Пора переходить к самому интересному: дальнему перелёту через азиатский континент рейсом ТК70 IST-HKG (STD 01:20, STA 17:15).
На данном сайте уже достаточно много обзоров перелётов на узкофюзеляжных бортах Туркишей, а вот обзоров широкофюзеляжных бортов было всего 2: это перелет Стамбул - Брюссель на А343 (2013 г.) и Катманду - Стамбул на А332 (2015 г.) Я исправлю это упущение обзором самого "крутого" широкофюзеляжного борта туркишей - их могучего флагмана 77W.
Предыдущий обзор я закончил на обратной дороге в аэропорт. Итак, автобус, наконец, прибывает к терминалу аэропорта, поднимаясь по эстакаде на уровень Departures. Несмотря на то, что экскурсия была заявлена до 18:00, вернулись раньше, несмотря на пробки по дороге. И правильно - стремительно надвигаются сумерки, а циклон разбушевался ещё сильнее.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На входе в аэропорт - контроль безопасности. Мера совсем нелишняя в городе, который время от времени сотрясают теракты. Увы, и это не помогло предотвратить трагедию в июне 2016 г.
Холл аэропорта поначалу кажется несколько пустынным, но это обманчиво.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Центральная часть зала. Одна из стоек регистрации Туркишей, присутствие которых ощущается всюду https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь уже оживлённо, народа множество. Есть стойки саморегистрации...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и большое табло вылетающих рейсов, между дисплеями которого - портрет самого Мустафы Кемаля Ататюрка, в честь которого и назван аэропорт
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Погуляли немного по залу Departures - и пока хватит. Направляюсь вниз в зону Arrivals на эскалаторе. Рядом с ним также есть и лифт.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сейчас я покажу вам ещё одну полезную "фичу" кафе Старбакс, расположенного рядом со стойкой Hotel Desk.
https://www.airlines-inform.ru/license/
По предъявлению посадочного на вылетающий рейс, сотрудник кафе сканирует его и выдаёт чек с паролем от wi-fi на 2 часа. При этом в кафе можно ничего не покупать. На моём посадочном под чеком слегка заметен штамп Istanbul City Tour, свидетельствующий о том, что я участвовал в экскурсии https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Отмечу, что по состоянию на конец 2016 - начало 2017 г. в чистой зоне аэропорта также появился Wi-Fi с бесплатным временем 2 часа. Но для его активации требуется получение SMS, и, поскольку я отключаю российскую сим-карту в заграничных поездках, его я не проверял.
Обратите внимание, какие очереди бывают вечером на Hotel Desk.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Через полтора часа, когда сидеть в кафе надоедает, решаю двигаться в чистую зону. Поднимаюсь наверх тем же путём и следую на паспортный контроль.
https://www.airlines-inform.ru/license/
На паспортном контроле немаленькая очередь, но движется она довольно живо - спасибо пограничникам. Сразу за паспортным контролем - ещё один, основной, контроль безопасности. Пройдя его, оказываюсь в похожем на гудящий улей центральном зале чистой зоны, переполненном ожидающими своих рейсов пассажирами. В некоторые моменты начинает казаться, что находишься не в аэропорту, а на восточном базаре - настолько колоритных персонажей здесь можно увидеть благодаря тому, что сеть маршрутов Туркишей охватывает очень большое количество стран, в т.ч. мусульманских и африканских!
Пора рассказать подробнее, что представляет из себя аэропорт имени Ататюрка. Он расположен в европейской части Стамбула на берегу Мраморного моря, имеет три ВПП - 18R/36L (3000 м), 18L/36R (3000 м) и 06/24 (2580 м) и два терминала - небольшой Т1 для внутренних рейсов (на схеме - зелёный) и большой Т2 для международных рейсов (жёлтый). С центром города его соединяет линия городского метро, что очень удобно.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Терминалы аэропорта в крупном масштабе с указанием гейтов, оборудованных телетрапами: зелёный - гейты внутреннего Т1, жёлтый - гейты международного Т2, в котором я и нахожусь.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А это - сфотографированные мной в чистой зоне Т2 схема аэропорта...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и схема транзитной зоны Т2 с расположением гейтов, оборудованных телетрапами, расположенных под ними "автобусных" гейтов, а также лаунджей, магазинов и кафе:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ататюрк, занимающий 3-4 место в Европе по пассажиропотоку (который практически равен пассажиропотоку Франкфурта), справляется с таким количеством пассажиров на пределе своих мощностей, и расширяться ему некуда - вокруг городская застройка, что хорошо видно на вышеприведённом космоснимке. Но ему уже готовится достойная замена - Istanbul New Airport, который строится к северу от Стамбула на берегу Чёрного моря и по мере ввода в строй всех мощностей должен стать крупнейшим аэропортом мира по пассажиропотоку и крупнейшим хабом глобального значения. К этому есть все предпосылки - географическое положение Стамбула более удачное, чем у ближневосточных хабов в Дубае, Дохе и Абу-Даби, плюс вся континентальная Европа достижима из Стамбула рейсами узкофюзеляжных самолётов.
После открытия первой очереди нового аэропорта, которое намечено на февраль 2018 г., Туркиши переедут туда из Ататюрка, дальнейшая судьба которого пока неясна - его либо закроют, либо превратят в аэропорт для бизнес-авиации. По этой причине не стоит ждать от нынешнего Ататюрка комфорта и удобств на уровне лучших азиатских хабов - всё это будет в новом аэропорту, но не здесь. Аэропорт Сабиха Гёкчён (SAW), расположенный в азиатской части мегаполиса, наоборот, продолжит функционировать.
Однако, некоторые изменения в Ататюрке, предназначенные для того, чтобы улучшить его работу в этот "переходный" период, всё же происходят. По состоянию на конец 2016 года, конкорс, где расположены гейты 225-226, удлинили, открыв дополнительные гейты с телетрапами для больших широкофюзеляжников (строящаяся "добавка" к конкорсу как раз запечатлена в предыдущем обзоре на заруливании), но в данном обзоре их не будет, чтобы не нарушать хронологию.
Заранее прошу прощения за некоторые не очень качественные фото ниже, т.к. в тот раз кое-что снимал на телефон и сфотографировал не всё, что мог бы, но, поскольку с тех пор я побывал в Ататюрке много раз, последующие обзоры компенсируют упущения данного обзора.
Табло вылетающих рейсов, дающее наглядное представление о величине трафика. Множество рейсов в Азию вылетает глубокой ночью после полуночи и летят навстречу рассвету, в их числе и мой ТК70.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Указатели к гейтам. Приведённые здесь времена пешего хода, которое требуется, чтобы добраться до них, дают некоторое представление о размерах аэропорта. Например, терминал Ататюрка в длину существенно больше, чем терминал 3 аэропорта Дубая.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В центральном зале расположены дьютики и фудкорты
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Указатели к самым загруженным гейтам.
https://www.airlines-inform.ru/license/
В помощь пассажирам - траволаторы
https://www.airlines-inform.ru/license/
А для элитных пассажиров - электрокары
https://www.airlines-inform.ru/license/
Все гейты с телетрапами имеют собственные накопители. В большую часть этих накопителей доступ свободный, но есть и специальные гейты с "закрытыми" накопителями, откуда обычно отправляются рейсы в англосаксонские страны Первого Мира с их строжайшим визовым режимом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Есть стойки с розетками, но их явно недостаточно.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Платные массажные кресла
https://www.airlines-inform.ru/license/
Платные стойки для зарядки девайсов - для тех, кому не достанется бесплатных розеток
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Решаю прогуляться до самого дальнего на тот момент гейта 226.
Аппарат, позволяющий перевести оставшиеся у пассажиров турецкие лиры в виртуальные деньги
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сенсорный информационный экран
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кафе и рестораны, расположенные над дьютиками
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кафе с велосипедом
https://www.airlines-inform.ru/license/
Магазин турецких сладостей
https://www.airlines-inform.ru/license/
"Лондонские" красные телефонные будки
https://www.airlines-inform.ru/license/
Указатели к оставшихся на моём пути гейтам. Идти на самом деле ещё немало.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Лаундж Туркишей "Istanbul"
https://www.airlines-inform.ru/license/
Дьютик для курильщиков
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее - длинный коридор с траволаторами, где стоят кресла, на которых можно спать. Что и делают некоторые пассажиры в ожидании своих рейсов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и ещё один коридор.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Лаундж Emirates
https://www.airlines-inform.ru/license/
Лаундж альянса Skyteam
https://www.airlines-inform.ru/license/
Киоск для возврата НДС
https://www.airlines-inform.ru/license/
И вот, наконец, я в конце терминала у гейтов 225 и 226. В отличие от остальной части терминала, здесь пустынно и есть множество кресел, на которых можно поспать. Так что рекомендую прятаться от толп именно в этом конкорсе (включая недавно открытые новые гейты)
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь также есть розетки
https://www.airlines-inform.ru/license/
Реклама авиакомпании AtlasGlobal
https://www.airlines-inform.ru/license/
Времени достаточно на то, чтобы поспать, но сон не идёт, поэтому через некоторое время отправляюсь обратно.
А вот что происходило в это время за окном. Дождь, начавшийся утром и продолжавшийся весь день, перешёл в мокрый снег. Здесь нелишне напомнить про одно слабое место Ататюрка: зимой в Стамбуле иногда случаются сильные снегопады, и аэропорт перед ними пасует, не имея мощностей для оперативной уборки снега. При этом отменяется множество рейсов и образуется транспортный коллапс. К счастью, меня миновала чаша сия, да и вообще мне с туркишами всегда везло.
https://www.airlines-inform.ru/license/
У гейта 209 стоит B77W TC-JJK "Akdeniz". К слову, именно на этом борте спустя месяц с небольшим я летел в далёкую Бразилию.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на перрон из конкорса, где расположены гейты 201-204
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид оттуда же на терминал 2 и эстакаду, ведущую на уровень Departures
https://www.airlines-inform.ru/license/
Продолжаем споттинг из основной, длинной, части терминала.
А333 TC-JNC "Hattusas" с двигателями GE CF6-80
https://www.airlines-inform.ru/license/
Неопознанный А332 (двигатели RR Trent 700) из одной из арабских стран
https://www.airlines-inform.ru/license/
В772 Korean Air (двигатели PW4090) из Сеула и А320 российского нацпера
https://www.airlines-inform.ru/license/
Неопознанный транспортный 4-моторный высокоплан с почти вертикальными винглетами и В738 Туркишей.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А332 MEA с кедром на хвосте из Бейрута - столицы Ливана
https://www.airlines-inform.ru/license/
Отчаливающий А333 Туркишей с двигателями RR700
https://www.airlines-inform.ru/license/
Узбекский В763
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наконец, на табло высвечивается гейт для моего рейса - 305. Значит, надо двигаться в "излом" буквы Г терминала и спускаться вниз - это автобусный гейт. В зоне гейтов 301-312 толпы народа - видимо, всё это пассажиры больших широкофюзеляжников, вылетающих в Азию.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Фотографирую отчаливающий от 209-го гейта борт TC-JJK, который отправляется куда-то в Азию.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
За ним - А333 с двигателями GE
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наконец, с некоторой задержкой, начинается посадка на мой рейс, и наконец-то можно покинуть перегруженный накопитель, который уже порядком утомил.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Автобус привозит на стоянку тяжёлых широкофюзеляжников к нашему борту - B77W TC-JJV с именем Heybeliada - в честь одного из Принцевых островов, которые я видел из окна В738 во время снижения.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Возможности сфотографировать борт целиком не было, поэтому приведу фото с planespotters.net
https://www.airlines-inform.ru/license/
Борт совсем молодой - на момент полёта ему не было и года. А вот информация с planespotters по состоянию на данный момент:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Немного "о птичках", а точнее, о флоте Туркишей и их стратегии по его расширению и обновлению. Состав их флота удивительно схож с составом флота российского нацпера: из широкофюзеляжников совпадение по основым типам: B77W, A333, A332 (правда, у туркишей можно увидеть различные варианты двигателей на 330-х), из узкофюзеляжных - совпадение по А321, А320 (разница с АФЛом опять же в двигателях - Туркиши предпочитают IAE на 32x) и В738. Отличие состоит в том, что количество бортов этих типов у Туркишей в разы превосходит количество таковых у АФЛ, а также в наличии у Туркишей узкофюзеляжных А319, В739 и одного В737, плюс доживающих свой век 4 широкофюзеляжных А343.
Весьма любопытным выглядит тот факт, что у Туркишей в заказах полностью отсутствуют широкофюзеляжные самолёты новейшего поколения, такие как А350 и В787. Ставка сделана на борта текущего (и уже начинающего несколько устаревать) поколения - В77W и А333. Причём "топоры" туркиши получают как новыми с завода, так и берут достаточно молодые борта у авиакомпаний, которые отказываются от этого типа: например, борта TC-LKA, -LKB, -LKC взяты у Kenya Airways. А на заре своего расцвета Туркиши брали в мокрый лизинг B77W у индийской авиакомпании Jet Airways.
Возможно, после переезда в громадный новый аэропорт Стамбула Туркиши продолжат наращивать флот за счёт поступающих на вторичный рынок 77W и 333, которые будут выводить другие авиакомпании, заменяя на А359/35К и В779/778.
Поднимаясь по трапу, фотографирую громадный двигатель GE90-115B1L. Рядом с этой силовой установкой, тяга которой может обеспечить вертикальный взлёт небольшому узкофюзеляжнику типа В738, поневоле испытываешь трепет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Снаружи бушует стихия, и, наконец, я в салоне. Сначала - небольшой салон бизнес-класса, который у Туркишей на этих бортах имеет компоновку 2-3-2 - далеко не самый привлекательный вариант по сравнению с 1-2-1 в лучших "бизнесах", но кресла выглядят весьма "продвинутыми" и раскладываются в плоскую кровать. Более подробно салон бизнеса я покажу в других обзорах.
https://www.airlines-inform.ru/license/
За ним - небольшой передний салон эконома над двигателями. Эконом туркишей имеет компоновку 3-3-3. Салон буквально сияет свежестью и радует цветовой гаммой. Борт свежий, и салон в нём новейшего образца. Компоновка самолёта - 49 мест бизнеса и 300 мест эконома.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Средний салон эконома и места Space+ у запасного выхода без иллюминатора.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Задний салон эконома, в котором мне предстоит провести ближайшие 10 часов. Как можно видеть, кресла укомплектованы подушками и пледами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Моё место 44А по левому борту. В моём распоряжении полтора иллюминатора. Непогода уже наполовину залепила снегом иллюминаторы, а я в просторном, красивом и светлом салоне могучей крылатой машины, и настроение устремляется вверх. Так рождается магия полёта!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ширина кресла заявлена как 18" и ощущения это подтверждают - в ширину просторно. Вообще, эти кресла очень напоминают таковые на А380 Emirates: возможно, что модель одна и та же (и, судя по всему, очень популярная).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Однако, можно было установить кресла шире: салон 77W в такой компоновке без проблем принимает кресла шириной до 19" (и такая ширина встречается у Singapore Airlines, JAL и в В773 покойной ТСО, которые летают сейчас в "России"). Причина, почему туркиши выбрали ширину "эрбасовского" стандарта, кроется, видимо, в полной унификации кресел с А333 (в чём можно убедиться, например, здесь). Но "эрбасовская" ширина уже достаточна для комфортного дальнего перелёта, к тому же форма кресла очень удобная.
Здесь важно сделать ремарку: в настоящее время буквально единичные авиакомпании получают свежие 77W с завода в гуманной компоновке 3-3-3. Туркиши - одна из таких авиакомпаний. В мире пока что летает не так уж и мало "топоров" с компоновкой эконома "9 в ряд" и гуманной шириной кресел не менее 18", но большинство их - уже немолодые и постепенно выводятся из эксплуатации или перекомпоновываются с уплотнением до скотовозных "10 в ряд" (например, у "ближневосточной тройки" все "топоры", кроме катарских 77L, являются скотовозными). А подавляющее большинство свежих "топоров" улетают с завода в Эверетте к своим эксплуатантам уже в готовой скотовозной компоновке, практически непригодной для дальнемагистральных перелётов, в то время как на дальняке играет роль каждый сантиметр ширины. Это особенно чувствуется, если вы летите в одиночку при полной загрузке салона, а соседи - незнакомые люди, неавторизованные для входа в ваше личное пространство.
Но вернемся к обзору салона.
Расстояние между рядами неплохое, но несколько уступает таковому в 773 экс-ТСО и 77W российского нацпера. Никаких мешающих "ящиков" развлекательной системы под креслами нет, и это замечательно. Имеется подножка для ног, которая, правда, в поднятом состоянии может стать серьезной помехой, если впереди сидящий пассажир откинет спинку кресла на максимум.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/ Я быстро сообразил, как решить эту возможную проблему: если опустить подножку, убрать все журналы из кармана и вытянуть ноги над подножкой под креслом, можно расположиться чрезвычайно комфортно, и даже полностью откинутая спинка никак не сможет помешать. Крайне рекомендую взять на вооружение этот "лайфхак" https://www.airlines-inform.ru/license/
Однако, на этом рейсе откидывать спинку кресла было некому: загрузка была неполной и кресло впереди меня оказалось пустым. Более того, пустовало и соседнее кресло в моём блоке, так что получился настоящий "дальнемагистральный евробизнес"!
IFE имеет большой, очень отзывчивый, поворотный дисплей и огромный выбор музыки и фильмов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Есть пульт, который идентичен пульту IFE на В738
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пряжка ремня безопасности
https://www.airlines-inform.ru/license/
Плед
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наушники такие же, как были в В738
https://www.airlines-inform.ru/license/
Содержимое кармана:
Safety card
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Журналы
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Waste bag
https://www.airlines-inform.ru/license/
За окном - аналогичный борт
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Посадка окончена, и через некоторое время начинается буксировка. Одновременно запускаются двигатели с характерным для GE90 звуком, приводящим авиафанатов в экстаз.
По пути фотографирую редкую птицу: туркменский B77L. Таких самолётов произведено всего 59.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Бортпроводники раздают горячие полотенца (oshibori)
https://www.airlines-inform.ru/license/
Встаём рядом с бортом TC-JJP "Ankara"...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и начинается деайсинг.
Усталость после предшествовавшей почти бессонной ночи берёт своё и я незаметно засыпаю. Просыпаюсь от рёва могучих двигателей лайнера, вышедших на взлётный режим. Циклон, заливший Стамбул дождём, на прощание приготовил ещё один сюрприз: сразу после взлёта начинается сильная турбулентность. Фюзеляж раскачивается так, как будто его пинает какой-то великан. У одной из пассажирок в центральной части салона не выдерживают нервы, и она начинает орать от испуга https://www.airlines-inform.ru/license/ Мне тоже было слегка не по себе, и я поспешил включить на IFE отображение высоты, чтобы убедиться, что она медленно, но верно растёт.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наконец, коварные облака оказываются внизу, и начинается обслуживание. Сперва кабинный экипаж раздаёт приветственный лукум. Вкупе с горячими полотенцами - элемент сервиса, говорящий о многомhttps://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
К сожалению, в настоящее время, в связи с кризисом, лукум на дальних рейсах уже не раздают. "Спасибо" самодуру Эрдогану и теракту в Ататюрке за кризис в Турции...
Тем временем начинается раздача питания, а меня снова начинает клонить в сон. Я не заказывал спецпитание, но бортпроводница предложила мне "Low Fat Meal" и я спросонья сказал "yes". Питание оказалось отличным и достаточным для того, чтобы наесться: овощи с рисом, красная рыба, овощной салат, оливковое масло и вкуснейший десерт. Столовые приборы уже привычно металлические.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
После приёма пищи сопротивляться сну уже не было сил. Проснулся я тогда, когда за бортом уже было светло.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Я проспал рассвет. Но не успел я расстроиться по этому поводу, как внизу появились "складки местности", всё увеличивающиеся в размере, и, забыв о пропущенном рассвете, от иллюминатора я больше не отрывался. Всё-таки я проснулся очень вовремя...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мало-помалу, на "складках" начал появляться снег...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и они превратились в заснеженные горные хребты Афганистана и Пакистана.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
За горами пошли плоскогорья, прорезанные глубокими каньонами протекающих через них рек
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В долине этой реки заметны некоторые признаки цивилизации
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид вверх по течению реки
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
И снова горы - покрытые снегом практически полностью...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
За заснеженными горами - горы бесснежные, за которыми виднеются высокие белые хребты...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пакистанские населённые пункты и окружающие их ландшафты
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проходим над очередным хребтом
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ещё одна интересная функция IFE - камера с видом вниз, которая даёт возможность увидеть горы с недоступного из иллюминатора ракурса.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь снега снова нет, а даль подёрнута туманной дымкой
https://www.airlines-inform.ru/license/
Долина очередной реки с незатейливыми посёлками по берегам
https://www.airlines-inform.ru/license/
На некоторое время внизу становится облачно...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и можно отправиться исследовать сакральное место. Посещаю лаваторию, расположенную за дверью 3L, и разделяющую передний и средний салоны эконома.
Она не просто просторная, а огромная. К чистоте претензий нет.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В этой лаватории (сюрприз!) имеется иллюминатор с отличными видами на крыло и часть двигателя.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Дальше - больше. Мне захотелось сфотографировать двигатели из дверей 2L/2R. Но чтобы туда попасть, необходимо пройти через второй салон бизнеса. Спрашиваю разрешения у бортпроводника, не будучи уверенным в положительном ответе. Немного посовещавшись с коллегами, он отвечает: "без проблем!" и собственноручно проводит меня через "бизнес" к дверям. И вот результат https://www.airlines-inform.ru/license/
Правый двигатель...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и левый
https://www.airlines-inform.ru/license/
Для того, чтобы степень доброжелательности бортпроводников Туркишей стала ещё более очевидной, для контраста приведу следующий пример. Когда я спустя 10 месяцев летел "хвалёной" люфтганзой на их "хвалёном" Boeing 747-8i (который на деле оказался полным отстоем), на аналогичную просьбу кабинный экипаж ответил мне грубым отказом...
Тем временем мы уже над Индией. Пару слов об интерактивной карте. Она осуществляет циклическую смену масштабов в автоматическом режиме, ручного управления картой нет. Нет и всевозможных видов с разных ракурсов, как в IFE Thales на 77W российского нацпера. Пожалуй, это единственное слабое место IFE туркишей перед АФЛом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Бортпроводники проходят по салону с просьбой опустить шторки иллюминаторов, чтобы создать искусственную "ночь". Меня же этот вариант не устраивает (ноу-хау с прикрыванием иллюминатора подушкой я тогда ещё не придумал), и я ухожу в хвост к двери 5L. Сейчас начнётся самое интересное: самолёт начинает лететь параллельно Гималаям - высочайшим горам планеты. Вот какими они предстали в моём телеобъективе:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А на самом деле виды открываются такие: внизу - предгорья, затянутые дымкой, а до могучих гор 200-300 километров.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Надо заметить, что кратчайшая траектория пролегала бы севернее Гималаев (и на обратном пути маршрут был именно таким). Над Гималаями же полёты двухмоторных самолётов запрещены. Догадайтесь, почему? Потому что при отказе одного двигателя самолёт должен снизиться до 6000 метров, а над Гималаями, достигающими и превосходящими 8000 метров, снижаться некуда.
Но продолжим наблюдения в телеобъектив. По мере того, как самолёт продвигается на восток, Гималаи открывают всё более завораживающие виды.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Внизу над тонким слоем облачности выросли два кучевых облака, одно из которых явственно напоминает человеческую фигуру в плаще. На что похоже другое - я так и не решил. Выглядит это мистически.
https://www.airlines-inform.ru/license/
А горы всё выше, а горы всё круче... В объективе - 7- и 8-тысячники.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Если вы читали мой обзор перелёта из Сан-Паулу в Сантьяго-де-Чили, вы, наверное, помните его кульминационный момент - гору Аконкагуа? Приближается кульминационный момент и данного обзора...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Но сначала взглянем вниз. А там - крупная река Рангит и пересекающий её мост
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Переводим взгляд на горы, и...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и сейчас я покажу вам то, чего ещё никогда не было на этом сайте. Итак, дамы и господа, высочайшая вершина планеты Земля, Северного полушария, Восточного полушария и Азии - гора Джомолунгма, она же Эверест!
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вот он поближе. Его вид полностью завораживает, и в этот момент совершенно не думаешь о том, что восхождение на эту вершину стоит миллион долларов, что на этой вершине обрело вечный покой множество отчаянных альпинистов, чьи тела так и лежат там. Эверест прекрасен! Сказать по правде, возможность увидеть Вершину Мира стала решающей, когда я покупал билеты в Гонконг. А теперь подумайте, можно ли увидеть подобное, если, например, лететь из Москвы в Гонконг прямым рейсом российского нацпера?
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Последний взгляд на начинающие удаляться Гималаи...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и вниз, где проплывают реки и горные хребты (это, видимо, уже территория Бангладеша) -
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
- и я понимаю, что конкретно устал стоять столько времени у двери. Главная цель данного перелёта достигнута, можно немного отдохнуть. Возвращаюсь на своё место и погружаюсь в 40-минутный сон. К слову, спинку кресла я не откидывал вообще, и мне всё равно было очень комфортно, а соседка, сидевшая в проходе, оккупировала два кресла - своё и свободное среднее, чтобы поспать. Я не возражал https://www.airlines-inform.ru/license/
Просыпаюсь уже над Мьянмой. Самолёт мчится над очень фактурными горами, над которыми повисли лёгкие белые облачка. Могу только догадываться, какие виды я мог проспать. Надеюсь, что много не потерял.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Долина реки с населённым пунктом на её берегу
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем раздают второе горячее питание, также заслуживающее похвалы - омлет с томатами, сосиской и сэндвичем, сырная тарелка с оливками и огурцом и очередной вкуснейший десерт. И само собой, свежеиспеченный хлеб. Столовые приборы по прежнему были металлическими. Тему напитков раскрыть я забыл, но, насколько я помню, выбор был большой и я брал фирменный вкуснейший лимонад, красное вино и ещё что-то.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мне приходится разрываться между едой и фотографированием потрясающих видов за окном. Мьянма ли это ещё или уже Китай - не знаю https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее произошло неожиданное. Летели мы, летели, и вдруг встали в "holding pattern" - начали совершать оборот вокруг левого крыла. Видимо, пилоты получили от диспетчеров команду "придержать лошадей" чтобы увеличить "просвет" до какого-то впередилетящего борта. Непредвиденный манёвр позволил запечатлеть совершенно фантастические виды с отличных ракурсов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Летим дальше. Внизу продолжаются горные хребты с петляющими по ним дорогами и речными долинами, глубоко врезанными в горы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Внизу показывается достаточно большой город. Да, это уже точно Китай https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Китайская урбанистика продолжается
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проходим над городом Куньминь
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Долина реки со строящимся мостом через неё. Можно быть уверенным - построят вовремя: китайцам нет равных в возведении инфраструктурных сооружений.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Небольшой хребет, усеянный ветрогенераторами
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А здесь ландшафт радует глаз палитрой ярких красок
https://www.airlines-inform.ru/license/
На этом фото в левом нижнем углу кадра оказались очень фактурные бугры https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Очередная речная долина...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и появившаяся облачность становится очередным поводом прогуляться по салону
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид заднего салона эконома со стороны двойных "мест для поцелуев". В кадр попала очаровательная миниатюрная китаянка в розовом https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Возвращаюсь на место. За окном на нижнем эшелоне параллельным курсом летит A320 в безошибочно узнаваемой ливрее China Southern. По всей видимости, он снижается в свой родной Гуанчжоу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Наш попутчик и река
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Он же на фоне облаков
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Под крылом появляется могучая река Сюньцзян, и пути нашего 77W и южнокитайского 320 расходятся.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Город Учжоу, безошибочно идентифицируемый благодаря огромному острову в русле Сюньцзян. В верхней части этого острова ниже белой постройки можно увидеть ВПП аэропорта Учжоу
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сюньцзян ниже Учжоу
https://www.airlines-inform.ru/license/
А тем временем мы уже понемногу снижаемся и лететь осталось всего полчаса
https://www.airlines-inform.ru/license/
Приближаемся к одному из крупнейших китайских мегаполисов - Гуанчжоу...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А теперь под крылом - аэропорт "азиатского Лас-Вегаса" Макао
https://www.airlines-inform.ru/license/
Карта полёта с пройденным путём. Мгновение, и начнётся активная фаза снижения...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Самолёт начинает маневрировать, совершая левый разворот. Обратите внимание, как изменяется цвет крыла!
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Задействуем интерцепторы и устремляемся навстречу облакам
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вечернее солнце светит уже мягким "режимным" светом. Вот так, почти целый световой день прошёл в воздухе. А рейс Туркишей в Манилу, который летит точно таким же путём, но на 2 часа дольше из-за большего расстояния, прилетает в пункт назначения уже затемно.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Начинаем погружение в знаменитую гонконгскую "дымку", из-за которой мегаполис зимой нечасто видит солнце.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пробиваем облачность и под крылом показывается уникальнейший инфраструктурный объект - строящийся мост Гонконг - Чжухай - Макао через эстуарий реки Жемчужной, самый длинный в мире (длиной 50 км!).
https://www.airlines-inform.ru/license/
Полотно моста
https://www.airlines-inform.ru/license/
А это вообще вынос мозга - вход в подводный тоннель!
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Схема этого потрясающего воображение моста. Строительство его было начато в 2009 г. В конце сентября 2016 года все части моста были соединены, а в этом (2017) году планируется его открытие.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Проходим над пересекающими эстуарий Жемчужной грузовыми судами...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... довыпускаем закрылки...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и совершаем посадку в аэропорту Chek Lap Kok. Чистое время полёта составило чуть более 9 часов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Немного споттинга по пути к гейту.
Неопознанный А32x с красным хвостом, А333 Hong Kong Airlines, "кит" Emirates и ещё один неопознанный A32x
https://www.airlines-inform.ru/license/
А333 флагманского гонконгского авиаперевозчика - 5-звёздочной авиакомпании Cathay Pacific
https://www.airlines-inform.ru/license/
Гость из страны Маори - В772 Air New Zealand с двигателями RR Trent 800
https://www.airlines-inform.ru/license/
A332 из Абу-Даби. Emirates, летающие сюда на "ките", похоже, забрали себе почти весь пассажиропоток.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ещё один А333 CX
https://www.airlines-inform.ru/license/
A333 Cathay Dragon - дочерней авиакомпании Cathay Pacific
https://www.airlines-inform.ru/license/
B788 Air India
https://www.airlines-inform.ru/license/
Паркуемся рядом с аналогичным бортом Cathay Pacific. Флагманская авиакомпания Гонконга пока что сохраняет гуманную компоновку 3-3-3 в этих бортах и, более того, их эконом является одним из лучших в мире. Но уже муссируются слухи о грядущем уплотнении бортов до 3-4-3. Если это произойдёт, будет печально.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Полёт окончен. Наземные службы немедленно начинают обслуживание самолёта. Но полетит обратно он лишь в 23:10. По видимому, после высадки пассажиров и выгрузки грузов и багажа борт отбуксируют на стоянку.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выходя из самолёта, фотографирую те же кресла бизнеса, что фотографировал во время посадки и благодарю бортпроводников за отличный перелёт. А перелёт действительно был замечательным - ни капли усталости, я заряжен массой впечатлений, хорошо выспавшийся и не голодный.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пожалуй, лучший обзор аэропорта Гонконга на этом сайте принадлежит авторству многоуважаемого Валерия. И близко не претендуя на подобное, здесь лишь вкратце опишу мой путь к выходу из аэропорта с минимумом фото. Более подробно про аэропорт расскажу в обзоре обратного перелёта.
Пройдя по телетрапу, оказываюсь около остановки поезда, соединяющего терминалы 1 и 2 аэропорта (все вылеты производятся только из Т1, в Т2 - часть стоек регистрации и аэропортовых служб).
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Мне же - пешком на паспортный контроль. Заполняю иммиграционную карту, о которой забыл в самолёте и после ожидания в небольшой очереди получаю вкладыш в паспорт (лучше бы штамп ставили - как, например, докажешь консульству США на собеседовании на визу, что был в Гонконге? - никак), разрешающий двухнедельное безвизовое пребывание в Гонконге.
Далее - выдача багажа...
https://www.airlines-inform.ru/license/
... и зона Arrivals терминала 1 с парящим под потолком аэропланом Farman
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В центре зала в честь приближающегося китайского нового года расположена инсталляция с его символом
https://www.airlines-inform.ru/license/
Указатели, которые не дадут потеряться
https://www.airlines-inform.ru/license/
Меняю в одном из обменников немного вечнозелёных долларов на местные, и покупаю универсальную транспортную карту Octopuss (транспортные карты - незаменимая вещь в мегаполисах!) и сим-карту для интернета.
Схема маршрутов транспорта, соединяющих аэропорт с различными территориями Гонконга
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Из аэропорта на полуостров Коулун, куда лежит мой путь, можно попасть различными способами. Я поеду на автобусе маршрута А21. Подавляющее большинство автобусных маршрутов в Гонконге обслуживаются двухэтажными машинами, и этот - не исключение. Как можно видеть, снаружи уже наступила ночь.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Лестница на верхнюю палубу автобуса
https://www.airlines-inform.ru/license/
А так выглядит салон на верхней палубе. Здесь есть даже бесплатный Wi-Fi.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В это время суток пробок уже нет и вскоре я на месте.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Достопримечательности Гонконга неоднократно были показаны в обзорах других авторов. Поэтому я сделаю ход конём: покажу вам Макао, аэропорт которого и мост между этим городом-государством и Гонконгом уже попали в кадр выше.
Добраться из Гонконга в Макао можно на пароме Turbojet, отправляющемся от China Ferry Terminal на Коулуне. Это большое двухпалубное скоростное судно, нижняя палуба которого имеет компоновку 2-3-3-2 https://www.airlines-inform.ru/license/. Возможно, в связи с грядущим открытием мегамоста, этот вариант трансфера в Макао может стать неактуальным.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пересечение эстуария реки Жемчужной, разделяющего Гонконг и Макао, занимает час. На подходе к Макао судно проходит под мостом Ponte da Amizade, соединяющем город с островом Taipa, где расположен аэропорт.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Таким предстаёт Макао - бывшая португальская колония и игровая столица Азии, заслуженно называемая "азиатским Лас-Вегасом", через залитые водой окна судна
https://www.airlines-inform.ru/license/
Паром причаливает к морскому терминалу, где проходится граница (дают вкладыш в паспорт, как в Гонконге). Поездка в Макао может играть роль "visa-run": по возвращении в Гонконг вам продлят срок безвизового пребывания ещё на 2 недели.
Первое, что можно посетить здесь - расположенную недалеко от терминала Fisherman Wharf ("Верфь Рыбака"), которая представляет собой "подделку" под знаменитые города Европы.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь можно обнаружить "Рим", "Венецию", "Амстердам" и немецкий фахверк https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Очень рекомендую посетить крепость-маяк Guia
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Отсюда открываются отличные виды на город.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на Ponte da Amizade, эстуарий Жемчужной, переходящий в Южно-Китайское море, и Fisherman Wharf
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на казино-небоскрёб Gran Lisboa, построенный в форме лотоса, и телебашню Macau Tower
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на католическое кладбище и задворки жилых кварталов
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на современную высотную застройку города
https://www.airlines-inform.ru/license/
А ещё здесь можно увидеть таких обитателей города https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Макао не забывает о своём португальском прошлом. Португальское и китайское здесь мирно сосуществуют, образуя неповторимую и местами крышесносящую смесь https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Одна из самых известных достопримечательностей Макао - католический собор Св. Павла, от которого остался лишь шикарный фасад, украшенный бронзовыми фигурами святых
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом с ним на холме расположен форт Monte
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Отсюда также открываются отличные виды города
https://www.airlines-inform.ru/license/
Очень симпатичный парк имени великого португальского поэта Луиша Камоэнша
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рядом с ним - кладбище англо-американских моряков
https://www.airlines-inform.ru/license/
Центр города украшается в преддверии китайского нового года, а народа здесь толпы
https://www.airlines-inform.ru/license/
Площади, улицы и тротуары выложены плиткой, образующей чёрно-белые узоры в португальском стиле
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Со старинными зданиями соседствуют современные
https://www.airlines-inform.ru/license/
Типичные для Макао "вкусности": сушёное мясо в пластинах и пирожные Pasteis-do-Nata
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
И, разумеется, господствующий в Юго-Восточной Азии культ Китти. Но с португальским колоритом https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вечерне-ночной Макао, расцветающий огнями своих казино, также прекрасен. Этот город безусловно стоит однодневной "вылазки" из Гонконга!
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
И в качестве бонуса - несколько классических ночных видов Гонконга с пика Виктория и с набережной бухты Виктория
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подведение итогов и выставление оценок будет логично сделать в обзорах обратных перелётов, но впечатления от этого перелёта могу охарактеризовать как чистый беспримесный восторг - и от комфортабельности самолёта (благодаря чему перелёт прошёл очень легко), и от сервиса, и от того, что благодаря удачному расписанию рейса с борта можно увидеть при дневном свете красивейшие места нашей планеты. Туркиши смогли меня впечатлить. Отдельно хочу отметить доброжелательность экипажа и уютную атмосферу на борту, благодаря чему чувствуешь себя как дома. Браво, Туркиши!