Конец отпуска неумолимо приближался концу, и спустя полтора месяца настала пора возвращаться домой. Прежде чем сделать финальный рывок, я решил остановиться в Стамбуле и провести там полный день, вновь погрузившись в манящую атмосферу этого славного города.
Для обратного перелёта я выбрал уже опробованный вариант с AZAL через Баку, однако для разнообразия взял не снова рейс на Б787-8 из основного аэропорта и на A340-500 на московском рейсе, а на E190 дочерней Buta Airways из другого аэропорта в Стамбуле - Сабиха Гёкчен и далее на Б767-300 AZAL до Внуково.
Ссылки на предыдущие обзоры серии:
1. Москва - Баку на A340-500 Azerbaijan Airlines
2. Баку - Стамбул на Б787-8 Azerbaijan Airlines
3. Стамбул - Анталья в бизнес-классе A321neo Turkish Airlines
4. Анталья - Стамбул в бизнес-классе Б737 MAX 9 Turkish Airlines
5. Стамбул - Вена в бизнес-классе A330-200 в ретро-ливрее Turkish Airlines
6. Вена - Стамбул на A350-900 Turkish Airlines
Содержание обзора:
1. Туристическая часть
2. Услуги Azerbaijan Airlines/Buta Airways перед вылетом
3. Аэропорт Стамбул - Сабиха Гёкчен
4. Перелёт Стамбул - Баку
5. Аэропорт Баку имени Гейдара Алиева, Терминал 1
1. Туристическая часть
Для начала порадую небольшим бонусом и поделюсь фотографиями Стамбула, где я провёл полный день, неспешно прогуливаясь по отчасти знакомым местам, уже без цели осмотреть как можно больше.
Жил я в очень аутентичном и уютном отеле Han 1772 Hotel, находящемся в таком старинном здании:
Посетил я и несколько новых для себя мест - как, например, до недавнего крупнейшая в городе мечеть Сулеймание. Однако внутрь попасть не удалось, так как была пятница, и потому во всех мечетях проходил джума-намаз, а город был наполнен пением муэдзинов.
После этого я отправился в район Фанар, где посетил, в частности, болгарскую церковь святого Стефана. Внутри это такой интересный синтез наших и греческих церквей - вроде как и очень похожее на наше убранство, а вот скамейки отсылают к греческой традиции.
После ужина я прогулялся по аутентичному району Ортакёй, вобравшему в себе черты многих культур:
2. Услуги Azerbaijan Airlines/Buta Airways перед вылетом
Поскольку Buta Airways является бюджетной дочкой Azerbaijan Airlines (по аналогии с AnadoluJet и Turkish Airlines, которые также действуют в рамках одного сертификата эксплуатанта), то отдельные услуги являются платными, в частности выбор места (5$). Кроме того, кроме включённого в стоимость билета сэндвича можно взять за отдельную плату горячее питание (8$ за меню эконом-класса и 20$ за меню бизнес-класса).
Я заплатил в общей сложности 38$ - 25 за второе место багажа, 8 за обед из морепродуктов и 5 за выбор места:
Места забронировал 19A на первом сегменте и 30L на втором. Примечательно, что 19 ряд в E190 был на самом деле пятым с начала, а места по правому борту обозначаются не буквами DF, а HL - как я понимаю, это всё сделано ради унификации с широкофюзеляжным флотом - прежде всего с Б787.
За сутки до вылета я сначала зарегистрировался на рейс Buta Airways. В начале система предлагает выбрать авиакомпанию, но по факту кроме логотипа наверху страницы ничего не отличается в интерфейсе:
А вечером уже на рейс AZAL в Москву, где всё прошло по такой же знакомой процедуре. Конечно, не очень приятно, что при наличии стыковочного рейса на него требуется регистрироваться отдельно.
Однако 31 августа, спустя несколько дней после перелёта, Azerbaijan Airlines сменили интерфейс своего сайта. Дай Бог, если выйдет ещё с ними слетать, испытаю его в действии:
3. Аэропорт Стамбул - Сабиха Гёкчен
Аэропорт Сабиха Гёкчен (назван в честь приёмной дочери Ататюрка и первой женщины - военного лётчика) находится в азиатской части Стамбула и состоит из всего одного терминала и одной ВПП (в своё время поэтому являлся одним из наиболее загруженных аэропортов с единственной ВПП). Примечательно, что оператором аэропорта является малайский холдинг Malaysia Airports. Сабиха Гёкчен - единственный аэропорт данного оператора за пределами Малайзии.
Действующий терминал был открыт в 2009 году и сменил старый терминал, находящийся чуть левее и ныне закрытый. На данный момент идёт процесс строительства второй ВПП, а между действующей и строящейся полосой находится база техобслуживания и ремонта Turkish Technic, и при ней завод TSI Seats, производящий кресла для новых бортов Turkish Airlines:
Терминал пополам поделён между международными (гейты 201-205, 301-307 и 501-508) и внутренними рейсами (гейты 206-212, 308-315 и 401-410). Также при нём есть отель и станция метро, которая торжественно открылась с участием президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана буквально на днях - 2 октября (фото с сайта raillynews.com):
В будущем в южной части аэропорта планируется возведение нового терминала (Т3):
Возвращаясь к вылету, хочу отметить, что на пути в аэропорт мне удалось проехать по тоннелю "Евразия", проходящему под Босфором и соединяющем европейскую и азиатскую части:
Нужно учитывать, что в Стамбуле зачастую бывают недобросовестные таксисты - к сожалению, я попал именно на такого, свернувшего с кратчайшего пути, добавив тем самым лишние 15 минут к дороге, а в конце поездки выдавшего сдачу по какому-то своему курсу (пусть и незначительно отличавшемуся, но всё равно не очень приятно терять дополнительные средства). Из-за этого прибываю в аэропорт только за 1:45 до вылета.
Захожу в терминал и для начала прохожу досмотр на входе, где народу было не так много:
По табло узнаю свою зону регистрации. Размах маршрутной сети отсюда также немалый, только полносервисных авиакомпаний почти нет:
Мои стойки B13-16 располагались в конце островка с литерой B, что оказалось в непосредственной близости ко входу:
Вещей у меня было очень много, поэтому пришлось их часть достать из чемодана и убрать в ручную кладь (чтобы чемодан весил максимально допустимые к провозу 32 кг), ну а так как второе место багажа было оплачено (там перевес багажа на 2 кг простили), то на стойках оставляют мой паспорт и отправляют меня оплачивать перевес основного места багажа. Посадочные, тем не менее, выдали на оба рейса:
А вот и касса - там, правда, ждал неприятный сюрприз - наличные у меня почти закончились, поэтому пришлось обналичить с комиссией карту (благо, была в распоряжении иностранная). Итого доплата составила порядка 60 евро.
Когда я вернулся на стойку, регистрация уже закончилась, потому только оплаченный чемодан отправили вручную и после этого вернули мне паспорт. Теперь направляюсь в сторону предполётных формальностей. Зал регистрации, в отличие от основного аэропорта, здесь также небольшой, хотя и похожий по планировке:
Прохождение паспортного контроля и досмотра заняло чуть менее 10 минут - как и всегда в Турции, с умеренной строгостью. На паспортным контроле просили смотреть в камеру для идентификации личности.
Попадаю в довольно большую зону Duty Free, где по традиции напоследок закупаюсь лукумом на подарки.
Из-за количества народа на столь небольшой площади создаётся ощущение, что ты оказался в старом-добром ныне закрытом Ататюрке, только ещё более компактном:
Мой рейс будет вылетать с гейта 203B, находящемся прямо напротив выхода из зоны Duty Free. В основном стамбульском аэропорту такие короткие расстояния даже представить нельзя.
Разумеется, в чистой зоне было и весьма достаточно заведений общепита:
Я решил отправиться чуть поодаль от моего гейта, чтобы заснять борт в более удачном ракурсе. Тем временем его обслуживание шло полным ходом - и заправка, и погрузка багажа:
Теперь возвращаюсь к своему гейту, где вот-вот объявят посадку:
И действительно, она началась буквально через 2 минуты после моего прибытия. В числе первых прохожу по телетрапу:
4. Перелёт Стамбул - Баку
Информация о борте:
Тип: Embraer ERJ-190AR
Бортовой номер и имя: 4K-AZ64 "Gabala"
Первый полёт: 06.2013
Дата поставки: 01.11.2017
Тестовая регистрация - PT-TKP
Ранее летал в Azerbaijan Airlines.
Информация о полёте:
Полёт проходил вдоль черноморского побережья Турции (города Зонгулдак, Синоп), над Грузией (Батуми, Тбилиси) и Азербайджаном (город Габала, в честь которого и назван борт). К сожалению, только у данного борта во флоте Buta Airways слабый приёмник, и поэтому часть полёта не записалась. Фактическое расстояние составило 1790 км, время в пути - 2:10.
Попадаю на борт. Сначала встречают места повышенной комфортности, обозначенные красными антимакассарами:
Ранее такие же кресла я встречал в Embraer LOT. По мне так, это самая удачная модель кресел для Эмбраеров, так как, например, в Lufthansa и Austrian они всё-таки достаточно жёсткие и не имеют регулируемого подголовника.
Занимаю своё место 19A (которое по факту 5A). Расстояние между креслами очень приличное, как и ширина (привет A350 Turkish Airlines с зауженными креслами и неудачной эргономикой):
Каждое кресло было оборудовано крючком для верхней одежды:
Так как это самый возрастной E190 во флоте, салон был уже местами уставший - например, немного потрескавшаяся кожа на подголовнике:
Подлокотник и пряжка ремня несколько повидавшие виды:
А вот при взгляде через окно был разочарован количеством накопленной грязи, которую, по-видимому, давно не отмывали - именно поэтому забортные виды сегодня будут грязноватыми. По соседству стоял один из многочисленных A320neo Pegasus - пожалуй, крупнейшего перевозчика здесь:
За несколько минут до планируемого времени вылета отгоняют телетрап. Это хороший знак - велика надежда на то, что вылет состоится вовремя.
И нас тут же начинают буксировать:
Здесь поистине царство Pegasus! Среди обилия их бортов едва ли можно заметить другие борта:
Однако можно! Вот, например, одна из новинок флота AnadoluJet - Б737 MAX 8, среди которых большинство - несостоявшиеся борта S7 (из их же заказа стали приходить и A320neo/A321neo). Конкретно этот борт (TC-LAE) - несостоявшийся TUI:
По ту сторону ВПП виднеется диспетчерская вышка:
Попутно замечаю возле старого терминала Б737-800 Pegasus в необычной ливрее:
А тут неожиданно нам "на хвост" выходит A321 Turkish Airlines, хотя они полностью прекратили свои рейсы из Сабихи Гёкчен, отдав их на попечение AnadoluJet. Здесь, однако, в порядке исключения данный борт прислали для усиления. Повезло же пассажирам, купившим места в первые 4 ряда и полетевшим в итоге в полноценном бизнес-классе по цене эконома...
Проезжаем мимо ангаров, у которых было большое скопление бортов наших чартерных перевозчиков, а также проходивший плановое обслуживание A330-300 Turkish Airlines:
Рулили мы весьма шустро, поэтому не успел я оглянуться, как показалась ВПП:
Наш лёгкий и прыткий Эмбраер без промедления движется дальше, и вот мы занимаем точку исполнительного старта:
A321 Turkish Airlines также не отставал от нас:
И вот наши двигатели начинают набирать обороты, и мы стремительно разгоняемся вдоль терминала частной авиации и старого терминала...
И над основным терминалом отрываемся, попутно разглядывая местные борта, которые ещё несколько минут назад были нашими соседями по стоянкам:
Набираем высоту над местными оживлёнными дорогами, по которым приходилось с боем прорываться, чтобы вовремя успеть в аэропорт:
Местные городские окрестности, а следом и коттеджные посёлки скрываются в облачности:
Гоночная трасса Intercity Istanbul Park - весьма значимое место для поклонников автогонок, так как именно здесь в 2005 году проходил заезд Формулы-1:
Стамбул в этот день не баловал ясной погодой, и потому облачность взыграла всем своим многообразием, практически полностью спрятав наш борт от любопытных глаз там, на земле:
Водохранилище Дарлык Бараджи, весьма похожее на Сазлыдере Бараджи, что неподалёку от основного стамбульского аэропорта - оно и неудивительно, так как природа этих краёв весьма похожа:
Вскоре мы покинули турецкую землю и продолжили путь вдоль её черноморского побережья, которое, однако осталось по другому борту, а у нас за бортом было лишь открытое море:
После набора высоты заглянем в кармашек - там была, как и всегда, лишь инструкция по безопасности - но, разумеется, брендированная Buta Airways, а не AZAL:
Вскоре после взлёта началось обслуживание питанием, и мне принесли мой заказанный заранее обед из морепродуктов, включавший в себя:
1) Закуски - салат из огурцов и помидоров и слабосолёный лосось и креветка с лимоном и петрушкой;
2) Горячее - запечённый лосось с картофельным пюре и овощами;
3) Десерт - фруктовая нарезка.
По умолчанию же раздавали сэндвичи - на выбор были с сыром или с колбасой. Я взял с сыром и оставил его для перекуса в аэропорту в ожидании следующего рейса. Нужно сказать, что куски были приличные - не пожалели.
Разнообразия напитков, как у мамы на борту, здесь не было, и потому я ограничился водой:
После весьма сытного обеда решаю нарушить закон Архимеда, так как обзорный долг обязывает, и потому решаю осмотреть салон и заснять общие виды. После стольких полётов на широкофюзеляжных бортах в этой поездке салон кажется ну слишком непривычно маленьким, хотя по габаритам кресла ничуть не уступают, а в чём-то и превосходят своих больших братьев.
Стандартные для Эмбраеров багажные полки и верхние панели:
Гладь Чёрного моря за бортом была не так уж и долго - вскоре показалось грузинское побережье. Правда, его жемчужина под названием Батуми осталась вновь по другому борту:
Колхидская низменность быстро сменяется хребтами Большого Кавказа - так и вспоминаются пейзажи из фильма "Мимино" под песню "Чито-гврито":
На этом перелёте Грузия порадовала своей гостеприимностью и нас, воздушных путников, порадовав отменными видами. Где-то на границе областей Самцхе-Джавахети и Квемо Картли:
Озеро Цалка:
В районе Алгетского водохранилища, расположенного на реке Алгети:
А вот и собственно Тбилиси во всей красе. Во время перелёта из Стамбула в Баку он был спрятан в дымке, а теперь открылась вся его панорама:
Здесь в правом нижнем углу можно разглядеть тбилисский аэропорт, куда можно попасть как на собственно AZAL, так и на Buta Airways:
Город Рустави, расположенный по обеим берегам реки Куры и лежащий неподалёку от Тбилиси:
Далее мы летели уже над территорией Азербайджана по кромке границы с Грузией, а именно Кахетией - регионом с резким переходом от пустынного Иорского плоскогорья к Алазанской долине и далее к предгорьям Большого Кавказа:
На этом грузинские просторы заканчиваются, и начинается Большой Кавказ, по которому проходит азербайджанско-российская граница. Именно здесь находится гора Базардюзю - самая южная точка России, она же высочайшая вершина Азербайджана и Дагестана:
Уходя в глубь Азербайджана, Кавказский хребет резко сбавляет в высоте, а на горизонте начинает брезжить Каспий:
Одновременно с этим становится больше растительности на земле:
В районе города Шурабад входим в акваторию Каспия...
И поворачиваем на глиссаду, а вдалеке виднеются многочисленные нефтяные танкеры - куда же в Азербайджане без них?
А вот и уже знакомый вид, как в самый первый раз - отсюда начинается Апшеронский полуостров, а мы же пересекаем поселения Бильгях и Маштага:
Концентрация застройки здесь, конечно, поражает:
Правда, ближе к аэропорту населённые пункты сменяются усеянными угодьями полями:
До касания остаются считанные секунды, и наш метраж неумолимо сокращается, шасси выпускаются...
И вот на целых полчаса раньше расписания мы плавно приземляемся в аэропорту имени Гейдара Алиева:
Терминалы 1 и 2 (последний обслуживает внутренние рейсы, и у него также отстаиваются A340-500 и Б767, не задействованные в те дни на рейсах):
Без промедления съезжаем с ВПП и берём курс в направлении терминала:
Мимо выставленных в поле списанных Б757-200 (в настоящее время остался последний борт данного типа, и его весьма часто можно поймать на московских рейсах - теперь это моя заветная цель для следующих путешествий с AZAL) продвигаемся далее:
Метеостанция аэропорта:
А вот это редкий улов! A340-600 правительства Азербайджана собственной персоной:
Стоянка грузовых бортов с многочисленными грузовыми Ил-76 Silk Way Airlines и Б747 как хозяев, так и гостей:
У терминала своих вылетов ожидали Б737-800 Ютэйра и A320 бахрейнской Gulf Air. Мы становимся у гейта 8, находящегося между двумя гейтами, бывшими у меня в прошлый раз:
Телетрап подают весьма оперативно, буквально в первую же минуту:
А через несколько минут начинается высадка:
5. Аэропорт Баку имени Гейдара Алиева, Терминал 1
Попрощавшись с экипажем и поблагодарив за приятный полёт, выхожу по телетрапу:
Попутно снимаю нос нашего борта и столб гейта. К сожалению, чистота окон телетрапа оказалась ещё печальнее чистоты иллюминаторов на борту:
И A320 Gulf Air уже во всей красе:
Покидаю светлую галерею нашего гейта:
И оказываюсь вновь на распутье для прибывших и транзитных пассажиров:
Как представителю второй категории мне нужно было направо в коридор для трансферных пассажиров, где у меня проверили посадочный на следующий рейс и отправили на досмотр:
Как всегда, досмотр прошёл в очень дружелюбной обстановке с индивидуальным подходом. Когда в интроскопе показались лежащие в ручной клади австрийские вафли Manner, сотрудник безопасности - милейшей души дедушка стал припевать: "Чиколатки, чиколатки!"
Теперь пора уже знакомым коридором идти в чистую зону:
Заодно засняв наш борт напоследок:
А что было дальше - тема для заключительного обзора летней серии, а пока же пора подвести итоги данного перелёта:
- Аэропорт Стамбул - Сабиха Гёкчен - 5. Повезло мне испытать его в часы, когда он не был таким перегруженным, как оно часто бывает с рассказов других путешественников, поэтому у меня он оставил вполне приятное впечатление прежде всего своей компактностью - всего несколько минут от досмотра до гейта даже с учётом посещения Duty Free - в основном стамбульском аэропорту такие короткие расстояния и во сне не приснятся.
- Buta Airways - 5-. Авиакомпания порадовала комфортным салоном в своих E190 и приятным экипажем, однако подкачала чистота иллюминаторов и некоторая усталость салона - за это минус.
- Аэропорт Баку имени Гейдара Алиева, Терминал 1 - 5. Всё прошло очень спокойно, плавно и уютно - как и всегда, здесь очень приятный опыт пересадки.
ВК - @a321lufthansa (мой профиль); @a321lufthansaofficial (группа).
Instagram - @a321lufthansa.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
© A321Lufthansa
Следующий обзор: Баку - Москва (Внуково) на Б767-300ER Azerbaijan Airlines