Приветствую всех!
Серия моих обзоров из зимнего отпуска в Португалии близится (но не подошла) к концу. https://www.airlines-inform.ru/license/ Как и предыдущего рейса, что выполнялся на A321LR (Порту - Лиссабон), следующего за ним я ждал не меньше, так как и обычный A321neo тоже интересно было опробовать. С ним же, в отличие от A321LR, стать здесь первопроходцем не удалось - в начале месяца вышел обзор уважаемого Андрея, но ничего страшного - пока этот тип остаётся не столь распространённым, как его классический собрат.
Изначально на мой рейс значился весьма необычный борт, сохранивший салон от обанкротившейся Primera Air, включая полноценный бизнес-класс, но, увы, не судьба - в итоге довелось опробовать A321neo с новым расположением аварийных выходов, которому на момент полёта было всего 3 месяца.
Для ознакомления впервые зашедшему в мою серию читателю оставляю ссылки на предыдущие обзоры:
1. Москва - Варшава на Embraer ERJ-175 LOT
2. Варшава - Вена на Б737-800 LOT
3. Тур Besucherwelt и споттинг в аэропорту Вены
4. Вена - Париж на A321 Air France
5. Париж - Лиссабон на A319 Air France
6. Лиссабон - Порту на Embraer ERJ-190 TAP Express (Portugália)
7. Порту - Лиссабон в бизнес-классе A321LR TAP
Содержание обзора:
1. Аэропорт Лиссабон имени Умберту Делгаду, Терминал 1
2. Перелёт Лиссабон - Вена
3. Аэропорт Вена-Швехат, Терминал 3
1. Аэропорт Лиссабон им. Умберту Делгаду, Терминал 1
Подробно про лиссабонский аэропорт я уже рассказывал в одной из предыдущей частей, поэтому на сей раз ограничусь описанием Терминала 1, из которого совершается большинство вылетов, кроме рейсов лоукостеров - гейты 7-25 относятся к внутришенгенской зоне, а 26-47 - к международной.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Итак, в прошлый раз я остановился на входе в чистую зону по прибытии к терминалу на автобусе. Стыковка между рейсами у меня была очень небольшой - всего 1:25, поэтому у меня на тот момент оставалось примерно 20-25 минут, чтобы исследовать бизнес-зал TAP Premium, путь в который идёт мимо всё той же центральной "плазы" аэропорта:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Бизнес-зал находится на втором этаже, куда ведёт отдельный эскалатор. Там же находится бизнес-зал местной сети ANA (той же, что обслуживает бизнес-зал в Порту), где обслуживаются авиакомпании, не входящие в Star Alliance, а также держатели карт наподобие Priority Pass.
Поскольку TAP входит в Star Alliance, то здесь также обслуживаются пассажиры всех авиакомпаний-партнёров по альянсу:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поскольку рейсов в это время было предостаточно, бизнес-зал отнюдь не пустел. На мой взгляд, дизайн бизнес-зала вполне симпатичный, но вместе с тем не встречаешь ничего выдающегося, встречал в Европе залы поинтереснее.
Около входа висело табло, на котором ещё не было гейта на мой рейс. Однако бортпроводник незадолго до прибытия предыдущего рейса сообщил мне, что посадка на мой рейс будет с гейта 19 - в очередной раз. https://www.airlines-inform.ru/license/ Поэтому я знал, куда мне потом идти.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Выбор прессы был довольно неплохим - это, конечно же, бортовой журнал TAP, а также множество местных журналов:
https://www.airlines-inform.ru/license/
В "святая святых" бизнес-зала, буфете, выбор закусок был достаточно неплохой. Помимо них на выбор также были суп и различные фрукты. Я же предпочёл напоследок перекусить по-португальски - с паштейш (традиционными пирожными с заварным кремом) и кофе. https://www.airlines-inform.ru/license/
Вид на лётное поле открывался довольно неплохой. И всё бы хорошо, но единственным минусом были ограничивающие обзор балки на окнах, как в обоих пирсах Т1 венского аэропорта.
Собрат моего борта с предыдущего рейса (CS-TXB) готовится к вылету в Тель-Авив:
https://www.airlines-inform.ru/license/
До начала посадки остаётся примерно 10 минут, поэтому возвращаюсь в общую зону, тем более, что на табло уже официально обозначили мой гейт:
https://www.airlines-inform.ru/license/
По хорошо изученным ранее коридорам направляюсь в сторону моего гейта...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
После чего оказываюсь в ставшем очень привычном накопителе гейтов 18-21:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Когда я пришёл, сотрудники были на месте и совершали последние приготовления к началу посадки. На табло вывели информацию о рейсе:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Посадка начинается довольно оперативно, аж за 45 минут до вылета - с другой стороны, это неудивительно с учётом того, что наш борт был на одной из самых дальних стоянок. Оказываюсь в числе первых, поскольку её начали с пассажиров бизнес-класса и держателей элитных статусов Star Alliance:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Перед тем, как мы тронулись, прошло почти 15 минут - автобус забивали довольно долго, а потом ещё и водитель куда-то уходил. https://www.airlines-inform.ru/license/ Мимо A321SL Swiss (HB-IOO) и стройного ряда бортов TAP стартуем в сторону нашей дальней стоянки:
Да ладно, вот это встреча! - подумал я, увидев, что буксируют мой борт с рейса из Лиссабона в Порту (CS-TPQ), с которым я уже в тот день пересекался ранее в пункте отправления. К слову, он снова летел в Порту. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Следом за ним пошли ATR-72 TAP Express (CS-DJE), A320 Lufthansa (D-AIZO) в Мюнхен и A321neo TAP (CS-TJL) - в общем, по возрастанию. https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот и ещё один A321LR (CS-TXD) на пару с одним из многочисленных Б737-800 Ryanair:
https://www.airlines-inform.ru/license/
На стоянках у Т2 стоял A320 easyJet Europe (OE-IJH), а за ним стройным рядом борта базового перевозчика:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Вместе собрались A330 прошлого и будущего - A330-200 (CS-TOP) и A330-900neo (CS-TUF):
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот и наш борт показался. Я заранее проверил по Флайтрадару, когда он последний раз поднимался в воздух. То было почти сутки назад - теперь понятно, почему нас привезли к столь отдалённой стоянке.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Далее случилась небольшая заминка - мы останавливаемся. Проходит минута, проходит две - сидим. Наконец водитель начинает о чём-то переговариваться по рации. Итак, команда получена - можно выходить:
https://www.airlines-inform.ru/license/
2. Перелёт Лиссабон - Вена
Информация о борте:
Тип: A321-251NX (обозначение NX подразумевает новое расположение аварийных выходов - вместо дверей 2L/R расположены две пары аварийных выходы на крыле наподобие A320, что позволяет увеличить вместимость салона - в случае TAP вместо стандартных 216 мест стало 221)
Бортовой номер и имя: CS-TJO, спустя 2-3 недели после моего полёта получил имя "Vera da Silva"
Первый полёт: 01.11.2019
Дата поставки: 14.11.2019
Тестовая регистрация - D-AVYE
Информация о полёте:
Полёт проходил мимо городов Саламанка и Вальядолид (Испания), Тулуза и Лион (Франция), Женева (Швейцария), Вадуц (Лихтенштейн), Гармиш-Партенкирхен (Германия), Инсбрук и Зальцбург (Австрия). Расстояние - 2310 км.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Итак, вернёмся к продолжению повествования. Сразу на входе на борт в нос ударяет запах свежести салона - видно, что борт только недавно с завода, что уже не может не настраивать на позитивный лад.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Прохожу к моему месту в 3 ряду, а именно к оконному 3F. Среднее кресло в любом случае останется свободным, поэтому беспокойства от соседей ждать не стоит. И в самом деле - соседкой оказалась преклонных лет бразильянка с австрийским происхождением. Тем не менее, ни по-английски, не по-немецки она не говорила, и все свои просьбы излагала через переводчик Google. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На тесноту жаловаться не приходилось - способствовало тому расположение кресел в начале салона:
https://www.airlines-inform.ru/license/
За окном вовсю шла суета базового перевозчика - к рейсам готовились A321 (CS-TJG), A330-900 (CS-TUD), а также рулил в сторону ВПП A320 (CS-TNJ):
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Буксировки долго дожидаться не пришлось - она началась примерно минута в минуту по отношению ко времени вылета по расписанию, и мы стартуем в сторону ВПП мимо двух Б767 EuroAtlantic Airways (CS-TSV и CS-TKS):
Покидаем зону наших стоянок и занимаем место в очереди на взлёт:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пропускаем на взлёт наших двух собратьев A321LR (CS-TXB) в Тель-Авив и A321SL Swiss (HB-IOO) в Цюрих:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подошёл и наш черёд. Плавно поворачиваем на торец ВПП 03, где занимаем точку исполнительного старта:
После чего начинаем стремительный разгон, оставляя позади все те стоянки, где мы были ещё несколько минут назад. Здесь ощущается скученность лиссабонского аэропорта, напоминающая старый-добрый Ататюрк в Стамбуле, где надо было быть очень большим везунчиком, чтобы попасть к телетрапу даже на больших бортах.
Около Терминала 1 стоянки тоже далеко не пустуют. На четвёртом кадре вдали можно увидеть торчащий из-за терминала хвост того самого A321LR (CS-TXC), на котором я прилетел чуть более полутора часов назад из Порту. Примерно через столько же ему предстоял рейс в Вашингтон - одним словом, предыдущий рейс был ему морем по колено. https://www.airlines-inform.ru/license/
Уже за терминалом, на уровне ангаров, отрываемся ровно на 10 минут позже расписания. Там в основном были грузовики, в отличие от стоянок у терминала. Очень заметно в семействе neo то, что двигатели заметно тише классического семейства A320, а насколько - можно оценить на видео.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Под нами остаются пригороды Лиссабона и 12-километровый мост Васко да Гама, ведущий как раз к городку Монтижу, где через несколько лет планируется сооружение второго лиссабонского аэропорта, что является следствием того, что нынешний работает на пределе. Посмотрим, насколько отсрочит эти планы пандемия...
Далее следуют устье реки Тежу (Тахо) с одноимённым заповедником и причудливым рельефом, а также городок Самора-Коррейя:
https://www.airlines-inform.ru/license/
После взлёта пейзаж на некоторое время становится однообразным, и тогда я решаю поискать, что из прессы новенького на этом рейсе. Был всё тот же бортовой журнал, что и на предыдущем сегменте, но не было каталога фильмов из-за отсутствия IFE:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Также была инструкция по безопасности отдельно под A321neo в новой конфигурации. На данный момент таких бортов всё так же три, этот же борт как раз является самым первым из них.
После взлёта раздали влажные салфетки и меню. Сразу видно, что к созданию меню руку приложили местные шеф-повара, что и было предусмотрительно расписано. https://www.airlines-inform.ru/license/
Итак, довольно замысловатый рацион на этом рейсе состоял из копчёного лосося на закуску; на горячее предлагались на выбор паста каппелаччи (что-то вроде равиоли) с начинкой из тыквы, подававшаяся со спаржей и азорским овечьим сыром либо телятина с пюре из нута, моркови и североафриканской приправой рас-эль-ханут. На десерт предлагались фарофии (фарофиаш) с кремом из вербены и миндалём. Уж чего, а от авиакомпании не самого широкого размаха такого не ожидал.
В качестве аперитива были поданы орешки - тогда же взял бокал белого вина - к слову, довольно качественного:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пока шёл обед, мы летели над бескрайними засушливыми кастильскими просторами - поблизости были город Саламанка, а также горная цепь Сьерра-де-Айльон...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Которая спустя около 20 минут сменилась цепью Сьерра-де-Себольера, что в регионе Арагон:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поданные кушанья съедены, до следующей раздачи напитков пока не дошло. Это значит, что можно рассмотреть подробнее салон, по традиции начав с общих видов:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В спинке каждого кресла был держатель для электронных устройств. В целом, кресла очень напоминают новую модель в шарклетных A320/321 Аэрофлота:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подголовники были регулируемые, только иной формы, в отличие от Аэрофлота. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Подлокотники и пряжка ремня износиться не успели в результате новизны борта:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На каждом кресле был крючок для верхней одежды...
https://www.airlines-inform.ru/license/
А также универсальный порт с розеткой и USB-портом - такой выбор весьма удобен, поскольку разъёмы у всех разные - например, зарядный блок моего телефона подключается через USB-C вместо стандартного.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
С багажными полками и верхними панелями всё стандартно - семейство A320neo не обладает никакими отличительными чертами в этом плане, что довольно странно:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем мы уже были на испанско-французской границе, и под нами во всей красе открылись Пиренеи, которые, в общем-то, и являются природной границей этих стран:
Закончились же за несколько десятков километров до Тулузы, после чего мы меняем курс и берём слегка северо-восточнее:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Началось обслуживание напитками к десерту. Взял кофе и, по доброй португальской традиции, бокальчик портвейна. Тут важно отметить, что экипаж очень старался и на прошлом, и на этом рейсе - никто из пассажиров не оставался обделён вниманием.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
За окном было поражающее своим ландшафтом плато Кос на востоке Франции, а сверху над ним прошёл необычный узор от конденсационного следа. В целом, это довольно оживлённый в плане авиатрасс регион, поскольку здесь летит большинство самолётов из Франции и Бенилюкса в южную Европу и Африку.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Среди местных равнин показался наконец признак оживлённости, а именно город Валанс, расположенный на берегу реки Роны:
Равнинная зона после этого длилась недолго, и в районе Гренобля и Шамбери начинается цепочка Альп, с углублением в которые дух захватывает всё больше...
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь же удаётся поймать летящий A320 Eurowings - жаль, что фокусировка не сработала подобающим образом. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
С левой стороны на этих кадрах можно наблюдать Монблан - самую высокую гору всех Альп. В такие моменты просто залипаешь в окно и только и успеваешь фотографировать бескрайние, нечасто покоряемые человеком вершины... Тут мне вспомнилась мелодия, о которой я впервые узнал из обзора уважаемого Владимира, которая на мой взгляд идеально подходит для созерцания таких пейзажей...
Далее открывается вид на долину реки Рона уже на территории Швейцарии, в которой находится весьма знаменитый городок Сьон (Sion), который считается самым старинным поселением на её территории. И ведь понимаешь, почему именно там - где ещё, как не в долинах, сама природа благоволит гармоничной жизни...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Чуть правее по центру можно наблюдать знаменитую гору Маттерхорн, известную своей отвесной формой. Между прочим, именно её брали за основу для известного шоколада Toblerone. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Здесь находится стык сразу трёх кантонов Швейцарии - Граубюнден (Гризон), Ури и Гларус. Увы, на этом виды на альпийские ландшафты заканчиваются в связи с закатом.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Спустя считанные минуты солнце заходит окончательно, и мы погружаемся на оставшуюся часть полёта в почти беспросветную тьму:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Лишь на границе Германии и Австрии, в районе города Гармиш-Партенкирхен появляются небольшие проблески. На первом кадре в темноте мелькает Инсбрук, после чего признаки жизни вновь исчезают.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Спустя почти получаса кромешной темноты, уже во время снижения, наконец-то начинают мелькать хоть какие-то городки - например Пухберг, Грюнбах-ам-Шнееберг, а также Винер-Нойштадт, что в Нижней Австрии:
Спустя несколько минут мы оказываемся на глиссаде, на протяжении которой следует ставший для меня традиционным "парад" окрестных городков поблизости озера Нойзидлерзее.
Приземляемся, по аналогии со взлётом, ровно на 10 минут, только в этом случае раньше расписания (18:45). https://www.airlines-inform.ru/license/ Таким образом общая продолжительность полёта была ровно на 20 минут короче - 3:10 вместо 3:30.
Поворачиваем к северной части пирса, как и тогда по прибытии из Варшавы. Сразу прошла ностальгия по тому, как эта прекрасная поездка только начиналась...
https://www.airlines-inform.ru/license/
На пути встретились сразу 3 A320, из которых два местные, Austrian - OE-LBY и OE-LBJ, и один гость братской по группе Swiss, а именно их старейший во флоте HB-IJD:
По соседству с последним и пристыковываемся к гейту F22:
https://www.airlines-inform.ru/license/
На этот раз проситься в кабину пилотов не стал, поскольку туда сразу зашли двое местных техников, и отвлекать их от работы было неудобно. Невелика беда, на предыдущем рейсе получилось. https://www.airlines-inform.ru/license/
3. Аэропорт Вена-Швехат, Терминал 3
Поблагодарив экипаж за приятный полёт, выхожу по телетрапу:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Поскольку я никуда не торопился, решил вместо того, чтобы подняться сразу в коридор прибытия, пройтись через чистую зону, где царила традиционная для вечернего разлёта суета:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На пути встречаются такие вот кресла - на мой взгляд, очень необычное дизайнерское решение, но вместе с тем практичное и удобное:
https://www.airlines-inform.ru/license/
А также сувенирные лавки. В текущем положении начинаешь скучать даже по таким вот мелочам...
https://www.airlines-inform.ru/license/
По мере моего продвижения пирс подходит к концу (вернее по факту к его началу), после чего я сворачиваю на выход. Эх, сколько приятных воспоминаний в моей жизни связано с этим терминалом.
С многочисленными лавками прощаюсь до завтрашнего вылета. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
По коридору всё так же следую указателям...
И спускаюсь в до боли родной и знакомый зал выдачи багажа:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Сразу проверяю на табло, какая будет лента выдачи багажа - рейсов вроде бы не так уж и много, а значит, можно и на довольно быструю выдачу рассчитывать.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В прошлый раз у меня была пятая лента, в этот раз по соседству - четвёртая:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Ожидание багажа заняло примерно 10 минут, что для местного аэропорта свойственно с его оперативностью, и далее я выхожу по зелёному коридору в зал прибытия:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пожалуй, на выходе из терминала и закончу мой обзор. Даже не верится, что серия моих обзоров близится к концу. https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пора подвести итоги заключительного рейса с TAP:
Аэропорт Лиссабон им. Умберту и бизнес-зал TAP получают 5. Пусть это и не самый современный аэропорт и далеко не лучший бизнес-зал на моём опыте, придраться, в общем-то, и не к чему - всё качественно и оперативно. Хотя перегруженность аэропорта имеет место быть. Теперь, видимо, к этому показателю возврат займёт пару лет так точно...
TAP - 5. К сожалению, произошёл облом с бортом с полноценным бизнес-классом, но и этот борт вполне порадовал - внутри он сиял новизной, а обслуживание, как и на предыдущем рейсе, было внимательным и проактивным.
Аэропорт Вена-Швехат - как всегда, заслуженная 5+. Очень удобный Терминал 3, оперативная и слаженная работа наземных служб.
ВК - @a321lufthansa (мой профиль); @a321lufthansaofficial (группа).
Instagram - @a321lufthansa.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
A321Lufthansa[/S][/QUOTE]
__________________________________
Следующая часть: Вена - Москва (Домодедово) на A320 Austrian в ретро-ливрее