделаны в зону паспортного контроля для прибывших международными рейсами пассажиров:


Поскольку пассажиры бизнес-класса были первыми, прохождение паспортного контроля (включая путь к кабинкам) заняло всего пару минут, и вот мы уже официально пересекли границу:


Теперь путь лежит по немногочисленным коридорам в сторону зала выдачи багажа:


Сначала попадаем в реконструированный зал старого терминала:


Здесь же находится лента выдачи негабаритного багажа:

По табло узнаю, что багаж будут выдавать на ленте 004, как и у 90% всех прибывающих рейсов Turkish Airlines:

Теперь попадаем в здание Т3, где и находится основная часть зала выдачи багажа:

Ожидание багажа заняло порядка 20 минут с момента прибытия к ленте. Видимо, грузчикам в столь поздний час было лениво действовать оперативно.


Моя лента находилась напротив таможни, поэтому сразу направляюсь на выход через толпы встречающих:


После чего попадаю на парковку, откуда как раз открывается неплохой вид на терминал:

Пожалуй, на этой позитивной ноте пора завершать обзор. Теперь же мне предстоял продолжительный долгожданный отпуск. Пора подводить итоги столь насыщенного перелёта:
- Аэропорт Стамбул - 5+. Очень удобная организация аэропорта - быстрое прохождение предполётных формальностей, огромный ассортимент в Duty Free и многочисленные удобства для пассажиров в зале ожидания.
- Turkish Airlines Business Lounge - 5+. Бизнес-зал, в котором есть всё необходимое для долгих стыковок - вплоть до душа и даже спальных комнат. Изобилие закусок, традиционных турецких блюд и десертов, а также стильный дизайн.
- Turkish Airlines - 5+. Комфортные кресла в A321, позволяющие провести перелёт в атмосфере расслабления, удобная система развлечений. Внимательный и дружелюбный экипаж, замечательно обслуживший пассажиров рейса.
- Аэропорт Вена-Швехат - 4. Конечно, старый терминал нуждается в обновлении, да и скорость выдачи багажа подвела. А в остальном достаточно приятный аэропорт, очень удобная система подключения к сети Wi-Fi буквально за 2 клика.
ВК - @a321lufthansa (мой профиль); @a321lufthansaofficial (группа).
Instagram - @a321lufthansa.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
© A321Lufthansa




